Трудовая инспекция по труду

На любом предприятии всегда есть 2 стороны – работники и работодатель. Между этими сторонами нередко возникают разногласия. Для урегулирования отношений государство учредило специальное ведомство – трудовую инспекцию.

Не стоит мириться с произволом работодателя. Если права работника нарушаются, нужно писать жалобу в ГИТ. Как пожаловаться в инспекцию по труду? Какие документы необходимо предоставить при обращении? В данной статье вы сможете найти ответы на эти вопросы.

Общие положения

Основные вопросы, связанные с трудовыми отношениями, регулируются Трудовым Кодексом. Согласно ст.356 ТК РФ, при нарушении прав в сфере труда, работник имеет право обратиться с жалобой или заявлением в инспекцию труда.

После написания жалобы ГИТ начинает проверку. Проверка может проводиться без выезда на предприятие (документарная) или с выездом (внеплановая проверка ГИТ). По итогам проверки, при выявлении несоблюдения норм ТК РФ, работодателя обязывают устранить нарушения в определенный срок. Если нарушение серьезное, на работодателя может быть наложен штраф.

Если на предприятии постоянно нарушаются права работников, то инспекция может приостановить деятельность организации.

Обратиться в ГИТ с жалобой на работодателя может как один человек, так и группа сотрудников. Рассмотрим, когда необходимо писать жалобу.

В каких случаях необходимо жаловаться?

Причин для подачи жалобы на работодателя может быть несколько:

  • Нарушения при приеме на работу;
  • Нарушения по отношению к работающим сотрудникам;
  • Нарушения при увольнении.

При приеме на работу будущий сотрудник организации должен тщательно ознакомиться с трудовым договором. Если в нем не прописан размер заработной платы, не прописаны периоды и размер премиальных выплат – это может послужить поводом для обращения в инспекцию труда.

Нередки случаи дискриминации по отношению к работающим сотрудникам. Если вы явились свидетелем или сами попали в ситуацию, когда работодатель отказывается оплачивать больничный лист, несвоевременно платит зарплату, на протяжении продолжительного периода не дает отпуск – можете смело обращаться с жалобой в ГИТ.

Пожаловаться на работодателя имеет право не только действующий сотрудник, но и уже уволенный с предприятия рабочий.

Обращение в трудовую инспекцию после увольнения происходит в тех случаях, если работнику не выплатили увольнительное пособие, и если само увольнение противоречило нормам трудового законодательства.

Как обратиться в инспекцию по труду?

Для того чтобы обратиться ГИТ, необходимо правильно составить заявление. Данный документ составляется в свободной форме. В нем обязательно должны быть прописаны следующие пункты:

  1. Реквизиты территориальной инспекции.
  2. Реквизиты заявителя.
  3. Реквизиты работодателя.
  4. Суть жалобы.
  5. Подпись и дата.

Следует помнить, что, несмотря на свободную форму составления, жалоба является официальным документом, и при ее составлении нужно исключить все оценочные суждения и нецензурную лексику. Факты нарушений должны быть описаны кратко и лаконично.

Подать заявление в инспекцию по труду можно несколькими способами:

  • Лично, при посещении территориального ведомства;
  • По почте – отправкой письма с уведомлением и описью вложения;
  • Онлайн через официальный портал ГИТ.

Анонимное заявление

Чтобы защитить добросовестных работодателей от клеветы сотрудников, законодательные органы запретили трудовой инспекции принимать к рассмотрению жалобы, написанные анонимно.

Даже если работник придет в надзорный орган лично, но в обращении не будут указаны его реквизиты, жалоба рассматриваться не будет.

Однако, если работник по каким-либо причинам опасается озвучивать перед работодателем факт обращения в ГИТ, согласно ст. 358 ч.2 ТК РФ, он может попросить сохранить данные заявителя втайне от работодателя. Для этого необходимо прописать свою просьбу в обращении.

Более подробно об обезличенной подаче документов можно прочитать здесь.

Какие документы нужны?

Основной документ при обращении в трудовую инспекцию – это, конечно же, заявление. Но одного заявления будет недостаточно. Итак, какие документы нужны для обращения в ГИТ:

  1. Копия паспорта заявителя.
  2. Копия договора с работодателем.
  3. Копия трудовой (если есть возможность ее предоставить).
  4. Копия приказа о назначении на должность.

Помимо этих документов заявитель может предоставить и другие бумаги, подтверждающие факт нарушения прав со стороны работодателя. Это может быть копия претензии, ответ работодателя на претензию, копия переписки; служебные записки и т.д.

Порядок действий

Обратиться в трудовую инспекцию несложно, главное – соблюдать определенный алгоритм действий, а именно:

  1. Первое, что необходимо сделать – это узнать реквизиты территориального отделения ведомства.
  2. Далее написать заявление.
  3. К заявлению прикрепить все необходимые документы.
  4. Направить заявление в ГИТ любым удобным способом.

После рассмотрения заявления инспекцией организуется проверка, по итогам которой заявитель получает ответ. В ответе указывается, какие нарушения были выявлены, какие дисциплинарные меры приняты по отношению к работодателю. Также в ответе могут присутствовать советы по дальнейшим действиям для восстановления прав сотрудника. К таким мерам можно отнести обращение в судебные инстанции или в прокуратуру.

Если заявитель не согласен с итогами проверки, он может составить жалобу повторно и направить ее на имя руководителя территориального подразделения инспекции.

Обращение после увольнения

Порядок обращения работников в трудовую инспекцию после увольнения регламентирует закон № 59-ФЗ РФ.

Обратиться с жалобой в ГИТ могут не только действующие сотрудники, но и те, кого уволили с предприятия. В случае если уволенный работник хочет восстановиться в должности и получить компенсацию материального и морального вреда, он должен подать заявление не только в трудовую инспекцию, но и в судебные органы.

Если увольнение будет признано незаконным, то сотрудник может не только вернуться в организацию, но и получить компенсацию за те дни, пока он вынужденно не посещал рабочее место.

В случае, если перед уволенным работником не стоит цели восстановиться на рабочем месте, срок, когда подается заявление, значения не имеет. То есть бывший сотрудник организации, права которого были нарушены, может обратиться в трудовую инспекцию по истечении любого срока после получения уведомления об увольнении.

Однако для того, чтобы инспектор вынес предписание о признании увольнения незаконным и вынес постановление работодателю на восстановлении сотрудника в должности, заявление нужно подать не более чем через 30 дней после увольнения.

Работник может обратиться в ГИТ и судебные инстанции не только для того, чтобы его восстановили в должности, но и для решения иных трудовых споров, а именно:

  • Для изменения записи в трудовой книжке об увольнении;
  • Для возмещения морального и материального вреда, причиненного незаконным увольнением;
  • Для получения необходимых документов, которые должны выдаваться при увольнении (часто бывают случаи, что работодатели отказываются возвращать трудовые книжки).

В любом случае, даже если срок подачи заявления не ограничен, не стоит затягивать, нужно как можно быстрее обратиться в надзорные органы.

По статистике, с тем или иным нарушением трудовых прав сталкивался каждый 5 трудящийся. Однако далеко не все готовы отстаивать свои интересы и защищать свои права. Страх перед увольнением, нежелание общаться с представителями контролирующих организаций – причины, по которым граждане закрывают глаза на произвол работодателей. А зря.

Трудовая инспекция всегда стоит на стороне рабочих, и в случае нарушения их прав, работодатель обязательно понесет законное наказание, а интересы трудящихся будут защищены.

Инспектор по труду контролирует соблюдение Трудового кодекса Российской Федерации на предприятиях. Его считают защитником трудовых прав граждан. Он приходит к работодателям в плановом порядке либо по жалобе и проверяет, чтобы сотрудники были правильно оформлены, получали заработную плату дважды в месяц, без задержек и «конвертов», чтобы соблюдались нормы по охране труда и технике безопасности.

Места работы

Должность инспектора по труду существует только в Федеральной инспекции труда.

История профессии

19 июня 1947 года в Женеве была принята международная Конвенция, обязавшая государства иметь Инспекции для контроля соблюдения трудового законодательства. В это же время появилась профессия.

Обязанности инспектора по охране труда

Должностные обязанности инспектора по труду четко регламентированы законодательством и состоят в следующем:

  • проведение проверок организаций;
  • выявление нарушений;
  • составление протоколов;
  • определение штрафных санкций.

Кроме того, инспектор по охране труда:

  • расследует несчастные случаи на производстве,
  • приостанавливает работу организации при выявлении грубых нарушений.

Требования к инспектору по труду

Самое главное — отличное знание трудового права и опыт работы в юриспруденции. Также имеет значение:

  • знание документооборота;
  • умение работать с ПК;
  • коммуникативные навыки;
  • стрессоустойчивость.

Образование

Чтобы освоить профессию инспектора по труду необходимо получить юридическое образование. Или, как минимум, изучить Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Зарплата инспектора по труду

Заработная плата инспектора по труду, как государственного служащего, состоит из базовой тарифной ставки, переменных надбавок и поощрений. В среднем он получает около 30 тысяч рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Охрана труда».

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению «Охрана труда» (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

Комментарий к статье 357

1. Конвенция МОТ N 81 предусматривает предоставление инспекторам труда для обеспечения исполнения ими своих функций следующих прав:

Беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;

Входить в дневное время во все здания, которые по имеющимся достаточным основаниям считаются подпадающими под контроль инспекции;

Осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательство эффективно соблюдается, в частности, наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений, требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест.

2. Комментируемая статья устанавливает общий свод прав государственных инспекторов труда вне зависимости от специфики осуществляемой ими надзорно-контрольной деятельности. В то же время следует иметь в виду, что в системе федеральной инспекции труда деятельность по проведению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляют государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда. Хотя новая редакция комментируемой статьи исключила разделение государственных инспекторов труда на правовых и по охране труда, на практике соответствующее разделение функций обусловлено спецификой деятельности и подготовки различных инспекторов труда.

Государственные правовые инспекторы труда осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права. Государственные инспекторы по охране труда ведут надзор и контроль за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде в части обеспечения права на безопасные условия труда и имеют необходимые познания в технических вопросах. Различие в их функциях предполагает фактическую реализацию ими различного комплекса прав.

3. Предписания, предъявленные государственным инспектором труда в адрес работодателя или его представителя, об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе и не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности, обязательны для исполнения.

Об обжаловании предписаний государственных инспекторов труда см. ст. 361 ТК и комментарий к ней.

Ответственность за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений законодательства предусмотрена ст. 19.5 КоАП. За совершение данного правонарушения на граждан (работодателей — физических лиц) может быть наложен административный штраф в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Соответствующие дела об административных правонарушениях рассматриваются судами.

4. О расследовании и учете несчастных случаев на производстве см. ст. ст. 227 — 231 ТК и комментарий к ним.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц к административной ответственности вправе не все работники инспекции труда, а лишь:

А) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации; главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда; руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

Б) руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда (ст. 23.12 КоАП).

Данные лица вправе составлять по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых федеральной инспекцией труда, протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда (государственные инспекторы труда) имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27; ст. 5.42; ч. 1 ст. 19.4; ч. 1 ст. 19.5; ст. 19.6; 19.7 КоАП (ст. 28.3 КоАП).

Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости РФ от 10 апреля 2006 г. N 60.

О делах, рассматриваемых федеральной инспекцией труда, см. п. 4 комментария к ст. 356 ТК.

6. Федеральная инспекция труда не осуществляет надзорно-контрольную деятельность по вопросам, принятым к рассмотрению судом или по которым уже имеется решение суда, вне зависимости от вступления его в законную силу.

В то же время принятие вопроса к рассмотрению комиссией по трудовым спорам или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. Однако в данном случае проверка может быть проведена лишь в случае обращения в федеральную инспекцию труда профсоюзного органа, самого работника или иного лица, а предписание выдается при наличии очевидного (т. е. не вызывающего сомнений) нарушения. Выданное в результате проведения такой проверки предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в особом порядке: исключительно в суд в течение 10 дней с момента получения предписания. Обжалование данного предписания в порядке подчиненности не допускается.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.

Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации полномочия по осуществлению функций по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).

Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Осуществление федерального надзора за соблюдением трудового законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — не единственное направление деятельности Роструда.

Кроме этого на Роструд возложены полномочия в сфере занятости населения, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Специализированным структурным подразделением Роструда, созданным для реализации функций по методологическому обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также для организации деятельности государственных инспекций труда, является Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, возглавляемое начальником Управления, являющимся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Справка. По состоянию на 1 января 2012 г. в ведении Федеральной службы по труду и занятости находились 82 государственные инспекции труда.

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минтруда России.

В соответствии с положениями ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются:

1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нормативные правовые акты, определяющие правовой статус и полномочия федеральной инспекции труда:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, в ред. от 19.06.2012);
  • Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (в ред. от 28.01.2011);
  • Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости (утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 01.07.2009 № 378н, в ред. от 25.08.2010);
  • Регламент Федеральной службы по труду и занятости (утвержден Приказом Роструда от 11.09.2007 № 211, в ред. от 24.05.2010).

Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и полномочия федеральной инспекции труда по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • Конвенция № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947, ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ);
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.07.2012);
  • Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010).

ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Исходя из возложенных задач, в соответствии с положениями ст. 356 ТК РФ, федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

  • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды;
  • осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
  • принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  • запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
  • осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и т. д.

Согласно ст. 216.1 ТК РФ федеральная инспекция труда уполномочена на осуществление государственной экспертизы условий труда, осуществление контроля за результатами проводимой работодателями в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в целях формирования объективных сведений о состоянии условий труда работников, в том числе занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Федеральной инспекции труда предоставлено право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Органы федеральной инспекции труда в субъектах Российской Федерации осуществляют надзорные мероприятия, направленные на обеспечение хозяйствующими субъектами соблюдения требований трудового законодательства в отношении привлекаемых ими в установленном порядке иностранных работников, а также контроль за соблюдением ограничений по использованию иностранной рабочей силы, ежегодно устанавливаемых Правительством РФ.

Подпункт «а» п. 4 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22.06.2010).

Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, в ред. от 19.06.2012), Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (в ред. от 28.01.2011).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н), Приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (в ред. от 22.11.2011).

Пункт 6.5 Положения о Федеральной службе по труду и занятости.

Статья 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012), Постановление Правительства РФ от 12.11.2010 № 895 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2011 год», Приказы Минздравсоцразвития России от 08.12.2010 № 1081н (в ред. от 14.12.2011), от 08.12.2010 № 1080н (в ред. от 14.12.2011).

В случае нарушения своих трудовых прав, работник вправе обратиться за их защитой в одну из четырех инстанций по своему выбору: государственную инспекцию труда, прокуратуру, комиссию по трудовым спорам или суд.

Суд

Суды – это первое место, куда обращаться по трудовым спорам нужно в первую очередь, при этом параллельно можно обратиться и в прокуратуру, и в трудовую инспекцию.

Сроки

Заявление по трудовому спору можно подать в суд только в течение трех месяцев со дня, когда была получена трудовая книжка или приказ об увольнении. Если речь идет об восстановлении на работу, то срок подачи заявления в суд регламентируется статьей 392 ТК РФ и составляет один месяц.

По спорам о взыскании заработной платы этот срок увеличивается до одного года с даты, когда она должна была быть выплачена.

Пропуск указанного срока дает суду право отказать в иске. Однако если причины будут признаны уважительными (например, тяжелая болезнь), то срок может быть восстановлен. При этом нужно помнить о том, что обращение в инспекцию или прокурату уважительными причинами пропуска срока не являются, поэтому лучше подавать заявление сразу во все инстанции.

Определение места подачи иска

При определении суда, уполномоченного рассматривать спор, нужно исходить из места нахождения фирмы-работодателя, то есть его юридического адреса, узнать который можно через Единый государственный реестр юридических лиц. Нужно ввести наименование организации и цифры с картинки, как на фото ниже.

Заявление

Составить заявление по трудовому спору правильно поможет юрист. Если хочется сделать это самостоятельно, то нужно помнить о нескольких важных моментов:

  • в шапке (правый верхний угол) необходимо указать наименование и адрес суда, куда подается заявление, а также свои Ф.И.О, адрес и телефон;
  • перечислить все детали, касающиеся дела, в том числе где и сколько проработали, а также когда и как было совершено нарушение трудовых прав.
  • перечислить все документы, прилагаемые к заявлению и поставить дату составления заявления, подпись и расшифровку.

Вместе с заявлением должны быть поданы копии паспорта, трудовой книжки (если она осталась у работодателя, указать это в тексте), других документов, имеющих отношение к делу и доказывающих вашу правоту.

Расчет суммы иска

Если трудовой спор касается полной или частичной невыплаты заработной платы, а также компенсации материального или морального ущерба, должен быть сделан расчет суммы. Например:

«Согласно п. 10 трудового договора, заключенного сторонами, оклад истца составлял 10 000 рублей в месяц. С 01.01 по 31.03.2017 заработная плата истцу не начислялась, таким образом, за январь-февраль-март не выплачено 30 000 рублей.

Статьей 236 Трудового кодекса предусмотрена ответственность работодателя за несвоевременную выплату зарплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования, т. е. от 8,25% = 0,027%.

10 000 (рублей) * 89 (дней просрочки) * 0,027% = 2 403 рубля.

Таким образом, общая сумма иска:

30 000 (общая задолженность) + 2 403 (материальная ответственность за просрочку) = 32 403 рубля».

Государственная пошлина

Оплата государственной пошлины работником при подаче искового заявления по трудовым спорам не требуется, а вот работодатели такой привилегии лишены и должны будут оплатить ее в размере, установленном статье 333.19 Налогового Кодекса.

Очень часто бывает ситуация, когда нет всех необходимых документов, для доказательства своей позиции, поэтому к иску необходимо приложить заявление об истребовании доказательств у работодателя.

Суд обязан принять или отказать в принятии иска в течение пяти рабочих дней с момента его подачи. Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию.

Совет! На судебное заседание стоит взять с собой диктофон, впоследствии это может пригодиться, чтобы подготовить аргументированный ответ на доводы ответчика. Разрешение для записи судебного заседания не требуется.

Подробная инструкция по составлению заявления о взыскании зарплаты в суд в данном видео

Прокуратура

Куда обращаться по трудовым спорам, если ни в прокуратуру, думают многие. На самом деле идти туда следует только в следующих случаях:

  • заработная плата выплачена не вовремя и не в полном объеме;
  • не были соблюдены права работников при увольнении из-за ликвидации организации или сокращении;
  • неудовлетворительная работа инспекции труда или центра занятости;
  • несвоевременная выплата кредитными организациями пособий и пенсий.

Обращение может быть подано как индивидуально, так и всем коллективом в письменной форме или устной на личном приеме у прокурора. На рассмотрение обращения по трудовому спору отводится ровно тридцать дней, со дня его регистрации, этот срок может быть продлен только один раз и не более чем на пятнадцать дней.

По результатам проверки трудового спора дается письменный ответ по всем заданным в обращении вопросам, при этом прокурор имеет право:

  1. Возбудить дело об административном правонарушении и передать его для рассмотрения уполномоченному лицу.
  2. Потребовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
  3. Выдать предостережение.
  4. Выдать представление об устранении выявленных нарушений.
  5. Обратиться в суд за защитой интересов человека, права которого были нарушены, если он не может сделать это самостоятельно в силу преклонного возраста, состояния здоровья или нарушения касается социальных прав в трудовой сфере, в том числе защиты материнства и детства.

Последнее является правом, а не обязанностью, поэтому требовать от прокурора обратиться за вас в суд по трудовому спору нельзя.

Как написать жалобу, не выходя из дома, смотрите в данном видео

Государственная инспекция труда

Еще один вид государственных учреждений, где рассматриваются трудовые споры – это государственные инспекции труда, они есть практически в любом городе, найти свою можно на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости.

Для того чтобы инспекция начала проверку работодателя, нужно подать жалобу. Сделать это можно как одному, так и всем коллективом или профсоюзом, направив ее заказным письмом с уведомлением или на личном приеме у инспектора. При этом жалоба должна быть подписана и датирована, иначе в ее рассмотрении будет отказано, но можно попросить не разглашать информацию работодателю.

На рассмотрение жалобы отводится один месяц, решение может быть обжаловано в судебном порядке. Если инспектор сделает вывод, что права работника были действительно нарушены, он обладает полномочиями предъявить работодателю предписание об устранение выявленных нарушений и привлечь его к административной ответственности.

Инспекция может посоветовать работнику обратиться в суд, если разрешение выявленных нарушений выходит за зону ее ответственности, например, в случае, если трудовой договор не был заключен, или в нем не был указан размер заработной платы.

Комиссия по трудовым спорам

Обращение в комиссию по трудовым спорам возможно в течение трех месяцев со дня нарушения. В заявлении, поданном лично или направленном по почте, должны быть указаны:

  • дата, когда работник узнал о нарушении своих трудовых прав;
  • предмет спора;
  • доказательства нарушения;
  • ФИО, адрес, контактный номер телефона и подпись.

Каждое поданное заявление регистрируется, после чего идет стадия подготовки документов к слушанию, в ходе которой собираются не хватающие документы, доказательства, привлекаются заинтересованные лица.

На любой стадии рассмотрения заявления работник вправе его забрать, но тогда он не имеет права подать его повторно по тому же вопросу.

Трудовой спор рассматривается в присутствии заявителя или его представителя по доверенности, при этом они имеют право представлять в ходе слушанья новые доказательства и высказывать по существу рассматриваемого вопроса. При неявке работника или его представителя по уважительной причине заседание откладывается, если такой причины нет, комиссия вправе снять заявление с рассмотрения.

По итогу выносится протокол, который подписываемся обеими сторонами спора, он должен содержать дату проведения заседания, список присутствующих членов комиссии и председателя, а также сведения о присутствии работника, порядок ведения заседания и проект решения комиссии. Стороны вправе принести замечания в протокол, которые должны быть удостоверены одним из присутствующих членов комиссии.

Таким образом, на вопрос, куда обращаться по трудовым спорам, есть целых четыре ответа. Несмотря на то что во всех случаях можно действовать самостоятельно, рекомендуем воспользоваться услугами профессионального юриста, особенно при обращении в суд, это повысит шанс на положительное разрешение вопроса.

Напоследок следует сказать, что на сайте онлайнинспекция.рф можно задать вопрос дежурному инспектору, проверить свой трудовой договор на соответствие действующему законодательству, посмотреть инструкции по самым распространяемым трудовым спорам, одна из которых возможно подойдет вам, и даже попробовать найти новую работу.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *