Возврат уплаченных страховых взносов

Действующая в 2020 году пенсионная система устанавливает две части выплат — страховая и накопительная. В первом случае средства отчисляются из государственного бюджета. Вторая часть зависит от будущего пенсионера — гражданин самостоятельно формирует выплаты и распоряжается будущими средствами. В последнее время в сети набирает оборот «лохотрон» о возврате пенсионных накоплений.

Определение процедуры возврата накопительной части пенсии

Страховые выплаты пособия подлежат единовременному отчислению после завершения процедуры оформления при выходе на заслуженный отдых. Накопительная часть предусматривает проведение ряда мероприятий. В результате предпринятых действий гражданин получает соответствующие выплаты, которые называются возвратом пенсионный накоплений из НПФ.

Однако процедура инициирует исключительно после официального выхода на заслуженный отдых. Помимо этого, к заявителю предъявляются определенные требования:

— принадлежность к возрастной группе;

— наступление досрочного права на получение пособия.

Если человек соответствует условиям, то он должен направить заявление в уполномоченный орган. После принятия положительного решения, гражданину производятся отчисления, согласно заключенному договору.

Когда гражданин до выхода на пенсию получает уведомление о том, что в его адрес начислен возврат части накопительного пособия, данное сообщение стоит расценивать, как лохотрон. Мошенники просто пытаются незаконно обогатиться, т. к. инициации процедуры требуется внести деньги.

Официальный веб-ресурс Управления компенсационного обеспечения

Представленный в интернете сайт организации «Управление компенсационного обеспечения» является фейком и предназначен для развода простых граждан на деньги. На этой веб-площадки нет подтверждающих лицензию документов, а по указанному адресу такая компания не зарегистрирована.

Кто может делать возврат накопительной пенсии

На основании того, что сайт фонда по возврату пенсионных накоплений является простым лохотроном и разводом на деньги, гражданам нужно понимать, что такие выплаты предусмотрены в отношении отдельной категории лиц.

Средства будут начисляться только тем людям, которые в процессе трудовой деятельности отчисляли деньги в некоммерческие фонды. На 2020 г. такое право доступно только при наличии трудового стажа и проводимых отчислений в период с 2002 по 2004 гг. Кроме того, заявитель должен соответствовать возрастной группе и дополнительным критериям:

— мужчины, рожденные с 1953 по 1966 гг.;

— женщины, рожденные с 1957 по 1966 гг.;

— получение пособия по инвалидности;

— перечисление в адрес лица дотаций по потери кормильца;

— люди, обладающие правом досрочного выхода на заслуженный отдых;

— граждане, участвующие в государственной программе софинансирования выплат до 2014 года и оставшиеся таковыми до выхода на пенсию в силу возраста;

— люди, на счету которых в ПФ РФ и НПФ скопились средства, но они не смогли их использовать до вступления в силу программы.

Важно! Указанные основания необходимо подтвердить доказательной базой, т. е. предъявить документацию о возникновении подобных полномочий у заявителя.

Формы и условия возврата

На основании действующих в 2020 г. положений пенсионного законодательства существует три варианта возврата пенсионных накоплений, в т. ч. умершего родственника:

— единовременная форма;

— срочный вид;

— пожизненный формат.

Для оформления любого вида из указанных дотаций, невзирая на выбранный способ, необходимо соблюдение следующих условий:

— выход на заслуженный отдых — по выслуге лет или досрочно;

— наличие полного пакета документа, подтверждающего право на преференцию.

До того, как гражданин не будет соответствовать данным параметрам, возврат накоплений недопустим. Любые заявления об обратном — попытка мошенников выманить деньги у честных граждан.

Алгоритм действий и время для обращения

Для получения выплат из накопительной пенсии необходимо направить заявлением в НПФ, в котором находятся деньги гражданина. На законодательном уровне не установлен конкретный период, в рамках которого нужно обращаться за компенсацией после возникновения соответствующего права. Единственное указание в законе относится к соблюдению условий и особенности оформления процедуры.

Таким образом, получатель пособия в самостоятельном порядке определяет, в какое время начнется отчисление данного вида пособия. Кроме того, заявитель вправе указать дату окончания перечисления дотаций.

Как рассчитывают выплаты

Для самостоятельного расчета причитающейся суммы для возмещения потребуется получить информацию о текущем состоянии счета, находящегося в ПФ России или НПФ. Порядок обращения зависит от выбранного учреждения, где хранятся накопления людей. После получения актуальной информации можно произвести расчет ежемесячного пособия.

Исчисление осуществляется по формуле:

Σ = ПН/Т, где

ПН — суммарный размер ежемесячных отчислений;

Т — время, в рамках которого предстоит производить выплату денег.

Запланированный срок отчислений — время, когда будет осуществляться транзакция в адрес получателя, основываясь на средние показатели продолжительности жизни. На данный момент такой период составляет 20,5 лет или 246 мес.

Однако методика расчета актуально только в том случае, если гражданин выбрал в качестве вида выплат — срочный вариант. В ситуации, когда подан запрос на единовременный вывод средств, данная формула расчета не актуальна.

Документы

Помимо направленного заявления в ПФ России или НПФ гражданину для получения возврата накопительной части пенсионных отчислений понадобиться собрать следующие бумаги:

— паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность человека;

— сертификат об обязательном пенсионном страховании — СНИЛС;

— справки и другие документы, указывающие, что гражданин вышел на заслуженный отдых, либо — бумаги, подтверждающие право на досрочную пенсию;

— справка-выписка с банковского счета, в т. ч. указание реквизитов, на основании которых будут производиться отчисления.

Предложение оформить национальный возврат своих пенсионных накоплений через подобный сайт pens.payplusme.info является лохотроном.

Примечательно, что выдача денег в твердой валюте согласно действующим законам в РФ не предусмотрена.

Казаков Е. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Эта тема актуальна для любого налогоплательщика, чьи права были нарушены решением налоговой инспекции о взыскании налогов, страховых взносов и т. п.

Отдельно обращаем на данную статью внимание индивидуальных предпринимателей, которые находятся на УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (при существенных оборотах), вследствие чего должны уплачивать фиксированные страховые взносы в размере 1% от дохода. Особенно материал актуален для тех из них, кто сталкивается с налоговиками, не желающими учитывать судебные решения о том, как правильно рассчитывать такие взносы.

Решение, благоприятное для налогоплательщиков, вынес ВС РФ.

Статья 79 НК РФ регламентирует возврат налогоплательщику излишне взысканных с него налогов и других платежей, в том числе страховых взносов. Правда, прописанный в ней порядок не позволяет налогоплательщику рассчитывать на оперативный возврат соответствующих средств, если налоговики вообще согласятся их вернуть. Однажды обозначив какие-то основания для взыскания, свою ошибку они признают неохотно.

Налогоплательщику бывает проще сразу обратиться в суд с иском о возврате излишне взысканных сумм. Но имеет ли он на это право, не надо ли сначала разобраться с налоговой, пусть ее позиция и абсолютно ясна?

Из Определения Судебной коллегии ВС РФ от 21.08.2020 № 301-ЭС20-5798 стало понятно, что такое право у налогоплательщика есть.

Добился этого решения именно предприниматель на УСНО, у которого были излишне взысканы фиксированные страховые взносы. Точнее, налоговики выставили предпринимателю требование, а он его исполнил. Но, не согласившись с этим требованием по сути, обратился в суд, не даже требуя от налоговой возврата. Ведь исход спора с налоговиками в данном случае был очевиден, что, собственно, показала и история судебных разбирательств.

Казалось бы, расходы учитывать нужно…

Суть спора касается того, как определяются фиксированные страховые взносы предпринимателя, находящегося на УСНО и выбравшего объект налогообложения «доходы минус расходы». Проблема в том, как рассчитать сумму дохода, облагаемую по ставке 1 % (сверх по-настоящему фиксированной суммы страховых взносов, которая, независимо от результатов работы предпринимателя, имеет постоянную величину): надо ли учитывать при ее расчете расходы?

Ответ на этот вопрос, казалось бы, уже найден, причем самыми высокими судами – в Постановлении КС РФ от 30.11.2016 № 27-П, Определении КС РФ от 30.01.2020 № 10-О, п. 27 Обзора судебной практики № 3 (2017) ВС РФ. Арбитры всецело за то, что в рассматриваемой ситуации расходы учитывать надо. Вот только налоговики на практике, как правило, отказываются принимать во внимание эти судебные решения и рассчитывают взносы со всей суммы дохода, не уменьшая ее на расходы.

Именно это произошло в данном случае – см. Решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.06.2019 по делу № А11-3900/2019. Сославшись на КС РФ и ВС РФ, арбитры удовлетворили требование предпринимателя и обязали ИФНС возвратить излишне уплаченные страховые взносы.

Как суды помогают налоговикам, когда те и не просят

Но не тут-то было. Уже в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 № 01АП-6996/2019 по данному делу предпринимателю было отказано в возврате. Причем сама необходимость возврата не подвергалась сомнению. Дело в другом.

Поскольку страховые взносы уплачены предпринимателем во исполнение требования ИФНС, они считаются излишне взысканными и подлежат возврату в порядке, установленном ст. 79 НК РФ. Пунктом 2 этой статьи установлено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через «личный кабинет» налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. В соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Судьи пришли к выводу: из системного толкования приведенной нормы и правовой позиции, изложенной в п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», следует, что с учетом правового регулирования возврата излишне взысканного налога, действующего с 01.01.2018, обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Предприниматель до обращения в суд не обращался в ИФНС с заявлением о возврате излишне взысканных страховых взносов и не получал отказ в их возврате.

В силу ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, предусмотренный федеральным законом.

Поскольку, по мнению апелляционного суда, предпринимателем не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ИФНС, заявленные им требования о возврате излишне уплаченных страховых взносов следовало оставить без рассмотрения. Что арбитры и сделали, отменив решение суда первой инстанции.

Предприниматель оспорил это решение. Однако в Постановлении АС ВВО от 30.01.2020 № Ф01-7504/2019 по данному делу судьи хоть и нашли нарушение норм материального права со стороны суда апелляционной инстанции, но остались при убеждении, что предприниматель до обращения в суд должен был исчерпать все возможности возвратить искомую сумму в административном порядке.

ВС РФ научит судей применять закон

Пришлось предпринимателю обращаться в ВС РФ. И тот расставил все точки над i. Арбитры указали: поскольку спорные суммы страховых взносов были уплачены предпринимателем не добровольно, а на основании требования налогового органа, указанные суммы считаются не излишне уплаченными, а излишне взысканными. Поэтому порядок их возврата регламентируется не ст. 78, а ст. 79 НК РФ.

Отметим: до 14.12.2017 в п. 3 ст. 79 НК РФ говорилось, что исковое заявление в суд о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В силу Федерального закона от 14.11.2017 № 322-ФЗ с названной даты это указание изъято из п. 3 ст. 79 НК РФ. Теперь в нем установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения (в прежней редакции нормы на подачу заявления в налоговый орган отводился один месяц).

По этому поводу арбитры ВС РФ отметили, что ст. 79 НК РФ регламентирует административный порядок возврата из бюджета сумм излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, а не порядок обращения в суд. Увеличение срока подачи заявления с одного месяца до трех лет расширяет возможности налогоплательщиков на реализацию своего права на возврат из бюджета сумм излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в административном порядке с одновременным предоставлением им возможности на обжалование отказа в таком возврате в вышестоящий налоговый орган, а затем – в суд. Обязательный досудебный порядок предусмотрен именно для такой категории споров. При этом реализуется и другая цель законопроекта – снижение судебной нагрузки.

В то же время исключение из п. 3 ст. 79 НК РФ указания на возможность непосредственного обращения налогоплательщика в суд с исковым заявлением о возврате из бюджета сумм излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов само по себе не исключает права налогоплательщика на обращение в суд с имущественным требованием о возврате из бюджета излишне взысканных сумм.

При этом в новой редакции ст. 79 НК РФ отсутствует указание о возможности обращения налогоплательщика в суд с исковым заявлением о возврате излишне взысканных сумм только при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования вопроса об их возврате. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом. При этом установление в законе обязательного досудебного порядка рассмотрения спора является административным барьером для доступа к правосудию. Соответственно наличие такого барьера должно четко и однозначно следовать из законодательства и практики его применения. В связи с этим подача заявления о возврате излишне взысканных платежей в налоговый орган до обращения в суд является правом налогоплательщика, но не его обязанностью.

Обратите внимание: в данном случае судьи ВС РФ сделали важное замечание: отменяя решение суда первой инстанции и оставляя исковое заявление предпринимателя без рассмотрения, суд апелляционной инстанции не учел, что спор в суде первой инстанции был разрешен по существу в пользу налогоплательщика правильно, а позиция налогового органа, занятая при рассмотрении дела, не позволяла рассчитывать на то, что обращение налогоплательщика в налоговый орган после принятия постановления апелляционной инстанции с заявлением о возврате излишне взысканных сумм будет последним удовлетворено, возможен был новый виток судебных разбирательств и нарушение принципов правовой определенности и рассмотрения дела в разумный срок.

В заключение арбитры ВС РФ подчеркнули, что выводы суда первой инстанции относительно рассмотрения спора по существу заявленных требований соответствуют правовой позиции КС РФ, изложенной в упомянутых выше Постановлении № 27-П и Определении № 10-О, а также правовой позиции ВС РФ, изложенной в п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2017).

* * *

ВС РФ дал понять, что необязательно требовать от налоговиков возврата излишне взысканных ими средств. Как правило, это бессмысленно: чиновники уже заняли четкую позицию, и маловероятно, что она изменится. Так что можно сразу обращаться в суд с подобным требованием, даже если налогоплательщик выполнил указание налоговиков.

Это особенно важно для предпринимателей, с которых контролеры пытаются взыскать фиксированные страховые взносы, настаивая на позиции, которая, казалось бы, уже неоднократно была опровергнута в судах. Речь идет в том числе о суммах, уплаченных за периоды ранее 2020 года.

С. Е. Нестеров

Журнал «Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера» № 9/2017

Комментарий к Письму ФНС РФ от 27.07.2017 № ЕД-4-8/14778.

ФНС излишне взыскала «старые» взносы: как их вернуть? В последнее время многие плательщики страховых взносов столкнулись с ситуацией, когда налоговая инспекция произвела взыскание взносов, срок уплаты которых истек до 2017 года, в том случае, когда такое взыскание проводить не надо было. Кто и как должен возвращать излишне взысканное?

Следует отметить, что названная ситуация не вполне вписывается в правила возврата и зачета переплат по страховым взносам. Напомним эти правила.

Период переплаты

Орган, в который следует обратиться

Орган, который вернет переплату (проведет зачет)

Возможные действия

До 2017 года

ПФР, ФСС

ИФНС

Возврат осуществляется на основании документа, направленного соответствующим фондом

Возврат переплаты

После 2017 года

ИФНС

ИФНС

Возврат переплаты или ее зачет*

* Зачет возможен только в счет платежей в тот же фонд, в который зачислена переплата (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

В пункте 5.3 Письма ФНС РФ № БС-4-11/1304@, ПФ РФ № НП-30-26/947, ФСС РФ № 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 «О разъяснении организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам» прописана процедура прием решений о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов за периоды до 01.01.2017.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (в случае представления страхователем уточненного расчета – в течение десяти рабочих дней со дня завершения камеральной проверки указанного расчета). Соответствующая норма содержится в ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ.

К сведению:

Рекомендуемая форма заявления в ПФР о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов приведена в Информации ПФ РФ «О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года» (документ размещен на сайте фонда – www.pfrf.ru – по состоянию на 30.05.2017). В ФСС представляется заявление по форме 23-ФСС (утверждена Приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457).

Формы документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов установлены Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, а Приказом ФНС РФ от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@ утверждены рекомендуемые форматы заявлений о зачете, возврате суммы излишне уплаченных, взысканных или подлежащих возмещению налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, которые юрлица смогут подавать в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до указанной даты.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР, территориальный орган ФСС направляют его в налоговый орган.

Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов налоговая инспекция оформляет заявку на возврат указанных сумм и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

К сведению:

Разъяснения Минфина о том, что по вопросу о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, следует обратиться в фонд, содержатся в Письме от 04.04.2017 № 03-15-05/19760.

Как видим, вышеописанные правила не затрагивают переплату, образовавшуюся из-за излишне взысканных налоговым органом прошлых долгов. Отметим, что инспекция взыскивает лишние взносы по одной из следующих причин:

  • фонды передали инспекциям ошибочное сальдо;

  • переданное сальдо было верным, но фонды пересчитали начисленные ранее взносы в меньшую сторону.

Итак, хотя излишнее взыскание было произведено налоговым органом, с заявлением следует обращаться в отделения ПФР и ФСС. Именно эти фонды предоставили информацию, послужившую основанием для такого взыскания, и, как уже было указано выше, они же должны принимать решение о возврате излишне взысканных взносов за периоды, которые истекли до 1 января этого года.

Чиновники финансового ведомства обратили внимание на тот факт, что положения ст. 79 НК РФ о возврате излишне взысканных взносов в данной ситуации не применяются. Это означает то, что плательщик страховых взносов не получит проценты с сумм взысканного налоговым органом излишка.

К сведению:

На основании п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Причем проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Почему плательщик страховых взносов не вправе в рассматриваемой ситуации получить проценты с сумм взысканного налоговым органом излишка? Это обусловлено тем, что Федеральным законом № 250-ФЗ не предусмотрена уплата процентов плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», соответствующих пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (Письмо Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564).

Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *