Увольнение с госслужбы

Содержание

Как уволиться без отработки двух недель, пошаговая инструкция

Сотрудник обязан предупредить работодателя о своём намерении уволиться за 2 недели до даты предполагаемого увольнения. Эти 2 недели называют обязательной отработкой. Однако законом предусмотрено увольнение и без обязательной отработки.

В ст. 81 ТК РФ перечислены случаи, когда сотрудник может не отрабатывать 2 положенных недели. Это такие случаи, как:

  • невозможность продолжить свою трудовую деятельность в связи с зачислением в ВУЗ или образовательные учреждения бакалавриата и магистрата на дневное отделение;
  • выход сотрудника на пенсию;
  • нарушение сотрудником трудового законодательства, а также локальных актов и положений трудового и коллективного договоров;
  • другие случаи.

К другим случаям трудовое законодательство относит:

  • переезд в другую местность для работы;
  • направление второго супруга на работу за границу;
  • переезд на новое место жительство или по медицинским показаниям;
  • осуществление ухода за больным членом семьи, ребёнком – инвалидом или ребёнком до 14 лет.

Уволиться без отработки могут пенсионеры и беременные женщины, а также матери и усыновители, имеющие ребёнка до 14 лет.

Законное увольнение после трехдневной отработки

Как уже говорилось, стандартный срок отработки перед увольнением – 2 недели. Но есть такие категории работников, которые в этот список не попадают. По их требованию, работодатель должен их уволить и полностью рассчитать в более короткий – 3-дневный срок.

К таковым сотрудникам можно отнести:

  • тех, кто проходит испытания. В ст. 71 ТК РФ сказано, что если сотрудник, находящийся на испытательном сроке, решил уволиться по собственному желанию, то он должен отработать только 3 рабочих дня;
  • сотрудники, с которыми заключён временный договор. То есть в ст. 292 ТК РФ сказано, что если сотрудник нанимался на работу только для выполнения определённого объёма работ (или определённого вида работ), и с ним заключён трудовой договор сроком до 2 месяцев, то перед увольнением он может отработать только 3 календарных дня;
  • работники, привлечённые к сезонному труду. Например, для выкапывания картошки. В ст. 296 ТК РФ сказано, что работники, привлечённые к выполнению сезонных работ, и с которыми трудовой контракт заключён на срок до 2 месяцев, могут спокойно уволиться после истечение 3 календарных дней с момента уведомления своего работодателя.

Уведомить работодателя нужно в письменной форме. Как правило, хватает только заявления об увольнении. Оно и считается уведомлением начальника.

Особые обстоятельства

Не стоит забывать о том, что существуют некоторые особые обстоятельства, при которых работник может уволиться сразу же, не отрабатывая ни дня.
К таким обстоятельствам трудовое законодательство относит:

  • соглашение сторон. В ст. 77 ТК РФ сказано, что если стороны заключат между собой соответствующее письменное соглашение, то работник может уволиться и без отработки;
  • сотрудники, которые поступили в ВУЗ и приступают к учёбе. Как правило, такое увольнение происходит накануне 1 сентября. О зачислении работника в ВУЗ, как правило, известно намного раньше, нежели перед началом учебного года. Поэтому и уволиться он может за 2 недели. Но если он желает прекратить трудовые отношения именно перед началом учебного года, то он должен предъявить справку из учебной части, подтверждающую зачисление в ВУЗ;
  • сотрудники, которые в силу своего возраста достигли пенсионного возраста и не собираются продолжать свою трудовую деятельность. Достижение сотрудником определённого возраста, когда по закону выходят на пенсию, не является основанием для прекращения трудовых отношений;
  • конфликтная ситуация с работодателем на фоне нарушения им норм трудового права относительно данного работника;
  • увольнение работника по причине превышения работодателем своих должностных полномочий, как руководителя. Нередко бывает так, что начальник «забывается» и начинает оскорблять своих сотрудников и применять по отношению к ним нецензурную речь;
  • нарушение сроков выплаты заработной платы или других пособий. К таковым можно отнести отпускные, выходное пособие или выплаты по «больничному», декретный и прочие;
  • рабочее место конкретного сотрудника не оснащено должным образом, что мешает ему выполнять свои непосредственные трудовые обязанности в полную силу.

Это примерный перечень оснований для увольнения сотрудника без 2-недельной отработки. Но как показывает практика, есть множество других причин для прекращения трудовых отношений без отработки. К ним можно отнести:

  • семейные или личные обстоятельства. Такие обстоятельства нужно будет подтвердить документами, что порой бывает довольно сложно. Но если есть острая необходимость быстрого увольнения, всегда можно поговорить с руководителем и подписать с ним соответствующее соглашение;
  • переезд супруга или супруги на работу в другой регион. Например, длительная командировка супруга, которая влечёт за собой вынужденный переезд всей семьи для проживания в другом регионе. Причина довольно уважительная, но некоторые работодатели просят подтвердить её документально;
  • случаи, когда здоровье работника резку ухудшилось, и он не может дальше выполнять свои трудовые обязанности. Закон также считает, что такая причина является довольно веской для увольнения. Но без необходимых медицинских документов уволиться не получится;
  • семьи, в которых есть дети до 14 лет;
  • многодетные семьи, если на иждивении увольняющегося родителя находятся 3 или более детей в возрасте до 16 лет. А если они обучаются в ВУЗе, то до окончания учебного заведения;
  • возникла необходимость ухода за ребёнком – инвалидом или другим членом семьи, имеющим первую группу инвалидности. Наличие такой причины также должно быть подтверждено медицинскими документам;
  • беременность сотрудницы. Наличие живота не является доказательством беременности. Нужно предъявить руководителю медицинскую справку из медучреждения, в котором данная беременная сотрудница состоит на учёте. Справка подписывается главным врачом учреждения, заведующей женской консультации и лечащим врачом. Также на справке должна стоять «главная» печать учреждения.

Образец заявления

Чтобы уволиться, сотрудник должен написать заявление на увольнение. Если же он желает уволиться без отработки, то и этот факт нужно отразить в заявлении.
Заявление на увольнение без отработки должно содержать в себе следующую информацию:

  • должность и инициалы уполномоченного лица, которое принимает подобного рода заявления;
  • полное название работодателя;
  • инициалы и должность увольняющего сотрудника. Если предприятие большое, то нужно указать структурное подразделение;
  • само заявление. Здесь увольняющийся сотрудник указывает:
    • просьбу уволить его определённого числа. Например, уволить 05.04.2018 года. Тогда последним рабочим днём будет считаться 04.04.2018 года;
    • просьба уволить без отработки;
    • причины увольнения без отработки;
    • список документов, которые сотрудник прилагает к заявлению для подтверждения причины столь скоротечного увольнения;
    • если же увольнение без отработки происходит по соглашению сторон, то можно указать и реквизиты этого соглашения.
  • Когда сотрудник изложит основной текст, он указывает дату написания заявления, ставит свою подпись и расшифровывает её.

Заявление, желательно, оформить на фирменном бланке предприятия. Но, если такого не разработано, то можно написать на обычном листе.

>Как уволить госслужащего без его желания по закону

Как можно уволить сотрудника без его желания по закону

Как уволить нерадивого сотрудника без его желания Основания увольнения работников приведены в Трудовом кодексе РФ, однако ТК не дает полноценного ответа на вопрос о том, как уволить сотрудника без его желания по закону? Их можно разделить на группы: собственное желание работника, инициатива работодателя и обстоятельства, не зависящие ни от работодателя, ни от работника. В большинстве случаев увольнение сотрудников исключительно по инициативе работодателя связано с неудовлетворительными результатами их работы по причине несоблюдения должностных обязанностей, нарушений трудовой дисциплины или низкой квалификации.

Какие основания дают право работодателю избавиться от недобросовестного сотрудника? С какими трудностями может столкнуться работодатель, когда работник не согласен с увольнением и оспаривает его законность? Как уволить коллегу по работе? Уволить сотрудника позволяют следующие условия, содержащиеся в статье 81 Трудового кодекса: у организации сменился владелец (собственник имущества); руководитель или его заместитель однократно грубо нарушили должностные обязанности; принято необоснованное управленческое решение, повлекшее ущерб для имущества или его неправомерное использование.

Как по закону уволить сотрудника без его желания?

Вопрос о том, как можно уволить сотрудника без его желания и соблюсти закон, требует особого рассмотрения.

В законе о государственной службе нет некоторых оснований для увольнения, прописанных в Трудовом кодексе. К ним, в частности, относятся: смены собственника (имущества госструктуры); совершение аморального проступка (если работа связана с исполнением воспитательных функций). В каждой подобной ситуации наблюдается конфликт сторон, поэтому требуется максимальная грамотность с юридической точки зрения. Расторжение трудовых отношений по воле администрации в подавляющем большинстве случаев связано в нарушениями трудового регламента или локального распорядка предприятия, несоответствия занимаемой должности и прочим нарушениям. Согласно ст.81 ТК РФ, законодательно установлены причины расторжения договора, которые позволяют рассчитать работника без учета его интересов. Перечень не является закрытым, то есть может быть расширен в конкретной ситуации.

При этом от руководства потребуется документальное доказательство своей позиции, если дело дойдет до рассмотрения в надзорных или судебных органах.

Особенности увольнения служащего по инициативе работодателя

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случае: 1.

Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы: А) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; Б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

2. Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. 3. Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей: А) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); Б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; В) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; 4.

Как уволить госслужащего без его желания по закону

Вот не устроишь начальника по каким-либо вопросам и все — найдут основания, не смотря на образование и опыт работы!

Во время откроешь дверь «нужным людям», чайку подашь — и после пенсии еще 20 лет отработаешь и без образования! Механизм продления нахождения на государственной службе и основание увольнения государственного служащего после истечения этого срока? Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации Статья 19.

Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим 1. Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае: 1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; 3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 Федерального закона «О муниципальной службе» Статья 13.

Основные аспекты процесса увольнения государственного служащего содержатся в шестой главе Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» (№79-ФЗ).

В частности, здесь прописаны: Отдельная статья посвящена ситуации, при которой госслужащего увольняют из учреждения по причине утраты доверия в силу выявленных обстоятельств (ст.

59.2). Общие же вопросы увольнения гражданских служащих описывает ТК РФ, в том числе обязательность двухнедельной отработки и выплат по факту расторжения трудового контракта (ст.

Как проводится увольнение госслужащего по собственному желанию

Порядок, по которому осуществляется увольнение госслужащего по собственному желанию имеет ряд особенностей.

80, 81, 140). При этом, в самом Трудовом кодексе содержится отсылка к №79-ФЗ, поскольку именно в этом нормативно-правовом документе содержатся детали увольнения работников, состоящих на государственной службе. Куда более сложно дело обстоит с расторжением контракта по решению нанимателя. Отношения государственных гражданских служащих и работодателей регулируются не трудовым договором, а служебным контрактом. Но есть исключения, трудовую деятельность можно прекратить раньше по следующим причинам:

  • Наниматель нарушил закон либо действует вразрез со служебным контрактом. Подробнее эти основания увольнения описаны ниже.
  • Нет возможности продолжать исполнять свои обязанности (выход на пенсию, переход на выборную должность).
  • По соглашению сторон.

Желающий уволиться в течение двух недель до факта ухода может отозвать свое заявление в любой момент.

Увольняемому могут отказать в уходе, если на его должность нет кандидатов (п. 3, ст. 36 Закона)

Как уволить муниципального служащего?

Законодательство установило определенный порядок поступления работников на муниципальную службу, правила для осуществления их трудовой деятельности и увольнения.

Трудовые договора с такими служащими могут быть расторгнуты не только на тех основаниях, которые предусмотрены в Трудовом кодексе, но по другим причинам. Они называются дополнительными основаниями.

К ним относится, к примеру, нарушение сотрудником запрета, связанного с характером работы.

Муниципального служащего полагается предупреждать за 2 месяца до предстоящей процедуры увольнения. Служащий может быть уволен по общим основаниям, содержащимся в ТК РФ. Среди них наиболее часто используются следующие причины: уход с работы по инициативе сотрудника; оставление рабочего места по инициативе работодателя; увольнение по соглашению сторон; отказ работника от перевода на новую должность; истечение срока действия договора; обстоятельства, не определяющиеся волей сторон.

Увольнение государственного гражданского служащего имеет ряд особенностей и отличий от обычной процедуры увольнения. Все нюансы отражены в специальном нормативном акте для госслужащих.

Российским законодательством разработан отдельный закон, который регулирует службу в государственных органах – Закон о госслужбе: В статье 37 данного закона говорится о том, как уволить госслужащего, рассматриваются основания для увольнения.

Основания прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, перечисленные в ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе), в основном повторяют нормы ст. 81 ТК РФ, однако есть и существенные различия. О том, в чем заключаются особенности увольнения гражданского служащего, какие специальные основания увольнения для них предусмотрены, какие документы оформляются при увольнении и что должен сделать работодатель, прежде чем уволить служащего за дисциплинарный проступок, вы узнаете из этой статьи.

Основания увольнения

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случае:

1. Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:

А) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

Б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

1.1. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

3. Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

А) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

Б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

В) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

Д) нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

4. Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.

5. Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.

6. Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.

7. Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

8. Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

8.1. Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

9. В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе).

Особенности увольнения гражданского служащего в свете трудового законодательства

Сразу отметим, что Законом о госслужбе установлено два следующих понятия: освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной службы. При этом не всегда освобождение от должности заканчивается увольнением гражданского служащего. Так, ст. 39 Закона о госслужбе предусмотрено приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв на военную службу, избрание или назначение служащего в профсоюзный орган, чрезвычайные обстоятельства (военные действия, катастрофа и др.) и т. д. В этих случаях гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и включается в кадровый резерв. И только если в течение трех месяцев после прекращения вышеперечисленных обстоятельств служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

Сравнивая основания расторжения служебного контракта и увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя, установленные ст. 37 Закона о госслужбе, и основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленные ст. 81 ТК РФ, можно отметить следующие особенности:

1. В силу ст. 37 Закона о госслужбе представитель нанимателя может уволить служащего, если он не соответствует замещаемой должности по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению. Увольнение допускается, если служащего невозможно перевести с его согласия на иную должность гражданской службы. То есть в случаях, когда гражданский служащий нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении иной должности вследствие того, что выполнение обязанностей по замещаемой должности ему противопоказано или опасно для гражданских служащих или граждан, с которыми он связан по службе, то при его отказе от перевода на иную должность гражданской службы, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, либо отсутствии в государственном органе соответствующей должности служебный контракт расторгается и служащий увольняется с гражданской службы. Если служащий признается полностью нетрудоспособным согласно медицинскому заключению, он будет уволен по норме ст. 39 Закона о госслужбе по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Что касается Трудового кодекса, увольнение работника, полностью неспособного к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, также относится к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В данном случае работодатель не обязан предлагать перевод на иную должность. А предложить работнику перевод на другую работу работодатель должен, если это требуется в соответствии с медицинским заключением (ст. 73 ТК РФ).

Обратите внимание, что в случае отказа служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33, а не п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.

2. В статье 37 Закона о госслужбе отсутствуют такие основания увольнения, предусмотренные ст. 81 ТК РФ, как смена собственника имущества организации и совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка.

3. В силу пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работник может быть уволен за нарушение требований охраны труда, повлекшее за собой тяжкие последствия, если это нарушение было установлено комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда. В Законе о госслужбе оговорка о том, что такие нарушения должны быть установлены комиссией или уполномоченным по охране труда, отсутствует. Если толковать данное положение дословно, то гражданский служащий может быть уволен и тогда, когда нарушение будет обнаружено любым лицом, а не только комиссией или уполномоченным лицом. Но в любом случае нарушение требований охраны труда служащим должно быть установлено и подтверждено соответствующими документами: актом о несчастном случае, экспертным заключением, постановлением инспектора контролирующего органа и др.

4. Гражданский служащий увольняется по инициативе работодателя в случае прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Трудовым кодексом такое основание отнесено к прекращению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и в данном случае увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). Что касается перевода гражданского служащего при увольнении по данному основанию, на него действие Трудового кодекса не распространяется, поскольку эта ситуация регулируется специальной нормой закона.

5. Законом о госслужбе установлено основание увольнения гражданского служащего в случае его отсутствия на службе более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, так как более длительный срок не предусмотрен законодательством. В случае расторжения служебного контракта по данному основанию служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

6. Еще одно основание, уволить по которому можно только госслужащего, — это выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства. Данное основание выделено в ст. 41 Закона о госслужбе: по решению представителя нанимателя служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

7. Статьей 27 Закона о госслужбе предусмотрено увольнение служащего, не прошедшего испытание. Напомним, что гражданским служащим (за исключением лиц, названных в п. 3 ст. 27 Закона о госслужбе) может устанавливаться испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года, а назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — от трех до шести месяцев.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим до истечения срока испытания, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого служащего не выдержавшим испытание. Однако при этом представитель нанимателя может не увольнять служащего, а предоставить ему ранее замещаемую должность гражданской службы.

Испытание не устанавливается:

— беременным женщинам;

— гражданам, окончившим обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающим на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения такой службы;

— гражданам и служащим при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

— госслужащим, назначенным на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией госоргана либо сокращением должностей гражданской службы;

— в иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами.

Увольнение в связи с ликвидацией (реорганизацией) органа или сокращением штата

Отдельно отметим такие основания расторжения служебного контракта, как реорганизация, ликвидация государственного органа и сокращение должностей гражданской службы. В Законе о госслужбе данные основания не отнесены ни к увольнению по инициативе представителя нанимателя, ни к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при увольнении гражданских служащих в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы следует руководствоваться положениями ст. 31, 33 и 38 Закона о госслужбе.

Обратите внимание! Трудовой кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о госслужбе.

В силу ст. 31 Закона о госслужбе при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы служащему может быть предоставлена возможность замещения другой должности с учетом его квалификации, образования и стажа. Кроме этого, служащий может быть направлен на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. В случае отказа от замещения другой должности или прохождения переподготовки (повышения квалификации) служащий подлежит увольнению, но не в связи с ликвидацией или сокращением штата, а в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При этом за два месяца он должен предупредить и профсоюзный орган (ст. 38 Закона о госслужбе). В течение этого срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих, по результатам которой служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.

Подчеркнем: в силу ст. 31 Закона о госслужбе предложение служащему другой должности или переподготовки (повышения квалификации) является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, что подтверждается и судебной практикой. Так, Московский городской суд при рассмотрении надзорной жалобы А. вынес определение от 09.04.2012, которым было отказано А. в признании незаконным приказа о ее увольнении с государственной гражданской службы, признании факта длительной дискриминации трудовых прав, восстановлении в должности и взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула.

Из материалов дела следует, что А. замещала должность начальника отдела нормативно-методической работы Департамента координации подготовки к Олимпийским играм Минрегиона. Приказом от 14.03.2011 А. уволена с государственной службы с указанной должности в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе. О сокращении должности государственной гражданской службы А. уведомлена 11.01.2011, с приказом об увольнении ознакомлена 14.03.2011. 15.03.2011 А. получила трудовую книжку на руки, о чем расписалась в журнале. А. считает, что в нарушение действующего законодательства при сокращении ее должности ей не предлагались другие имеющиеся вакантные должности. Это и послужило поводом обращения в суд. Однако во всех судебных инстанциях действия представителя нанимателя были признаны законными, поскольку в силу действующего законодательства, а именно ст. 31, 33 Закона о госслужбе и ст. 11 ТК РФ, в соответствии с которой на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законом не предусмотрена обязанность работодателя предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе. Это является лишь правом работодателя. Нарушений норм действующего законодательства при увольнении А. не установлено, у работодателя имелось основание для увольнения по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, поскольку должность А. была сокращена. Порядок увольнения представителем нанимателя был соблюден.

Отметим также, что поскольку ликвидация или сокращение штата не относится к увольнению по инициативе представителя нанимателя (как установлено ст. 81 ТК РФ), служащие лишаются некоторых гарантий. Например, не допускается увольнение с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания служащего в отпуске, в том числе по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

К сведению. Постановлением КС РФ от 22.11.2011 N 25-П были признаны не соответствующими Конституции РФ п. 4 ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 33 и ст. 37 Закона о госслужбе в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя.

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности не менее чем за два месяца. Возникает вопрос: а должен ли представитель нанимателя выплатить служащему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, согласно ст. 180 ТК РФ? Ведь ст. 31 Закона о госслужбе данное условие не предусмотрено. Поскольку данный вопрос для госслужащих не регулируется, представитель нанимателя должен действовать в соответствии со ст. 180 ТК РФ, то есть при расторжении служебного контракта ранее двух месяцев выплатить работникам компенсацию.

Оформляем расторжение контракта

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы (как и назначение на должность) оформляются правовым актом государственного органа (ст. 26, 33 ТК РФ). Что это за акт и по какой форме он должен быть составлен? Согласно Письму Минздравсоцразвития РФ от 02.04.2008 N 835-17, поскольку Законом о госслужбе не урегулирован вопрос о формах первичных учетных документах, то в силу правил ст. 73 данного закона для оформления отношений при поступлении, прохождении и прекращении государственной гражданской службы РФ применяются унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее — Постановление).

Согласно п. 2 Постановления унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на организации, осуществляющие деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности. Использование унифицированных форм в государственных органах обязательно, но имеет особенности, касающиеся специфики этих учреждений.

Пунктом 1.1 Постановления в том числе утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету кадров: Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу», Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)».

Согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденному Постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20, в унифицированные формы первичной учетной документации организация может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом унифицированных форм остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

Таким образом, для увольнения государственного служащего используется приказ унифицированной формы Т-8, но с применением установленной в Законе о госслужбе терминологии и с учетом особенностей порядка прохождения гражданской службы.

В приказе о расторжении служебного контракта и увольнении служащего по инициативе представителя нанимателя указываются реквизиты документа, послужившего основанием увольнения, например, при увольнении по медицинским показаниям — реквизиты медицинского заключения. Кроме этого, в некоторых случаях, прежде чем состоится увольнение служащего, должна быть соблюдена определенная процедура. Так, если гражданский служащий увольняется за однократное грубое нарушение должностных обязанностей, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен провести служебную проверку в соответствии со ст. 59 Закона о госслужбе. Но в первую очередь у служащего необходимо запросить объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. При этом отказ от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ст. 58 Закона о госслужбе).

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего и должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. При проведении служебной проверки должны быть установлены: факт совершения проступка; вина служащего; причины, способствовавшие совершению служащим проступка; характер и размер вреда, причиненного в результате проступка, и обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. Проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам госслужбы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя в форме письменного заключения, которое подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам госслужбы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Обратите внимание! Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть отстранен от замещаемой должности представителем нанимателя на время проведения проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. По результатам проверки представитель нанимателя составляет акт о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований для этого и вручает ему под расписку в течение пяти дней со дня издания.

В последний день исполнения должностных обязанностей гражданским служащим по письменному его заявлению представитель нанимателя обязан выдать трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет (ст. 36 Закона о госслужбе). Таким образом, в силу Закона о госслужбе служащий может получить трудовую книжку только на основании письменного заявления. Согласно же ст. 80 и 84.1 ТК РФ работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку без всякого заявления. Кроме этого, в силу ст. 234 ТК РФ за задержку выдачи трудовой книжки работодатель несет материальную ответственность.

Примечание. В связи с дисциплинарным взысканием гражданский служащий может быть не уволен, а включен в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

В данном случае согласимся с мнением специалистов, которые считают, что представитель нанимателя не должен требовать с работника письменное заявление, чтобы выдать ему трудовую книжку. Руководствоваться следует положениями ст. 80 и 84.1 ТК РФ: в день прекращения служебного контракта представитель нанимателя обязан выдать служащему трудовую книжку, а по письменному заявлению работника — заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Для гражданского служащего также установлена обязанность: в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее он обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (ст. 37 Закона о госслужбе).

Обратите внимание! При расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в трудовую книжку государственного гражданского служащего вносится запись об освобождении от замещаемой должности государственной службы и увольнении с государственной службы со ссылкой на соответствующий пункт ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с нее служащему также выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По его письменному заявлению неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения считается последний день отпуска (п. 13 ст. 46 Закона о госслужбе).

Сведения об увольнении с гражданской службы заносятся в личное дело служащего. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа (п. 6 ст. 36 Закона о госслужбе).

Процедура увольнения с государственной гражданской службы

Конечно, процедура увольнения с гражданской службы имеет свои особенности, однако, прекращение трудовых отношений происходит по привычной схеме, которую знают все кадровики и люди, хоть раз увольнявшиеся с работы.

При прекращении службы по собственной инициативе или по согласию сторон, служащий пишет и подает рапорт в отдел кадров за 14 дней. Если имеют место другие основания, то работник получает на руки соответствующий приказ, так же за 14 календарных дней.

В случае если, время увольнения наступило в период испытательного срока (который в госслужбе может быть и год) уведомление об увольнении он получает за три дня.

В 33 статье Закона указаны основания для прекращения служебных отношений:

  • истечение срока действия заключенного контракта;
  • соглашение, достигнутое между сторонами служебных отношении;
  • смерть госслужащего (либо иные причины, не зависящие от воли сторон);
  • собственная инициатива;
  • инициатива руководства (при имеющихся основаниях – прогул, состояние здоровье, неоднократное нарушение трудовой дисциплины);
  • перевод;
  • отказ служащего переезжать вместе с самим госорганом;
  • утрата гражданства РФ;
  • несоблюдение ограничений, связанных с госслужбой (предпринимательская или любая коммерческая деятельность);
  • отказ служащего от другой должности, предложенной ему медицинским заключением.

В связи с утратой доверия

Закон одним из оснований прекращения служебного контракта называет: увольнение в связи с утратой доверия.

По мимо вышеназванного нормативного акта, прекратить трудовые отношения по причине утраты доверия, можно руководствуясь Трудовым кодексом, пп. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 81.

А именно — увольнение за виновные действия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, что приводит к утрате доверия со стороны работодателя.

Прекратить служебные отношения становится возможным при хищениях, растратах, получении взяток, однако это не должно соприкасаться с основной служебной функцией госслужащего.

В Федеральном законе № 79 указаны основания, по которым служащий теряет доверие своего руководителя:

  1. Служащий не принял мер по урегулированию конфликтов, стороной которых он являлся;
  2. Не представил сведения о доходах, имуществе, имущественных обязательств, а равно и предоставил недостоверные сведения;
  3. Государственных гражданский служащий работал в коммерческих организациях (получав за это денежное вознаграждение);
  4. Служащий осуществляет предпринимательскую деятельность;
  5. Служащий входит в состав некоммерческих неправительственных организаций, и действующих в России (при условии, когда это разрешено нормами международного права и таковых договоров).
  6. Госслужащий или члены его семьи открывают, хранят счета за пределами РФ, а также пользуются иностранными финансовыми инструментами.

По вышеуказанным основаниям госслужащий увольняется со службы, предварительно работодателем издается соответствующий приказ о дисциплинарном взыскании и при достаточном суммарном факте вины со служащим расторгается контракт, с соответствующей записью в трудовую книжку.

Так же можно решить вопрос «миром» руководитель и служащий договариваются о прекращении служебных отношений по обоюдному согласию, т.е. прекращение контракта по собственной инициативе работника.

Это все сугубо индивидуально, все будет зависеть от степени утраты доверия и личного отношения руководителя к работнику.

Узнайте, как оформить развод через суд.

Как узнать через интернет, подала ли жена на развод? Перейти по .

Уведомление о сокращении и образец

За два месяца до предполагаемого расторжения контракта с госслужащим, последнему вручается уведомление об этом действии. Стоит сказать о том, что сократить служащего можно и с предоставлением иной должности, и просто сократить, т.е. уволить.

Уведомление составляется на бланке органа исполнительной (государственной) власти и выглядит таким образом:

Наименование органа, плюс герб

УВЕДОМЛЕНИЕ

о сокращении должности государственной гражданской службы

Фамилия и инициалы

Уважаемый (ая)___________________________________!

Представитель нанимателя в лице руководителя ФИО, действующего на основании ________, уведомляет Вас о том, что в соответствии с приказом (наименование органа гос. власти, дата принятия и номер) должность (наименование должности) будет сокращена (точная дата).

В соответствии со статьей (№ Закона региона) Вам предлагается для замещения следующая вакантная должность государственной гражданской службы (ее наименование) с учетом уровня

Вашей квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности:

должность размер должностного оклада, рубли
Наименование должности в которой служащий трудился Его оклад

С должностным регламентом по предложенной для замещения должности, а также со Служебным распорядком, устанавливающим соответствующий режим рабочего времени и отдыха Вы можете ознакомиться в управлении государственной службы и кадров (наименование учреждения, куда госслужащий переводится).

В случае Вашего согласия либо несогласия на замещение предложенной должности, просим Вас сделать соответствующее письменное заявление в срок до (указать дату, предшествующую дате увольнения).

Отсутствие соответствующего заявления в указанные сроки будет рассмотрено как отказ от предложенной для замещения должности.

В случае Вашего отказа от предложенной для замещения вакантной должности, по истечении двухмесячного срока со дня ознакомления с настоящим уведомлением, Вы будете освобождены от замещаемой должности и уволены с государственной гражданской службы.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Вам будут предоставлены все гарантии и компенсации как работнику, увольняемому в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Подписывается руководителем

С уведомлением ознакомлен: Работник ознакамливается, ставит подпись и дату.

Бланк сокращения без предоставления вакантной должности выглядит подобным образом, с разницей в том, что 2 и 6 пункт убираются, остается дата увольнения и гарантии и компенсации служащему.

Справка о доходах

Как известно, служащий должен подавать сведения о доходах ежегодно. Если служащий был уволен со службы в начале 2019 года (в связи с сокращением), он обязан подать декларацию за 2017 год. За 2019 год декларация не подается.

Законом РФ «О гос. гражданской службе» указаны не только основания заключения контракта с государственным гражданским служащим, а также прописаны основания прекращения трудовых отношений.

Да, есть основания прекращения служебной деятельности, указанные трудовым законодательством, но по мимо них, имеются и другие основания, называющиеся дополнительными (утрата доверия, достижение предельного возраста – 65 лет, прекращение гражданства РФ, разглашение государственной тайны, дисквалификация – применяется только по решению уполномоченного суда)

Читайте, как делится ипотека при разводе взятая в браке и где взять образец искового заявления.

Как разделить имущество после развода без суда? Смотрите .

Какой перечень документов для развода через мировой суд в одностороннем порядке? Нажимайте .

Увольнение с госслужбы будет являться законным при соблюдении юридически верной процедуры: основания для увольнения, соблюдение порядка при увольнении, наличие соответствующего приказа.

Практически весь процесс и основания расторжения контракта с этой категорией работников регламентирует ФЗ № 79.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *