Варианты поведения в конфликтной ситуации

Конфликтные ситуации возникают очень часто, можно сказать, что вся жизнь состоит из них. Вариантов масса: конфликтуют семейные пары, родители и дети, работодатели и подчиненные, коллеги между собой. Банальное «наступили на ногу в троллейбусе» тоже способно иногда породить нешуточный конфликт.

Что же такое конфликт?

Это спорная ситуация, которая базируется на столкновении интересов двух и более людей. Один имеет свою, «единственно верную» точку зрения, у второго она другая, но тоже уникальная и правильная. Та-даммм! Возникла конфликтная ситуация.

«Конфликт» переводится с латинского как «столкновение». Бывает столкновение мотивов, интересов, целей, мнений или взглядов.

Если попытаться сформулировать кратко, то можно сказать, что конфликт – это противоречие, возникшее между двумя или несколькими людьми. Он может быть личным или социальным.
Конечно, не любое противоречие способно вырасти в конфликт. Для этого нужно, чтобы оказались всерьез затронуты моменты, которые человек считает важными и готов отстаивать. Обычно это духовные и материальные ценности, престиж, социальный статус, личное достоинство и т.д.

Способы поведения в конфликте

Обычно выделяют 5 основных поведенческих моделей, свойственных человеку, вступившему в конфликт:

  1. Уклонение, избегание. Это пассивный стиль. Человек не хочет уступить, но и свои интересы активно не отстаивает.Это может быть в сознательной форме: «Я не хочу с тобой спорить!» Или в бессознательной, когда просто отрицается само наличие конфликта.
    Эта стратегия иногда бывает рациональной, она снижает градус конфликта и даже способна, в отдельных случаях совсем прекратить его.Однако стоит отметить, что слишком частое обращение к данной модели поведения способно снизить самооценку «уклониста», и породить в нем неуверенность в собственных силах.
  2. Уступка. Эта стратегия призвана смягчить ситуацию, пойдя на уступки, чтобы сохранить отношения. Возможно, самая выгодная, так как экономит ресурсы личности, помогает снять напряжение, внося мир и здравомыслие в ситуацию.
    Минус в том, что при такой стратегии собственные интересы, скорее всего, отстоять не получится. К тому же противоположной стороной стремление идти на уступки может быть воспринято как слабость, и приводит иногда даже к дополнительным требованиям.
  3. Конфронтация. Агрессивная, жесткая стратегия поведения, учитывающая соблюдение лишь собственных интересов. На оппонента оказываются различные способы давления, чтобы принудить отказаться от своего. Это сильная позиция для получения желаемого, но и свои минусы у нее есть.Во-первых, она требует больших физических и психических ресурсов, выматывает и может вызвать стресс. А во-вторых, желающих общаться с подобным человеком становится все меньше.
  4. Компромисс (баланс интересов, взаимная уступка). Эта позиция предполагает готовность обоих оппонентов к взаимным уступкам, и становится хорошим способом регулирования конфликта. Данная стратегия поведения отличает людей высокой культуры общения. Но к сожалению, она не может окончательно разрешить конфликт, поскольку интересы ни одной из сторон не получили полного удовлетворения. И это может стать причиной развития ситуации в будущем.
  5. Сотрудничество. Это стратегия более высокого уровня, она стремится учесть и реализовать интересы всех участников, но требует больших вложений интеллектуального и душевного труда. Нужно внимательно и непредвзято изучить причины возникновения конфликта, и найти в себе силы и готовность действовать согласованно во имя общей цели. Именно взаимное признание ценности отношений и нежелание их разрушить становится основой для подобного способа разрешения.

Невозможно прожить бесконфликтно. Но, изучив и поняв механизмы возникновения подобных ситуаций и способы поведения в них, попытавшись применить на практике лучшие стратегии, можно значительно повысить качество собственной жизни.

Конфликтология

Некоторым может не нравиться то, что вместо конкретных рекомендаций я тут толку воду в ступе? Тогда хочу объясниться.

Прошу слова!

Господа! (И дамы, конечно, буде они тут есть)

Каждый конфликт, как бы ни был он похож на другие подобные, по-своему уникален, как и каждая семья.

Каждый скандал, склока, ссора, даже развернувшиеся по давно всем надоевшему поводу, принимает новое направление.

Поэтому давать универсальные рекомендации, годные на все случаи жизни — бессмысленно. Да и нет таких рекомендаций. В общем случае можно дать рекомендации общие. Советы сделать или попытаться сделать нечто подобное.

Практика показывает, что если рассказать о каком-то случае, похожем случае, чаще всего заинтересованные люди пытаются применить сработавшие рекомендации механически. То есть — перенести их, не задумываясь, один к одному. И потом удивляются: почему не работает?

Знание некоторых основ заменяет знание многих подробностей. Или, как говорят немцы: «Praxis one Teori es Blind. Teori one Praxis es Tod». То есть: «Практика без теории слепа. Теория без практики — мертва».

Даже из понятия конфликта, если над ним подумать, можно вывести некоторые рекомендации.

Понятие конфликта.

Существует множество определений и толкований конфликта. Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определния понятию конфликта. Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт.

Одна группа ученых-социологов считаете что конфликт должен включать особую переменную — разноглассия (Дарендорф).

Согласно мнению других ученых-социологов, конфликт существует в том случае, когда налицо устранимые разноглассия или противоречия интересов.

Для третьих, конфликт возникает в тех случаях, когда разноглассия предполагают противоборствующие типы поведения.

Некоторые различие взглядов относят к ранним и поздним стадиям конфликта.

Согласно бихевиористкой (поведенческой) психологической концепции конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других.

Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом анормальное, деформированное состояние чувства установок и отношений между разными сторонами.

Из всех этих подходов сложно представить определенное определение конфликтам поэтому рассмотрим различные определения конфликтам данные в учебных пособиях, выявим в них общее и недостатки и попытаемся синтезировать свое определение.

1. Поскони Альберта Хедоури:

«‘Конфликт — отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.» Это ситуациям когда «каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать тоже самое».

То есть:
а) определяя конфликт оперируют термином «согласие», отождествляют конфликт с сотоянием «согласие-несоглассие». Чем выше степень разноглассия, тем выше конфликтность
б) выделяют участников — лица или группы в организации
в) конфликт проявляется через внешние формы поведения его участников
г) в качестве предмета конфликта называют — согласование точек зрения или целей участников.

Недостатки определения: — конфликт — это не только разноглассия — конфликт — это не только деятельность по утверждению своей позиции и отрицанию чужой, не раскрыта стадия разрешения конфликта и позитивная деятельность участников конфликта по согласованию точек зрения.

2. «Социология труда» под ред. Дряхлова, Кравченко, Щербины.

Конфликт — «любые виды борьбы между индивидами* цель которых — достижение (либо сохранение) средств производствам экономических позиций* власти или других ценностей, а также подчинением нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника».

То есть:
а) определяя конфликт, оперируют понятиями борьба противник
б) участники — индивиды
в) конфликт рассматривается через поведение участников в различных формах борьбы
г) предмет конфликта — достижение или сохранение ценностей, интересов, подчинение или устранение противника.

Недостатки: Конфликт — это не только борьбам подчинение — не раскрывают стадию разрешения конфликта

3. Филиппова, Липинский, Князев,

Конфликт — «противоречия и разноглассия* возникающие между людьми из-за несовпадения их интересов* взглядов* установок, стремлений, а также борьбам взаимное противодействием противоборством активное столкновение личностей».

То есть:

а) определяя конфликт оперируют категориями и разногассие как Мескон, Альберта Хедоури и борьба-противоборство как в Социологии труда

б) Участники — личности

в) Конфликт также рассматривается через внешние формы поведения

г) предмет конфликта — отношения взаимного противодействия по поводу согласования интересов, взглядов.

Недостатки: — на первое место ставят — взаимное противодействием а потом уже разноглассия (должно быть наоборот) — конфликт — не всегда активное столкновение

4. Смольков В.

Конфликт — «осознанная практическая деятельность его участников по преодолению противоречий позиций и целей»

5. Похожее определение дается в журнале «Конфликт — осознанное столкновением противоборство людей, групп, их взаимно противоположных несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей и групп».

То есть:
а) конфликт определяется через категории осознанная деятельность и противоборство
б) участники — личности и группы
в) конфликт проявляется через внешние формы поведения
г) предмет конфликта — преодоление противоречий в потребностях, интересах, целях.

Недостатки: — конфликт — не всегда «осознанное столкновение» — конфликт — не всегда возникает по поводу «взаимно противоположных взаимоисключающих» интересов

Выявив недостатки в приведенных определениях и установив общие положения можно дать синтезированное определение конфликта.

Конфликт — это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.

Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины враждебность, соперничество, конкуренция, кризис.

Конкуренция — это особый тип противоборства, цель которого получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель: конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.

Соперничество — это борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликта а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.

Соревнование — более формализованный и мирный тип соперничествам при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.

Враждебность — это фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликта также как и не в любом конфликте доминирует враждебность.

Кризис — это состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям. Кризис — это результат патологических изменений в содержании и формах жизни населениям серьезных нарушений механизма контроля в политике, экономике, культуре, взрыва массового недовольства. Кризису часто предшествуют и сопровождают конфликты, но не каждый конфликт порождает кризис.

Противоречие — объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличии от противоречия, — внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.

Это продолжение, начало :

Я несколько статей посвятил конфронтации. Но знаю, что о ней стоит говорить и писать гораздо больше, она тогда заслуживает.

Без навыка конструктивно конфронтировать невозможно перейти к другим двум стратегиям : компромиссу и сотрудничеству, человек постоянно будет скатываться к уступке или к избеганию в разных формах. Или будет подавлять партнера манипуляциями, заставляя его уступать, или напряжение конфликта будет выходят скандалами .

Но все-таки допустим, что у партнеров по отношениям получается конструктивно конфронтировать. Что они умеют и высказать о своих переживаниях и интересах, и выслушать партнера. Какое тогда возможно дальнейшее развитие событий.

Иногда во время конфронтации люди сразу предлагают варианты действий, говорят о своих представлениях как они считают надо сделать. Могут даже настаивать на предложенных вариантах , и считать их единственно верными, напирая, чтобы партнер им уступил. Но партнер тоже может иметь отличные от предложенных способы решения возникшей проблемы, и ему также принципиально , чтобы именно его план реализовывался.

Такая ситуации во время конфронтации может разрешиться только компромиссом, то есть каждый из партнеров должен будет частично уступить . Конечно , это даст возможность действовать и конфликт будет улажен, но напряжение может быть снято не полностью. Компромисс всегда оставляет осадок в виде некоторого внутреннего конфликта. Это уже становиться частью субъективной реальности. Остается только надеяться , что со временем это напряжение сойдет на нет , и ситуация будет принята полностью как данность

Сотрудничество отличается от компромисса тем, что партнеры во время конфронтации или совсем не предлагают свои варианты для разрешения конфликта или не настаивают на них как на единственно верных.

Важным является то ,что каждый делиться своими переживаниями и интересами и предлагает не варианты, а ресурсы, которые может вложить для решения проблемы. А далее идет совместный «мозговой штурм» , чтобы сформировать общий план действий, который бы устроил обе стороны и приводил к удовлетворению потребностей каждого партнера.

Сам тот факт, что у партнеров получается через конструктивную конфронтацию приходить к сотрудничеству, говорит о том, что их отношения продолжают плодотворно развиваться.

Продолжение :

№30 Назовите основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.

В специальной литературе рассматривают три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую.

Конструктивная модель поведения личности в конфликте ха­рактеризуется тем, что индивид стремится уладить конфликт, на­целен на поиск приемлемого решения, отличается выдержкой и самообладанием, доброжелателен к сопернику, открыт и искренен, лаконичен и немногословен в общении.

При деструктивной модели индивид постоянно стремится к рас­ширению и обострению конфликта, унижает соперника, негатив­но отзывается о партнере, проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, грубо нарушает этику общения.

Конформистская модель характеризуется тем, что личность ведет себя пассивно, склонна к уступкам, непоследовательна в оценках, суждениях, поведении, легко соглашается с точкой зрения сопер­ника, уходит от острых вопросов.

Конформистская модель поведения способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Такая модель может играть и положительную роль. Когда противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому затуханию и разрешению конфликта.

Исследователи гендерных конфликтов выделяют следующие модели поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

Противоборство – настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов. Уклонение – связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности.

Приспособление – предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений. Компромисс – уступки с обеих сторон до того, как находится приемлемое решение для противостоящих сторон. Сотрудничество – совместное выступление сторон для решения проблемы.

Ассертивное(от англ. assert – утверждать, отстаивать) – поведение, которое предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересы других людей.


№31 Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремлением уладить конфликт, доброжелательным отношением к сопернику?

Конструктивная модель смотри №30.

№32 Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса и т.п.?

Диструктивная модель. Смотри №30.

№33 Какая модель поведения в конфликте характеризуется непоследовательностью поведения, уходом от острых вопросов и т.п.?

Конформистская модель. Смотри №30.

№33 Назовите основные типы конфликтных личностей.

В специальной литературе многие авторы выделяют пять типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправ­ляемый, сверхточный, бесконфликтный.

Поведение демонстративного типаличности можно охарактери­зовать так: хочет быть в центре внимания, любит хорошо выглядеть в глазах других, его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся, ему легко даются поверхностные конфликты, любу­ется своими страданиями и стойкостью, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное, планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает в жизнь, кропотливой, систематической работы избегает, не уходит от конфликтов, в ситу­ации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Ригидный тип:подозрителен, обладает завышенной самооцен­кой, постоянно требует подтверждения собственной значимости, часто не учитывает изменение ситуации и обстоятельств, прямо­линеен и не гибок, с большим трудом принимает точку зрения ок­ружающих, не очень считается с их мнением, почтение со стороны окружающих воспринимает как должное, выражение недоброже­лательства со стороны окружающих воспринимает как обиду, не самокритичен по отношению к своим поступкам, болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

Неуправляемый типконфликтной личности: импульсивен, не­достаточно контролирует себя, поведение такого человека плохо предсказуемо, ведет себя вызывающе, агрессивно, часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения, для него характерен высокий уровень притязаний, несамокритичен, во мно­гих неудачах, неприятностях склонен обвинять других, не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь, недостаточно развита способность со­относить свои поступки с целями и обстоятельствами, из прошло­го опыта (даже негативного) извлекает мало уроков.

Сверхточный типличности: скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажет­ся, что он придирается; обладает повышенной тревожностью, чрез­мерно чувствителен к деталям, склонен придавать излишнее зна­чение замечаниям окружающих, иногда вдруг разрывает отноше­ния с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели; страдает сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головной болью и т.п.); сдержан во внешних, особенно эмоциональных, про­явлениях, слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Бесконфликтный типличности: неустойчив в оценках и мнени­ях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив, для него характерна некоторая непоследовательность поведения, ори­ентируется на сиюминутный успех в ситуациях, недостаточно хо­рошо видит перспективу, зависит от мнения окружающих, излиш­не стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли, не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

№35 В чем главная опасность конформистской модели поведения в конфликте?

Конформистская модель поведения способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее.

№36 Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте?

Эффективное общение — это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

Условия эффективного общения: контакт, невербальное общение, правильное понимание собеседника, реагирование на информацию собеседника. Основные правила и приемы повышения эффективности общения: первое впечатление, улыбка, комплимент, умение слушать.

Технологии эффективного общения — это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению. Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

Основные правила эффективного общения:

ü Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

ü Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

ü Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

ü В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

ü Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

ü Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

ü Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

№37 Назовите основные содержательные аспекты процесса общения.

Общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

*коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

*интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

*перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

№38 Сформулируйте основное (существенное) противоречие процесса общения в конфликте.

Существенное противоречие в процессе общения: с одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте желательно (по возможности) создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

№39 Сформулируйте психологический закон общения.

Законы, управляющие общением, строятся по закону причинно-следственной связи. Если рисовать картину грубыми мазками, то получится примерно следующее:

Вкладываешь силы и душу в позитивное общение — получаешь позитивное общение, вкладываешься в конфликты — получаешь конфликты.

Стараешься совершенствовать своё общение — со временем оно делается все лучше и становится все более богатым.

По своей тонкой природе общение сравнимо с алхимией, только в области психологии.

Сигналы, энергии, образы, слова перетекают от одного человека к другому и вступают во взаимодействие с его видением мира, энергетикой и чувствами, а потом происходит возвращение — в том или ином виде. Человек осмысливает информацию, переваривает ее и выдает в своем преломлении. Собеседник, получив этот преломленный ответ, считывает его своей психикой, и выдает свое. Так и рождаются порции комплиментов или порции оскорблений. Носитель этих обменных процессов (мы будем раскрывать его уровни постепенно) — и более грубый, словесный, и более тонкий, невербальный (взгляды, жесты, движения) и тончайший, энергетический. Общением люди могут обогащать и поддерживать друг друга — или топить и отвергать. Через общение можно даже изменить судьбу: за нас может, как бы зацепиться жизнь другого человека, другой причинно-следственный ряд — и наш путь изменится.

№40 Сформулируйте основные правила эффективного общения в конфликте.

Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

Основные правила эффективного общения:

ü Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

ü Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

ü Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

ü В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

ü Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

ü Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

ü Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

№41 Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте?

Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Один из таких способовназывается визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-либо.

Второй способ– избавление от гнева с помощью «заземления». В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.

Третий способизбавления от гнева, предлагаемый Д. Скотт, – это его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий.) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

И еще один способ избавления от гнева состоит в очищении энергетического поля или аурывокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.

Прежде всего, следует помнить о возможных негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления. Данную технологию условно можно назвать эмоциональной выдержкой.

Ее можно сформулировать в виде первого правила.

ü Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера – первое правило самоконтроля эмоций.

ü Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения – второе правило самоконтроля эмоций.

ü Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения – третье правило самоконтроля эмоций.

№42-44 Сформулируйте первое правило самоконтроля эмоций.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *