Строительный контроль постановление 468

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2010 г. № 468

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее – строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство (далее – подрядчик);

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее – заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно – продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее – скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.

В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.

8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:

соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.

11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.

В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.

12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.

13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.

14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».

Затраты по главе 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» определяются отдельными расчетами, такими как: 1. «Затраты на содержание службы заказчика»; 2. «Строительный контроль».
Согласно данным, приведенным в «Федеральном реестре сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (далее – реестр), «Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика» МДС 81-7.2000, которое рекомендовано к применению письмом Минстроя России от 13 декабря 1995 г. № ВБ-29/12-347, признано действующим и внесено в реестр 15 декабря 2009 г. под № 110.
Используя положения МДС 81-7.2000, можно произвести расчет затрат на содержание службы заказчика, включая определение нормативной численности аппарата. При этом основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Для полноты решения проблемы следует также ознакомиться и в дальнейшем руководствоваться положениями, изложенными в письмах Министерства регионального развития РФ, например такими, как: от 5 сентября 2008 г. № 22467-СМ/08; от 15 октября 2008 г. № 26188-ИМ/08; от 21 апреля 2009 г. № 11615-СМ/08 и др.
Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее – строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, установлен «Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее – положения), утвержденным постановлением правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468.
На основании п. 14 и п. 15 вышеуказанного положения нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой – «Строительный контроль».
Применение нормативов расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета (в процентах), и нормативы численности работников заказчика (человек), на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, зависит от стоимости строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (млн руб.).
Согласно п. 4.87 МДС 81-35.2004 затраты на «Содержание службы заказчика-застройщика. Строительный контроль» следует включать в главу 10 сводного сметного расчета стоимости строительства в графы 7 и 8.

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

См. все связанные документы >>>

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи устанавливают цель строительного контроля, а также лиц, осуществляющих данный контроль.

В соответствии со ст. 748 ГК РФ заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.

Заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.

2. Часть 3 обязывает лицо, осуществляющее строительство, извещать об аварийных ситуациях органы государственного строительного надзора.

Аварийная ситуация — ситуация, при которой возможно разрушение сооружений, отдельных элементов, технических устройств.

Авария — опасное происшествие на хозяйствующем субъекте, транспорте или на линиях связи, представляющее угрозу жизни и здоровью людей либо приводящее к разрушению производственных помещений, повреждений или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, а также к нарушению производственного процесса.

Компетенция органов государственного строительного надзора установлена ст. 54 комментируемого Кодекса.

3. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает ряд требований, выполнение которых необходимо в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. К таким требованиям относится следующее:

контроль проводится за выполнением таких работ, которые влияют на безопасность объекта и выполнение которых не может быть проведено после других работ;

контроль проводится за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение недостатков невозможно без разборки и повреждения других строительных конструкций и участков сетей;

контролируется соответствие работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов;

проводится контроль над работами, которые могут оказать влияние на безопасность строительных конструкций;

по результатам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты.

4. Часть 5 устанавливает, что после устранения выявленных недостатков застройщик или заказчик может потребовать проведения повторного контроля, после чего составляет очередной акт освидетельствования.

5. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что если срок после проведения соответствующего контроля составляет более 6 месяцев, то, прежде чем начать работы, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, необходимо провести повторный контроль, если устранение недостатков, выявленных в ходе контроля, невозможно впоследствии без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.

в актуальной редакции из КонсультантПлюс

Скачать ведомость объемов конструктивных решений элементов и комплексов видов работ для закупки стройки ливневой канализации

Скачать проект сметы контракта для закупки стройки ливневой канализации

Скачать расчет НМЦК на выполнение работ по строительству для закупки стройки ливневой канализации

Скачать образец НМЦК на строительство (протокол) для закупки стройки ливневой канализации

Скачать пример обоснования НМЦК по приказу №841/пр на завершение строительных работ операционно-реанимационного корпуса ГБУЗ

Когда рассчитывают цену по приказу №841/пр

Новая методика составления сметы контракта от Минстроя утверждена приказом №841/пр от 23.12.2019. Заказчики применяют обновленный порядок расчета НМЦК при закупках по:

  • строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу (подробнее: «Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция»);
  • сохранению культурного наследия;
  • проектам и инженерным изысканиям по объектам капстроительства;
  • исполнению функций техзаказчика, составлению сметы проекта госконтракта.

ВАЖНО! Нормы приказа №841/пр не действуют в отношении территориального планирования.

Как обосновывают НМЦК

По правилам Минстроя, расчет начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ на проектно-изыскательские работы и на строительство проводят, используя проектно-сметный метод (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ). При исчислении НМЦК учитывают:

  • индексы цен на расходы при реализации инвестиционных проектов;
  • дефляторы Минэкономразвития.

Помимо строительства, реконструкции, капремонта, сноса объектов и сохранения культурного наследия, проектный метод расчета применяют для закупки строительства некапитальных строений (п. 20 Порядка 841/пр).

НМЦК определяют по:

  • смете, прошедшей проверку достоверности, если такой анализ необходим;
  • сметной документации по объектам.

В обязательном порядке проводится проверка расходов на строительство по госконтракту при применении индексного метода: показатели в текущем уровне цен пересчитываются на индекс инфляционных ожиданий, прогнозируемых на весь период строительства.

Если заказчик одновременно закупает проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию, НМЦК на такую закупку рассчитывают по правилам, установленным ПП РФ №563 от 12.05.2017. Цену вычисляют только после получения заключения технологической и ценовой проверки.

Минстрой установил, как рассчитать НМЦК и составить смету на строительство объекта под ключ

С 1 мая действует порядок определения НМЦК, а также методика составления смет контракта на закупку строительства объекта под ключ. В каких случаях применять эти документы, как оформить расчет НМЦК, когда придется уточнять смету, — об этих и других важных аспектах расскажем в обзоре.

Читайте полностью в КонсультантПлюс

Вот как рассчитывают начальную цену по приказу Минстроя №841/пр:

  1. Исчисляют стоимость на текущую дату.
  2. Результат умножают на индекс инфляционных ожиданий.
  3. Определяют НМЦК госконтракта.

Если проводите торги по разным видам градостроительства, рассчитайте начальную цену по каждому лоту. Готовый расчет НМЦК на капитальный ремонт в соответствии с приказом Минстроя №841/пр протоколируют. Этот протокол является неотъемлемой частью закупочной документации. Его публикуют в ЕИС вместе с извещением, техзаданием и проектом контракта.

Цена контракта на проектно-сметную документацию и инженерно-изыскательские работы рассчитывается так:

Такое обоснование НМЦК формируется из нескольких блоков:

  • проведение инженерных изысканий;
  • подготовка ПСД;
  • незапланированные расходы;
  • итоговая цена с налогом на добавленную стоимость или без него.

Стоимость услуг техзаказчика определяется по смете. В сметный расчет включают:

  • расходы на функции и услуги технического заказчика;
  • стоимость строительного контроля;
  • непредвиденные расходы;
  • общую стоимость услуг с НДС или без налога.

Каждую из этих позиций учитывают, только если она прописана в госконтракте. НМЦК на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов и сохранение культурного наследия определяют по формуле:

В приказе №841/пр указано, является ли обязательным к исполнению методика расчета цена по выполнению монтажных работ — да, для заказов строительства и монтажа начальную цену необходимо определять по нормам Порядка Минстроя. Вот что включают в НМЦК строительных работ:

  • стоимость строительства и монтажа;
  • оборудование и технику;
  • пусконаладочные работы;
  • затраты на транспортировку оборудования, проезд рабочих;
  • рост расходов, если строительство выпадает на зимнее время;
  • деньги на непредвиденные затраты;
  • дополнительные расходы;
  • общая стоимость работ с НДС или без него.

ВАЖНО! Если невозможно уточнить объем заказа, определяют начальную цену единиц работ, начальную сумму цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта (п. 3, 6 Порядка №841/пр).

Как рассчитать цену невыполненных работ

Если заказчик расторгает договор, по которому не выполнено часть работ, рассчитать остаточную стоимость необходимо по формуле:

Текущая стоимость определяется следующим образом:

Теперь необходимо пересчитать сметную стоимость по смете, на которую заказчик получал положительное заключение. Это делают по формуле:

Если стороны расторгли контракт по обоюдному согласию, одна из сторон отказалась от его исполнения или решение о расторжении вынес суд, заказчик заключает контракт с участником, заявке которого присвоили второй номер (ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ). Формула для определения стоимости этого контракта:

Если заказчик переводит остаточные работы в текущий уровень цен, он делает это по формуле:

А стоимость выполненных работ на момент определения новой НМЦК рассчитывается так:

Как подготовить смету

Проект сметы на строительство, реконструкцию, капремонт готовят без применения федеральных сметных нормативов (ФЕР). Основа для ПСД — это сводные сметные расчеты.

Актуальный алгоритм, как рассчитать смету строительства для бизнес-плана на основании приказа Минстроя №841/пр:

  1. Проанализируйте проектные документы, на которые получили положительное заключение технического эксперта.
  2. Подготовьте ведомость объемов планируемых работ. В ведомость включите объемы готовых составных частей (при наличии в проекте), нумерацию сметных позиций, название и объемы выполняемых строительных действий.
  3. Сформируйте проект сметы госконтракта. В проекте укажите наименование и объемы работ и их стоимость. В стоимость строительства входит:
    • основные издержки — аренда спецоборудования, зарплата рабочих и проч.;
    • накладные расходы;
    • прибыль;
    • дополнительные затраты;
    • непредвиденные расходы;
    • стоимость техники и оборудования и их пусконаладка;
    • постройка временных зданий и сооружений (при необходимости).

В сметный расчет включают и другие расходы. В некоторых сметах стоимость оборудования и пусконаладочные услуги выделяют в отдельный пункт.

Итоговая стоимость рассчитывается с учетом всех сметных показателей. Окончательный НМЦК на выполнение работ по сохранению объекта недвижимости прописывают с НДС или без него, если налог не уплачивается.

Заказчики часто спрашивают — для чего нужен строительный контроль, ведь он приводит к дополнительным расходам, требует привлечения к работе сторонних компаний и оформления кипы документов. Несмотря на ряд неудобств, игнорировать такую услугу нельзя. От нее зависит качество выполненных мероприятий, корректность принятых технических решений и правильность оформления технической документации.

Зачем это нужно

Строительный контроль — комплекс мероприятий, направленных на проверку работ на соответствие требованиям проекта, рабочей документации, технических регламентов, градостроительного плана и требований в отношении пользования землей. После окончания работ заказчик уверен в безопасной эксплуатации объекта.

Сведем пункты, зачем нужен контроль строительных работ в таблицу.

Гарантия качества выполняемых работ Выявление нарушений технологии

Исключение гарантийных случаев

Снижение расходов на плановые ремонты в будущем

Получение только качественных материалов Приемка и проверка материалов

Составление письменной претензии в случае низкого качества

Помощь в выборе

Сбор полного пакета документов, необходимых для сдачи объекта Акты скрытых работ

Исполнительные схемы

Сертификаты на аппаратуру

Уверенность в соответствии запланированному бюджету Защита от внештатных ситуаций

Ежедневная проверка выполненных мероприятий

Защита от необходимости оформления дополнительных соглашений

Гарантия своевременного строительства и ввода в эксплуатацию Контроль отставания и опережения

Составление отчетов по выполненной работе

Предоставление актуальных данных для принятия решений

Контроль соблюдения дисциплины Проверка порядка и хода работ

Контроль соответствия заявленному режиму

Выявление несоответствий в ходе строительных мероприятий

Защита от ошибок в документации Изучение сметы

Контроль проекта на достоверность и правильность составления

Кто проводит

Строительный контроль и надзор можно поручить только квалифицированным специалистам. По закону такие работы выполняют следующие лица:

  • подрядная компания;
  • заказчик;
  • проектант;
  • независимая организация;
  • застройщик.

Подрядная организация контролирует качество материалов и аппаратуры, поступающей на строительную площадку. В ее функции также входит слежение за процессом, соблюдением сроков, этапов и правильности воплощения запланированных мероприятий. Периодически застройщик проверяет подрядную фирму и, по сути, проделывает тот же объем работ.

Функция контроля строительных работ также возлагается на заказчика / застройщика. Они вправе проверить настолько строительный процесс соответствует первоначальной проектной документации. Если у заказчика нет возможностей для проверки, он находит специальные структуры с профильными специалистами, имеющими опыт и необходимую компетенцию.

Как проходит строительный контроль

В зависимости от договоренности сторон контроль качества строительных работ включает в себя комплекс шагов.

Изучение проектной документации

Бумаги проверяются на факт соответствия действующим правилам, границам стройплощадки, требованиям заказчика и т. д. При обнаружении ошибок бумаги отправляются на доработку.

Прием геодезической сети

Эксперты проверяют точность указанных в проектной документации данных, изучают надежность фиксации геодезических отметок, а по завершении работ составляют акт.

Контроль стройматериалов

Проведение строительного контроля включает оценку строительных изделий, проверку комплектности, контроль правильности оформления документации и т. д. Результаты проверочных работ оформляются письменно. При выявлении материалов низкого качества возможны следующие шаги:

  • приведение материалов к необходимым параметрам;
  • замена;
  • использование «неподходящих» стройматериалов, но после одобрения заказчиком.

До решения проблемы мероприятия по возведению объекта приостанавливаются.

Проверка на соответствие

На всех этапах проводится контроль строительного качества на факт соответствия проекту, а также действующим нормам. В конце оценивается сам результат и итоговая документация. Далее формируется акт с указанием итогов проведенных мероприятий.

В чем плюсы

Несмотря на дополнительные расходы, привлечение организации строительного контроля оправдано. Преимущества:

  1. Получение подробной информации о стоимости стройматериалов, правильности выполнения строительных работ, соблюдении планов.
  2. Защита от возможных дефектов, которые могут проявиться уже после сдачи объекта. При этом заказчик остается один на один с проблемой. Помощь специалистов позволяет избежать последствий.
  3. Экономия денег. Благодаря своевременной проверке, удается уйти от дополнительных расходов на переделку проекта и внесение изменений в уже построенный объект. Кроме того, минимизируется риск столкнуться с проблемами при вводе сооружения в эксплуатацию.
  4. Соблюдение сроков, благодаря внимательной проверке на всех этапах возведения здания.

Контроль строительно-монтажных работ дает уверенность в надежности будущего объекта и отсутствии проблем с документацией. Расходы на получение таких услуг окупаются и позволяют заказчику не переживать реализации проекта в установленные сроки.

Как формируется стоимость

Расходы на выполнение строительного контроля определяется после получения задачи и общения с заказчиком. Цена формируется с учетом следующих факторов:

  1. Количество приездов на место строительства. В зависимости от ситуации возможно 4, 8 или 16 посещений. Количество выездов согласовывается индивидуально.
  2. Время нахождения на площадке. Эксперт может присутствовать на объекте два-три часа или находиться на нем весь рабочий день. Эти правила указываются в соглашении и влияют на стоимость.
  3. Число и сложность объектов. В зависимости от ситуации может потребоваться привлечение двух и более сотрудников.
  4. Отдаленность от офиса. Если строительный контроль при строительстве проводится на удаленных объектах, оплата выше. Это связано с расходами на аренду жилья, командировочные, поездки, дополнительные расходы и т. д.

Стоимость услуги определяется после обсуждения и отражается в договоре. После согласования цены внесение изменений допускается только при форс-мажорных обстоятельствах и по согласованию сторон.

Итоги

Выполнение строительного контроля позволяет соблюсти требования законодательства, гарантировать спокойствие заказчика и отсутствие финансовых сбоев. Практика показала, что регулярные проверки более выгодны, ведь с их помощью можно быстро выявить и устранить имеющиеся нарушения.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *