Все про закупки

Государственные закупки (госзакупки) – это форма предложения своих услуг, поставки товаров, выполнения работ для нужд государства или муниципалитета, при которой создается конкурентная среда среди поставщиков. Контракт заключается с победителем – участником закупки, который предлагает наиболее выгодные и комфортные условия исполнения контракта. Победитель обязуется в заранее указанные в документации сроки выполнить условия контракта. Процедура регулируется Законом № 44-ФЗ.

Допустим, государственная поликлиника нуждается в канцтоварах. Для приобретения товаров выделяются бюджетные средства, но купить их в обычном магазине нельзя. Формируется госзаказ, объявляется закупка (конкурс или аукцион), принимаются заявки от поставщиков. Победитель – участник, который предлагает наиболее низкую цену товара/услуги или самые выгодные условия исполнения договора, – всегда один.

Содержание

Кому можно принимать участие в аукционе

Согласно Закону № 44-ФЗ, участвовать в конкурсе может юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Однако существуют некоторые особенности участия.

Могут ли физлица участвовать в госзакупках?

Законом наложены определенные ограничения на участие в процессе физлиц. Регулярное участие в государственных закупках в качестве физического лица может быть расценено как незарегистрированная предпринимательская деятельность. Это влечет административную и уголовную ответственность. Поэтому для систематического участия в закупках необходимо зарегистрировать ИП. Без оформления официального юридического статуса (ИП или ООО) физлицо может предоставить лишь разовую услугу (разработку сайта, погрузку/разгрузку, преподавание, проведение праздника, ремонт, организацию поездки и прочее).

При работе с физическим лицом налоговая нагрузка переходит на заказчика. Он должен оплатить НДФЛ и сборы в негосударственные фонды, что составляет треть стоимости услуги или товара.

Если закупка предполагает использование информации, относящейся к государственной тайне, физическое лицо не допускается к закупке.

Многие заказчики предпочитают работать с субъектами малого предпринимательства, поэтому при организации конкурса могут инициировать запрет на допуск к участию физлиц.

Некоторые товары или услуги должны быть лицензированными. Как правило, физическое лицо не имеет соответствующих разрешений, что является достаточным основанием для недопуска к торгам.

Согласно закону, организатор конкурса вправе отказаться от услуг физического лица по причине того, что поставка товаров – это предпринимательская деятельность, которая предполагает соответствующую регистрацию в налоговой.

Как ИП участвовать в госзакупках?

Для индивидуальных предпринимателей закон предоставляет более комфортные условия участия в конкурсе. Для подачи заявки необходимо предоставить выписку из ЕГРИП и копию паспорта. При широкой сфере деятельности необходимо указать коды ОКВЭД для государственных закупок (необходимо для подачи налоговой отчетности). На участие в тендерах отсутствие кодов не влияет.

Если ИП нарушает условия договора и не выполняет обязательства перед заказчиком, он рискует всем своим личным имуществом и деньгами.

Если исполнитель (ИП) некачественно выполняет свои обязательства, его вносят в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с наложением запрета на участие в тендерах на 24 месяца. Попасть в РНП можно за различные нарушения договора. Например, в РФ действует национальный режим, исполнитель приобрел заграничный товар, но зарегистрировал его как произведенный в РФ без уведомления заказчика. Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и предать в антимонопольную службу сведения для внесения исполнителя в реестр.

Если организация (в том числе ИП) внесена в РНП, ее руководитель не может участвовать в госзакупках в качестве физического лица, поскольку в реестр вносятся данные об учредителях и руководителях. Требование актуально для случаев, когда заказчик требует, чтобы исполнитель не был в РНП.

Участие в госзакупках для юридических лиц и бюджетных организаций

Наиболее лояльно заказчики относятся к юридическим лицам в роли поставщиков. Это обусловлено тем, что у юрлица, в отличие от ИП и физлиц, в большинстве случаев имеются все разрешительные документы и лицензии.

Бюджетные организации могут выступать поставщиками услуг.

Виды госзакупок

Государственные закупки бывают двух видов:

  1. Неконкурентные – закупка осуществляется у единственного поставщика без организации конкурса.
  2. Конкурентные – создается площадка с участием минимум двух конкурирующих исполнителей. Побеждает поставщик, который предлагает наиболее выгодные условия сделки.

Конкурентными способами являются:

  • Конкурс – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Виды: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс.
  • Аукцион – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Виды: электронный аукцион, закрытый аукцион.
  • Запрос котировок – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену. При этом начальная цена контракта не должна превышать 500 тыс. руб.
  • Запрос предложений – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услугам.

Закупки могут проводиться в закрытой или открытой формах.

  1. Открытые закупки. Наиболее популярная форма госзакупок. Информация о закупках и требования к участникам доступна в ЕИС любому желающему. К участию допускаются все исполнители, товары которых отвечают требованиям заказчика. Для поставщиков и документации формируются равные условия.
  2. Закрытые закупки. Проводятся для военной отрасли и сфер, деятельность которых относится к государственной тайне.

Как выбрать нишу и площадку

Выбор ниши – это один из самых важных шагов для участия в госзакупках. Чтобы удачно подобрать нишу, нужно понимать систему ценообразования. Залог победы на торгах – сделать конкурентоспособное предложение. Рассмотрим два примера. Допустим, имеется заявка на поставку кирпича для строительной компании. Где будут делаться закупки? На кирпичном заводе с налаженной логистической системой, организованной погрузкой/разгрузкой и низкой ценой. Составить конкуренцию такому поставщику начинающему участнику очень сложно.

Другой пример. Госкомпании требуется разработка или продвижение сайта в Интернете. Крупная веб-компания не сможет предложить низкую стоимость из-за собственных затрат на аренду и зарплату сотрудникам. ИП и физлицо избавлены от таких трат – стоимость работы можно снизить, что ведет к победе в торгах.

Электронная торговая площадка – это сайт, который организует и проводит электронные процедуры. Перечни электронных площадок, на которых могут проводиться процедуры определения поставщика по Закону № 44-ФЗ, установлены Правительством РФ. Выбор площадки зависит от того, какую закупку предстоит организовать.

Открытую процедуру определения поставщика можно проводить на площадках из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. Список площадок и ссылки на них вы можете также найти на главной странице официального сайта ЕИС — zakupki.gov.ru. Выбирайте любую из указанных площадок, ограничений нет.

Список электронных площадок и их операторов для проведения открытых процедур

  • etp.zakazrf.ru Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • roseltorg.ru Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»;
  • gz.lot-online.ru Акционерное общество «Российский аукционный дом»;
  • tektorg.ru Акционерное общество «ТЭК — Торг»;
  • etp-ets.ru Акционерное общество «Электронные торговые системы»;
  • sberbank-ast.ru Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • rts-tender.ru Общество с ограниченной ответственностью «РТС — тендер»;
  • etpgpb.ru Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».

Для закрытых конкурсов и аукционов Распоряжением Правительства РФ № 1447-р утвержден оператор специализированной электронной площадки – Общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (astgoz.ru).

Необходимые документы для участия в госзакупках

  1. уставные документы;
  2. лицензии (если вид деятельности требует лицензирования);
  3. сертификаты и допуски на продукцию, работы и услуги;
  4. свидетельства о членстве в СРО (если оно обязательно для выполнения работ и услуг);
  5. документы, подтверждающие полномочия руководителя (приказ о назначении или нотариальная доверенность).

Оформление электронной подписи и аккредитация

ЭПЦ – это электронная цифровая подпись. Она нужна для регистрации в ЕИС, где размещаются заявки, и для аккредитации на электронных торговых площадках. Подпись представляет собой USB-флеш-накопитель, на котором сохранен ключ, имеющий силу личной подписи.

Для получения ЭПЦ физлица и ИП подают в удостоверяющий центр копию паспорта и свидетельство СНИЛС. Юрлица к этому списку добавляют копию ИНН и (для уполномоченного лица) приказ о назначении на должность или доверенность. ЭПЦ выдается на определенные виды торговых площадок, поэтому необходимо заранее понимать, в какой нише вы будете работать.

Для получения и автоматического присвоения аккредитации необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС). Регистрация позволяет получать сведения о конкурсах и аукционах, которые размещаются в ЕИС.

Где искать торги и на что обращать внимание

Для поиска конкурсов и аукционов нужно войти в ЕИС — http://zakupki.gov.ru. В поисковике выбрать интересующую нишу. Из выпавшего перечня выбрать закупку, изучить описание, цену и сроки выполнения, ответственность сторон и условия денежного обеспечения. Если условия вам подходят, подавайте заявку на участие.

Открытие спецсчета

Специальный счет открывается в любом из 18 коммерческих банков, в числе которых Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. Список банков утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 г. №1451-Р. Если вы уже являетесь клиентом такого банка, то свой расчетный счет можно использовать для госзакупок. Обязательное условие участия в тендере – наличие на балансе обеспечительного платежа, размер которого рассчитывается индивидуально, но обычно не превышает 5 тыс. руб.

Подготовка и подача заявки для участия

Чтобы принять участие в госзакупках, нужно подать заявку – самостоятельно или при помощи советников. В заявке вы соглашаетесь с условиями закупки, заполняете описание товаров или услуг, предоставляете сведения о своей компании, наличии лицензий и прочих разрешений. Если уже пройдена аккредитация на торговой площадке, эти данные вводить не нужно. Важно все заполнить без грамматических ошибок, поскольку их наличие может служить основанием для отклонения заявки.

Как выиграть тендер

Инструкции, которая приведет вас к гарантированной победе в конкурсах или аукционах, не существует. Однако соблюдение правил участия в госзакупках увеличивает шансы на выигрыш.

  1. Первые заявки не должны быть высокодоходными.
  2. Грамотная подача заявки на участие – важный аспект. Первое время можно пользоваться помощью специалистов по заполнению форм. Вносимая информация должна быть актуальной.
  3. Чаще побеждают исполнители, предлагающие низкую цену. Однако нет смысла работать себе в убыток.
  4. Заказчики обращают внимание на опыт исполнителя. Старайтесь исполнять действующие контракты в полном объеме и без нарушений.
  5. Внимательно вычитывайте проект государственного контракта, описывайте все пункты, указанные в запросе.

Контракт подписывается в сроки, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, а предложенная вами цена услуги или товара в контракте не меняется. В контракте прописываются сроки выполнения и приемки, условия и сроки возврата, наложения штрафа и пени, возможность одностороннего отказа от исполнения.

Рекомендации новичкам в госзакупках

  1. Не отказывайтесь от участия в госзакупках из-за общепринятого мнения об их коррумпированности. Первое время для организации участия можно пользоваться сторонней помощью.
  2. Выбирайте заказчиков из своего региона. Учитывайте, сколько времени вы затратите на исполнение контракта, свои транспортные расходы.
  3. Заранее пройдите аккредитацию. Ее можно оформить сразу на всех существующих площадках.
  4. Не воспринимайте госзакупки как лотерею. Это ответственная работа, которая требует вашего активного участия.

Рисует Полина Калашникова

Поделитесь с друзьями

Госзакупки — это когда государственные организации покупают у юрлиц и ИП товары, работы или услуги. Правила устанавливает Закон о контрактной системе, он же 44-ФЗ. Разобраться в нем сложно, но можно. Особенно когда есть пошаговая инструкция, как участвовать в тендерах начинающему ИП, физлицу или ООО.

Потребителями на рынке госзакупок являются государственные, бюджетные и муниципальные организации, госкорпорации и предприятия с различной долей государственной собственности. Основной источник финансирования — бюджеты разных уровней, федеральные целевые программы, средства государственных и муниципальных предприятий, госкорпораций. Объект финансирования — исполнение государственных нужд в товарах, работах и услугах. Поэтому все жестко регламентируется 44-ФЗ. В нем прописаны все правила для заказчиков и поставщиков: какую процедуру проводить, какие документы и как заполнять, сколько рассматривать заявки, и так далее. Дополнительно есть множество постановлений, разъяснений и официальных писем. Словом, без пошаговой инструкции новичку не разобраться.

С чего начать работу с госзакупками

Первый вопрос, который возникает у каждого новичка, — с чего начать участие в тендерах, госзакупках и электронных торгах. Рекомендуем начать с проверки ниши. Это нужно сделать до изучения пошаговой инструкции по участию. Конкуренция в госзакупках достаточно высока, при этом предполагается, что цена закупки будет минимальной. У конкретной компании бизнес-процесс может быть выстроен так, что участие будет невыгодным. Чтобы оценить перспективы, следуйте пошаговой инструкции:

  1. Зайдите на сайт ЕИС.
  2. Перейдите к расширенному поиску.
  3. Найдите завершенные закупки того товара, работы или услуги, которые хотите продать по 44-ФЗ.
  4. Изучите несколько закупок: какова была начальная цена (НМЦК), по какой цене заключили госконтракт, каковы требования к товару и условия исполнения. Для этого нужно скачать документацию, в первую очередь — техническое задание. Чтобы это сделать, перейдите в закупку, а оттуда — в раздел «Документы».

Чтобы перейти к расширенному поиску по ЕИС, нажмите на ссылку «Расширенный поиск».

Вот так выглядят условия поиска для анализа ниши. Можно усложнить поиск, указав период закупок, регион заказчика, ОКВЭД товара, работы или услуги.

А вот здесь скачиваются документы по госзакупке:

В разделе «Результаты определения поставщика» можно узнать стоимость контракта и победителя.

Если все устраивает, и вы готовы выполнить контракт на таких условиях, то можете искать открытые госзакупки и готовить заявку, а пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах вам поможет.

Шаг 1. Подготовиться и изучить нормативную базу

В отличие от заказчиков (то есть государственных, муниципальных и бюджетных структур), поставщикам для участия в закупках не понадобятся документы о специальном образовании. Работники могут пройти обучение госзакупкам с нуля бесплатно на многочисленных онлайн-ресурсах. Главное, чтобы информация для слушателей была актуальна на сегодня. Законодатель очень часто вносит изменения в закон 44-ФЗ и постановления о закупках.

Шаг 2. Проверить требования заказчиков

Пошаговая инструкция, как участвовать в госзакупках и тендерах, должна содержать и этот пункт. Дело в том, что ст. 31 № 44-ФЗ от 05.04.2013 разрешает заказчикам устанавливать дополнительные требования к поставщикам некоторых товаров, работ и услуг. Чем сложнее ваш продукт, тем строже будут закупочные условия. Могут понадобиться сертификаты, лицензии, подтверждение профессиональной квалификации, наличие членства в профессиональных СРО. Имеет смысл изучить документацию конкурсных процедур, принципы формирования заявок, требования к поставщикам. Добейтесь, чтобы дополнительным требованиям соответствовали все документы, кредитная история, налоговая дисциплина, документация на товары, работы, услуги и т. д.

Шаг 3. Зарегистрироваться на торговых площадках и оформить ЭЦП

Основная часть государственных закупок проводится на электронных площадках. Их восемь:

  1. Сбербанк-АСТ.
  2. АГЗРТ.
  3. АО РАД.
  4. РТС-тендер.
  5. ЭТП ГПБ.
  6. АО ЕЭТП.
  7. ЭТП НЭП.
  8. ТЭК-Торг.

Если планируете участвовать в закрытых торгах с гостайной или в рамках гособоронзаказа, то ваша площадка — АСТ ГОЗ. Чтобы не пропустить выгодный контракт и вовремя подготовить заявку, нужно заранее получить доступ к ЭТП, которыми пользуются будущие заказчики. Для этого пройдите регистрацию в ЕИС. Сведения об организации внесут в единый реестр участников закупок. После чего эти данные автоматически попадут на площадки и будут использованы при аккредитации.

Если аккредитовались до конца 2018 года, то можно не регистрироваться в ЕИС до 31.12.2019. Но потом все равно придется.

Все площадки работают с электронной цифровой подписью (ЭЦП) потенциальных поставщиков. ЭЦП подтверждает полномочия ответственного лица, которое будет представлять организацию на торгах. Цифровой ключ сохраняется на флешке. Выдают их удостоверяющие центры. Это специализированные организации, имеющие аккредитацию Минкомсвязи. ЭЦП вы сможете использовать и в хозяйственной деятельности своей организации. Например, для сдачи отчетности в налоговую в электронном виде.

Электронная подпись для госзакупок по 44-ФЗ, в соответствии со ст. 5 № 44-ФЗ от 05.04.2013, должна быть усиленной квалифицированной. Получение ЭЦП — услуга платная. Стоимость для работы на площадках — в среднем от 5000 до 10 000 рублей.

Шаг 4. Собрать пакет документов для участия

Перечислим копии документов, которые нужно подготовить для участия в государственных закупках:

  • уставные документы и изменения к ним;
  • лицензии и приложения к ним, если ваш вид деятельности подлежит лицензированию;
  • сертификаты и допуски на продукцию, работы и услуги;
  • свидетельства о членстве в СРО, если оно для выполнения работ и услуг обязательно;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя (приказ о назначении или доверенность).

Иногда конкурсная документация для подтверждения квалификации исполнителя содержит требования о предоставлении копий выполненных договоров и контрактов, документов о квалификационном уровне сотрудников. Такие госзакупки для «чайников» не подходят.

Перечень не является закрытым. Это значит, что госзаказчик может требовать дополнительные документы.

Шаг 5. Найти подходящий госзаказ

ЭЦП получена, требования к документам понятны — организация готова к участию в госзакупках для начинающих. Ежедневная проверка обновлений сайта www.zakupki.gov.ru позволит иметь свежую информацию о размещенных торгах. Для начала деятельности имеет смысл определить для себя критерии желаемого тендера:

  • вид конкурсной процедуры;
  • регион поставки товара, работы, услуги;
  • название потенциального заказчика;
  • ключевые слова для поиска на сайте.

Сайт закупок содержит возможность расширенного поиска по заданным вами критериям. Искать интересные тендеры можно и просматривая все закупки, размещенные на сайте заказчиками региона. Имеет смысл просматривать и сайты крупных государственных заказчиков. Они имеют раздел закупок и размещают не только объявления о них, но и план предстоящих конкурсных процедур. Если ваша организация относится к МСП, не имеет опыта работы с госзаказом и лишних оборотных средств, самый правильный вариант — начать с электронных аукционов и запросов котировок.

В этих процедурах потребуется минимальный набор документов, поставщик определяется предложенной минимальной ценой контракта и не придется резервировать денежные средства в качестве обеспечения заявки, если НМЦК закупки — менее 1 млн рублей. Крупные организации содержат отделы по работе с госзаказом, платят специальным агентствам за мониторинг информации об объявленных конкурсах в нескольких регионах, имеют открытые кредитные линии для получения банковских гарантий в качестве обеспечения исполнения контрактов.

Шаг 6. Изучить закупочную документацию

Это важный этап и пошаговой инструкции, и участия в целом. Какой бы вид процедуры ни был объявлен в выбранном вами объявлении о закупке, тщательно изучите документы:

  • проанализируйте ключевые сроки конкурсных процедур и исполнения госконтракта;
  • просмотрите условия денежного обеспечения;
  • оцените требования, предъявляемые к исполнителю госконтракта и его квалификации;
  • изучите ответственность сторон.

Шаг 7. Внести обеспечение заявки

Если конкурсные условия оговаривают предоставление финансового обеспечения со стороны участника, ФЗ-44 требует открыть спецсчет в банке для его резервирования. Это новшество 2018 года. До этого деньги перечислялись на торговый счет электронной площадки. Со спецсчетами работают не все банки. Их перечень утвержден Распоряжением Правительства № 1451-р от 13.07.2018. В него входят 21 банк:

  1. Сбербанк России.
  2. ВТБ.
  3. Газпромбанк.
  4. Российский сельскохозяйственный банк.
  5. Альфа-Банк.
  6. Московский Кредитный банк.
  7. Открытие.
  8. Райффайзенбанк.
  9. Росбанк.
  10. Всероссийский банк развития регионов.
  11. Промсвязьбанк.
  12. Россия.
  13. Санкт-Петербург.
  14. Совкомбанк.
  15. Российский национальный коммерческий банк.
  16. ОТП.
  17. ЮниКредит.
  18. Возрождение.
  19. Тинькофф.
  20. АК БАРС.
  21. Северный морской путь.

Если банк, где открыт расчетный счет, входит в этот список, то, скорее всего, достаточно будет составить дополнительное соглашение. Некоторые банки просят сначала написать заявление. Если вашего банка нет в этом списке, то спецсчет придется открывать в другом. Внимательно изучите предлагаемые условия. Они могут значительно различаться: некоторые банки предлагают бесплатное обслуживание спецсчета, а некоторые берут плату за каждую операцию.

Шаг 8. Подготовить заявку участника

Подготовка документов заявки — самый важный этап пошаговой инструкции. Даже незначительные ошибки и недочеты повлекут недопуск к торгам и обесценят потраченные на подготовку усилия. Например, самая популярная процедура — электронный аукцион. Чтобы поучаствовать в нем, нужно подготовить заявку, которая состоит из двух частей:

  1. Первая часть содержит информацию о товаре, услуге или работах.
  2. Вторая часть отражает, насколько компания-поставщик соответствует требованиям.

Сначала заказчик проверяет сведения о товаре, который предлагает участник. Если товар закрывает потребности заказчика, то пропускает торговаться. После этого проверяет информацию о компаниях, которые снижали цену, и выявляет победителя. После перехода на электронные торги ЭТП внедрили формы, которые во время закупки подают участники. В число унифицированных форм вошли:

  • согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги;
  • документы, подтверждающие опыт, наличие ресурсов, правоспособность;
  • декларация о соответствии единым требованиям;
  • декларация о принадлежности к СМП и СОНО.

Шаг 9. Подписать контракт

Проект контракта публикуется заказчиком не позднее 5 дней после проведения закупки. Контракт включает цену победителя, его реквизиты и описание объекта закупки. Дается 5 дней на рассмотрение разногласий и оформление протокола, если у исполнителя есть вопросы к содержанию. Победитель может отправить заказчику 1 протокол разногласий, чтобы исправить неточности в госконтракте. Исполнитель вносит обеспечение на спецсчет непосредственно перед подписанием контракта. Подписанный исполнителем контракт размещается в течение 5 дней. В течение 3 дней он должен быть удостоверен подписью и печатью заказчика.

Шаг 10. Исполнить контракт и получить деньги

Заключительный шаг пошаговой инструкции и участия — выполнение принятых на себя обязательств. Чтобы заказчик принял товары, работы или услуги и подписал акты, следите, чтобы все соответствовало контракту. Нельзя просто взять и поменять количество или производителя товара. После подписания приемочных документов заказчик рассчитывается в срок, не превышающий 30 дней. Что касается госзакупок, которые разыгрывались среди субъектов малого бизнеса, то для них максимальный срок оплаты — 15 рабочих дней.

Что такое закупка?

Компании, которые частично или полностью принадлежат государству, обязаны проводить конкурсы на закупку товаров, работ и услуг. Закупки есть почти в любой сфере, в любом регионе. Деньги на них заложены в бюджете, а для малого бизнеса действуют квоты. Это хорошая возможность расширить бизнес.

Заказчик размещает закупки разными способами, в зависимости от того, по каким критериям будет отбирать поставщика. Также государство установило, что часть товаров можно закупать только аукционом. Самый популярный способ закупок по итогам 2019 года — электронный аукцион. .

Закупка — это форма размещения заказа на поставку товаров и услуг. Закупку проводит заказчик с помощью конкурентных или неконкурентных способов отбора поставщиков.

Закупки делят на три группы в зависимости от заказчиков:

1. Госзакупки по 44-ФЗ. Их проводят все государственные и муниципальные организации, которые живут за счет бюджета, например, больницы, школы, детсады, городские администрации и т.д. Закупки проводятся по устанавленным государством правилам. Заказчик публикует план закупок, по которому поставщик заранее может спланировать свою деятельность. Когда извещение о закупке опубликовано или заказчик отправил приглашение к участию, участник подает заявку. Победителя определяют по самой низкой цене или по заранее озвученным критериям (цена, опыт, квалификация и т.д.). Закупка завершена, когда контракт заключен, все обязательства исполнены, а исполнитель получил деньги.

2. Закупки по 223-ФЗ. Их проводят:

  • компании с долей государственного имущества от 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • естественные монополии (нефтегазовые компании, РЖД и другие),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, которые проводят закупки за счет грантов, средств субподряда и собственных денег. 223-ФЗ дает больше свободы действий. Например, организация может проводить закупки на любой ЭТП, устанавить свои критерии отбора победителей, сроки проведения закупок. Исключение составляют только закупки у малого и среднего предпринимательства. Их могут проводить на ЭТП госзакупок четырьмя видами закупок: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений.

3. Коммерческие закупки. Их проводят коммерческие организации. Заказчики сами определяют правила проведения закупок и требования к поставщикам. Конкурсы и аукционы проводятся в соответствии с Гражданским кодексом.

Проще начинать участвовать в закупках по 44-ФЗ: государственные организации чаще проводят конкурентные процедуры — конкурсы, аукционы, запросы котировок. Большинство закупок по 223-ФЗ заказчики проводят у единственного поставщика: без конкурса, а закупают у подрядчика, которого выбрали сами. .

Где и как искать закупки?

Закупки по 44-ФЗ обязательно публикуются на zakupki.gov.ru — в Единой информационной системе закупок (ЕИС). При этом электронные процедуры дублируются на восьми федеральных электронных площадках: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка (ГПБ).

Закупки по 223-ФЗ публикуются на zakupki.gov.ru и на электронных площадках, которые соответствуют требованиям заказчика. Заказчик вправе не публиковать на zakupki.gov.ru, только если:

  • цена закупки не превышает 100 000 руб.
  • цена закупки не превышает 500 000 руб. и годовой оборот заказчика более 5 млрд. руб.

Коммерческие закупки публикуются по усмотрению заказчика на его собственном сайте или на коммерческих торговых площадках.

Zakupki.gov.ru

Здесь публикуют все закупки 44-ФЗ, закупки по 223-ФЗ от 100/ 500 тыс. рублей (в зависимости от годового объема закупок заказчика)

ЭТП госзакупок Здесь публикуют и проводят все электронные закупки по 44-ФЗ и закупки среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ
Коммерческие ЭТП Здесь публикуют и проводят закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки
Контур.Закупки zakupki.gov.ru + 229 ЭТП

Несколько советов

  • Прежде, чем принимать участие, проверьте, что ваши товары и услуги востребованы в регионе. Найдите закупки по своей отрасли, ОКПД2 или ключевым словам и посмотрите, много ли закупок, кто основные заказчики, как они размещают, какие конкуренты.
  • Важно правильно настроить запрос, чтобы находить все нужные закупки и не находить лишнее. Для поиска можно использовать ключевые слова, ОКПД или отрасль, указывать регион. Чтобы оптимизировать поиск, можно сохранить регулярный запрос как шаблон и подписаться на новые закупки по нему.
  • Учитесь находить скрытые закупки: некоторые заказчики пытаются ограничить круг участников, но эти преграды можно обходить. Подробнее — в статьях о серых схемах и некопируемой документации.
  • Ищите планы-графики: из них можно узнать, на какой месяц заказчик запланировал интересные вам закупки.

Найти закупки

Состав извещения о закупке

Извещение о закупке — документ, объявляющий о проведении процедуры отбора поставщика.

Извещения об открытых процедурах доступны всем участникам. Извещения о закрытых процедурах напрямую отправляют приглашаемым в закупку участникам, их нельзя публиковать в открытых источниках.

Извещение о закупке имеет определенную структуру. Коммерческие организации ориентируются на форму извещения на площадке и могут заполнять не все поля. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны заполнять всю информацию, которая позволит поставщику определить, подходит ему закупка или нет.

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ всегда указывают в извещении:

  • Название закупки.
  • Информацию о заказчике и его контактные данные.
  • Начальную максимальную цену контракта (НМЦ) — предельное значение, обоснованное с помощью:
    • государственной статистической отчетности,
    • zakupki.gov.ru,
    • реестра контрактов,
    • информации о ценах производителей,
    • общедоступных результатов изучения рынка,
    • исследований рынка, проведенных по инициативе заказчика.
  • Обеспечение заявки — страховка на случай, если победитель закупки откажется подписывать контракт (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию и возможности заказчика). .
  • Обеспечение исполнения контракта — залог деньгами или в виде банковской гарантии, которое предоставляет победитель закупки при заключении контракта. Его вносят, чтобы покрыть возможный ущерб заказчика, если поставщик некачественно исполнит или не исполнит свои обязательства (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию заказчика).
  • Порядок проведения (даты подачи и рассмотрения заявок, подписания контракта и др.).
  • Требования к поставщикам
  • Ограничения и преференции. Преимущества могут быть предоставлены субъектам малого предпринимательства, российским поставщикам и продукции российского производства, предприятиям уголовно-исправительной системы, обществам инвалидов. Ограничения в основном связаны с поставками иностранных товаров (так называемый национальный режим).
  • Адрес ЭТП — для электронных закупок.

К извещению заказчики прикладывают документацию с техническим заданием или спецификацией, проект контракта, при необходимости форму заявки, обоснование НМЦ и обоснование самой закупки (для закупок по 223-ФЗ).

Закупка может состоять из одного или нескольких лотов. В каждом лоте указывают объект закупки, НМЦ, заказчик, требование к обеспечению, объекты лота, время и место поставки. При участии в многолотовой закупке на каждый лот подается отдельная заявка.

Как подать заявку на участие?

Посмотрите, в каком виде она проводится: бумажном или электронном.

Бумажный вид
(запрос котировок, конкурс)
Лично или почтой.
Электронный вид
(подавляющее большинство закупок по 44-ФЗ и все конкурентные закупки среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ проводят в электронном виде)

На электронной торговой площадке, где проводится закупка. Для участия нужно:

  • получить электронную подпись в любом аккредитованном удостоверяющем центре,
  • зарегистрироваться в ЕИС.

Следуйте требованиям заказчика
Все требования к поставщикам и конкретные характеристики товаров прописаны в документах к закупке. Посмотрите, цена товара указана с НДС или без, измерения даны в мм или см и т д.

Следите за изменениями в документации и сроками подачи заявок
Заказчик может вносить изменения в закупку после размещения. Важно отслеживать их, чтобы случайно не отправить заявку по старой документации или в другое время. В Контур.Закупках вы автоматически будете узнавать об изменениях, если закупка сохранена в избранном.

Внимательно отнеситесь к оформлению заявки
Заказчик может отклонить заявку из-за того, что в ней не хватает каких-то документов, не указаны точные парметры товара или предоставлена недостоверная информация. Почитайте, какие документы нужно приложить к заявке.

Заложите время на дополнительные процедуры
Заранее получите сертификат электронной подписи или пройдите предквалификацию на ЭТП, если участвуете в закупках по постановлению № 99.

У вас есть право подать запрос на разъяснения заказчику или жаловаться в ФАС, если документация не соответствует требованиям закона или заказчик необоснованно отклонил вашу заявку.

Если не получается пройти аккредитацию, заказчик отклонил заявку или попалась сложная закупка с объемной документацией, обратитесь к специалистам по сопровождению.

Результаты торгов

Если вы победили, подпишите контракт в прописанный в закупке срок: на бумаге или на ЭТП, если закупка проходила в электронном виде. В аукционе и конкурсе нужно предоставить обеспечение контракта.

Если вы не победили, изучите результаты в итоговом протоколе закупки:

  • сколько было участников и какую цену они предлагали,
  • на сколько процентов снизилась цена,
  • кто признан победителем.

Узнав победителя, выясните, как часто он выигрывает закупки этого заказчика, конкурентную ли цену предлагает, нет ли сговора? Если есть подозрения, на закупки этого заказчика можно больше не терять время.

В конкурсе анализ закупки поможет понять, по каким критериям вы проиграли, чего вам не хватило для победы: опыта, квалифицированных кадров, лицензий? Это поможет скорректировать стратегию участия в следующих тендерах.

Все участники в течение 5 дней после объявления победителя могут обжаловать в ФАС итоги состоявшегося тендера. Результаты закупки отменят, если обнаружат серьезные нарушения.

Госзаказ: бухучет и налогообложение

Л.П. Фомичева,
аудитор
В настоящее время широкое распространение получает практика, когда контракт на право поставки товаров (работ, услуг) заключается по результатам участия в открытых или закрытых торгах (конкурсах, аукционах). Система государственных или муниципальных закупок и проведение подрядных работ или оказание услуг для государственных и муниципальных заказчиков является выгодным и прибыльным направлением предпринимательской деятельности. С учетом экономического кризиса тенденцию роста или сокращения количества госзаказов в ближайшей перспективе предсказать трудно, но получение заказа может помочь предприятию выжить в столь непростое время.
Участники конкурсов и торгов, посредством которых размещаются заказы, несут определенные затраты. Результатом их может быть как выигрыш заказа, так и проигрыш. Из чего складываются расходы на участие в конкурсе? Как они отражаются в бухгалтерском и налоговом учетах? Все ли организации могут их учесть в целях налогообложения? Какую при этом позицию занимают Минфин России, ФНС России, арбитры?

Гражданско-правовые основы отношений

Особенности контрактов по разным видам поставок изложены в Гражданском кодексе РФ.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе соответствующего контракта, а также подписываемых в соответствии с ним договоров поставки (п. 1 ст. 525 ГК РФ). Контракт заключается в законодательно установленном порядке (п. 1 ст. 527 ГК РФ).
Возможность заключения договора путем проведения торгов (открытых и закрытых) предусмотрена гл. 28 «Заключение договора» ГК РФ. В частности, в соответствии со ст. 447 Кодекса в таком случае проводятся аукцион или конкурс, и договор заключается с лицом, выигравшим их, т.е. с тем, кто предложил на аукционе наиболее высокую цену, а по конкурсу — лучшие условия. Непосредственно требования по организации и порядок проведения торгов установлены в ст. 448 ГК РФ. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса, которые могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае в торгах может участвовать любое лицо, во втором — только лица, специально приглашенные для этой цели. Организатором торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная компания, действующая в рамках заключенного ею договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступающая от их или своего имени.
Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд регулируются ст. 763-768 ГК РФ. Подрядные торги могут проводиться при размещении заказов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пуско-наладочных и других видов работ; на управление проектом, консультирование, надзор, поставку комплектного технологического оборудования и др.
Порядок проведения подрядных торгов по госзаказам регламентирован Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Госкомимущества России N 660-р, Госстроя России N 18-7 от 13.04.1993.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ).
Под размещением заказов понимаются действия уполномоченных указанными органами заказчиков (ст. 5 Закона N 94-ФЗ). Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта (п. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ). Участником может быть юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Размещение заказа может осуществляться (ст. 10 Закона N 94-ФЗ):
— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в т.ч. аукциона в электронной форме;
— без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В какой бы форме ни размещались заказы, претенденты на заключение государственного контракта участвуют в нем бесплатно (п. 3 ст. 20, п. 4 ст. 32 и п. 7 ст. 42 Закона N 94-ФЗ). Однако при подготовке конкурсной заявки организация несет расходы, в силу требований законодательства необходимые для допуска к участию в конкурсе (например, расходы на составление и оформление конкурсной заявки, самой конкурсной документации, связанные с обеспечительными мерами исполнения контракта, а также возможными дополнительными требованиями заказов). Затраты, установленные в законодательстве в зависимости от формы размещения заказа, приведены в таблице на с. 15.

Таблица

Затраты в зависимости от форм размещения заказа

Наименование платежа

Конкурс

Аукцион

Запрос котировок

Участие в размещении заказа

Бесплатно

Бесплатно

Бесплатно

Плата за предоставление документации о торгах или запросе котировок

Может взиматься

Может взиматься

Не предусмотрено

Расходы, связанные с подачей заявки на участие в торгах или запросом котировок

Взимаются

Взимаются

Взимаются

Обеспечение заявок на участие в размещении заказа

Не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта

5% начальной (максимальной) цены контракта

Не предусмотрено

Обеспечение исполнения контракта

В пределах 30% начальной (максимальной) цены контракта или в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее размера аванса

Не предусмотрено

Рассмотрим, как те или иные расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль и применении налогоплательщиками специальных налоговых режимов.

Налог на прибыль

Для исполнителя заключение договора по итогам торгов является гарантией обеспечения долгосрочных заказов, стабильности в предпринимательской деятельности, положительного имиджа на рынке. Основное условие принятия расходов при исчислении налога на прибыль — требование их экономической обоснованности, документального подтверждения и произведения для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Рассмотрим детально расходы по их видам.

Плата за получение документации о торгах

Для участия в торгах участник должен подать заявку, представить необходимые документы и сведения, указанные в документации о торгах (п. 2 ст. 22 и п. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ). В некоторых случаях за получение копий документации о торгах заказчик может требовать плату, он обязан указать ее в извещении о проведении конкурса или аукциона (п. 3 ст. 20 и п. 4 ст. 32 Закона N 94-ФЗ). Размер платы не должен превышать сумму расходов заказчика на изготовление копии конкурсной документации и доставку ее лицу, подавшему заявление на получение конкурсной документации посредством почтовой связи.
Затраты участника на получение доступа к документации о торгах можно учесть в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ.

Расходы, связанные с подачей заявки

При подаче заявки на участие в торгах или запросе котировок участник обязан представить дополнительные сведения, идентифицирующие ее (подп. «б» п. 3 ст. 25 и подп. «б» п. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ). Например, может потребоваться выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или его нотариально заверенная копия, для иностранных лиц — надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и др.
Кроме того, участник размещения заказа обязан представить письменные доказательства, что его деятельность отвечает предъявляемым требованиям при размещении заказа (подп. 1 п. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ). Например, при ведении определенной деятельности может требоваться лицензия.
За получение выписки из ЕГРЮЛ взимается плата в размере 200 руб. (при срочном получении — 400 руб.). Это установлено в п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438. Данную плату можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Плата за нотариальное оформление документов учитывается в составе прочих расходов, но в пределах тарифов, установленных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 11.02.1993 N 4462-1 (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В бухгалтерском учете указанные расходы признаются аналогично затратам на приобретение документации о торгах.

Обеспечение заявки на участие

Закон позволяет заказчику выдвинуть требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе (п. 4 ст. 448 ГК РФ, п. 4 ст. 20 и п. 5 ст. 32 Закона N 94-ФЗ). Размер обеспечения не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Он не изменяется ни по решению организаторов торгов, ни по совместному решению организаторов торгов и участников размещения заказа. Под начальной ценой контракта понимается установленная и объявленная в извещении о проведении торгов денежная сумма, с которой начинается проведение торгов в сторону ее уменьшения.
Участник торгов, внесший денежные средства в качестве обеспечения заявки, демонстрирует серьезность намерений участвовать в торгах и готовность в случае победы заключить контракт. Обеспечение должны вносить все участники размещения заказа. Оно выполняет функцию задатка в контексте норм ст. 448, 449 ГК РФ независимо от того, как эта сумма названа в извещении о проведении торгов и прочих документах. Такой вывод, в частности, содержится в постановлении ФАС Центрального округа от 28.02.2007 N А48-2962/06-4. Если победитель торгов уклоняется от заключения контракта, он теряет денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе (лишается задатка). Если в силу каких-либо причин организатор торгов уклоняется от подписания договора, он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить победителю убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка (п. 5 ст. 448 ГК РФ).
В отношении участника, выигравшего торги, установлено: при заключении контракта эти средства ему возвращаются в течение пяти дней (п. 5 ст. 27 и п. 5 ст. 38 Закона N 94-ФЗ). Средства возвращают и остальным участникам торгов, не ставшим победителями, в течение пяти дней после подписания протокола оценки (п. 12 ст. 28 и п. 11 ст. 37 Закона N 94-ФЗ).
У участника торгов перечисленные суммы задатка не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль (п. 14 и 32 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 25.03.2008 N 03-03-06/1/200).
Если организатор возвращает задаток участнику, эта сумма не признается доходом участника: ведь организация не получает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК РФ, письма Минфина России от 11.10.2007 N 03-11-04/2/254 и от 17.08.2007 N 03-11-04/2/201). Но если в результате нарушения обязательств организатор возвращает двойную сумму задатка и возмещает понесенные расходы, разница должна попасть в налоговую базу по налогу на прибыль.
Если победитель уклонился от заключения контракта и задаток ему не был возвращен, экономическую целесообразность расхода доказать не удастся (ст. 252 НК РФ). Не возвращенные денежные средства не являются ни штрафами, ни пенями, ни иными санкциями, предусмотренными договорными отношениями, ни возмещением ущерба контрагента (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Таким образом, у организации нет оснований для списания денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Обеспечение исполнения контракта (банковская гарантия, страховка, залог)

Заказчик может устанавливать для участника требования обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта. Его размер определен в пределах 30% начальной цены контракта (п. 4 ст. 22 и п. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ). От представления обеспечения освобождается только бюджетное учреждение (п. 4 ст. 29 Закона N 94-ФЗ).
При установлении условия об обеспечении контракт с участником конкурса заключается только после того, как он представит один из следующих видов обеспечения:
— безотзывную банковскую гарантию;
— полис страхования ответственности по контракту;
— передаст в залог денежные средства, в т.ч. в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении о проведении открытого конкурса.
Способ обеспечения исполнения контракта участник определяет самостоятельно.
Требование об обеспечении исполнения контракта служит своеобразным механизмом защиты интересов заказчика от возможных рисков (как экономических, так и социальных), которые могут повлечь ненадлежащее исполнение контракта поставщиком. Ведь финансовые и страховые организации, предлагая названные виды обеспечений, принимают на себя финансовые риски поставщиков по контрактам. Поэтому они вынуждены осуществлять серьезную проверку поставщиков на предмет наличия у них соответствующих финансовых и трудовых ресурсов, технологического оборудования и других составляющих для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом контракта (письмо Минэкономразвития России от 02.05.2007 N 6121-АШ/Д04).
Если обязательным условием участия в конкурсе на заключение государственного контракта является оформление безотзывной банковской гарантии, независимо от результатов конкурса вознаграждение банку за выдачу такой гарантии может быть учтено в целях налогообложения прибыли (подп. 25 п. 1 ст. 264 либо подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). При этом организация должна документально подтвердить не только факт оформления банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и участие в конкурсе на заключение государственного контракта (см. письмо УМНС России по г. Москве от 14.12.2007 N 20-12/119669).
Обязательность страхования гражданской ответственности по контракту согласно официальной позиции не указана в Законе N 94-ФЗ, в составе принимаемых страховых расходов при исчислении налога на прибыль в ст. 263 НК РФ эти расходы не упомянуты. Поэтому страховые взносы по таким договорам не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль страхователя (см. письма Минфина России от 19.11.2008 N 03-03-06/1/643 и N 03-03-06/1/639, от 17.03.2008 N 03-03/1/181, от 22.01.2008 N 03-03-06/1/28, УФНС России по г. Москве от 18.02.2008 N 20/015150, от 22.01.2008 N 03-03-06/1/28, от 14.12.2007 N 20-12/119669).
Однако, по мнению некоторых специалистов, поскольку такая страховка прямо предусмотрена в Законе N 94-ФЗ, она может считаться экономически обоснованной и учитываться при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов.

Возмещение ущерба организатором

Организатор открытых торгов, сделавший извещение, имеет право отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до его начала, а от проведения конкурса — не позднее чем за 30 дней. В извещении могут быть предусмотрены иные сроки.
В случае, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб (упущенная выгода не компенсируется). Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде суммы возмещения ущерба учитываются в качестве внереализационных (п. 3 ст. 250 НК РФ).

Когда затраты не учитываются в налоговой базе

По общему правилу затраты не признаются для целей налогообложения, если не соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Нередко организация, израсходовав на участие в конкурсе определенную денежную сумму, впоследствии отказывается участвовать в мероприятии. Такая сумма для целей налогообложения не учитывается, поскольку признать расходы экономически оправданными не представляется возможным.

Конкурс проигран

Только один из участников размещения заказа может стать его победителем и заключить государственный или муниципальный контракт. Остальные будут признаны проигравшими. Сможет ли участник учесть расходы по участию в проигранном конкурсе в целях налогообложения прибыли?
Представители финансового и налогового ведомств отвечают на данный вопрос положительно (письма Минфина России от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7, от 07.11.2005 N 03-11-04/2/109, ФНС России от 18.11.2005 N ММ-6-02/961@, УФНС России по г. Москве от 30.08.2006 N 09-14/076085 и др.).
Расходы организации, связанные с участием в конкурсных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов к их участникам, и не возвращаются им при проигрыше. Подтвержденные документально, они единовременно учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных.

Спецрежимы

Есть некоторые особенности учета рассматриваемых операций для участников торгов, применяющих специальные режимы налогообложения.
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения «доходы минус расходы», признать расходы на участие в тендере не имеет права. И неважно, выиграла она конкурс или нет. Минфин России в письме от 13.05.2009 N 03-11-06/2/85 и ряде других отметил: перечень расходов, установленный в ст. 346.16 НК РФ, является закрытым, и расходы, связанные с участием в конкурсных торгах, в нем не указаны. При этом сумма задатка, возвращенная такому налогоплательщику организатором торгов, не признается его доходом для целей налогообложения.
Плательщики единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) согласно подп. 41 п. 2 ст. 346.5 НК РФ могут учитывать в целях налогообложения расходы, связанные с участием в открытых или закрытых торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при размещении заказов на поставку сельскохозяйственной продукции. При этом сельхозтоваропроизводитель вправе учесть такие расходы и в случае, если тендер будет проигран. Расходы принимаются с уплаченными контрагентам суммами НДС, поскольку плательщики ЕСХН не вправе принять его к вычету (подп. 3 п. 2 ст. 170, п. 3 ст. 346.1 НК РФ).

Учет «входного» НДС по расходам

Если организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, приняла участие в конкурсе на получение контракта в рамках своей деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, то «входной» НДС по приобретенным в связи с участием в конкурсе работам (услугам) она вправе принять к вычету независимо от итогов конкурса. Для этого требуется лишь выполнение условий, предусмотренных ст. 172 НК РФ.
При проигрыше суммы НДС, относящиеся к расходам по участию в конкурсе, принятые к вычету ранее, восстанавливать не нужно, поскольку расходы на участие в конкурсе были произведены для осуществления операций, подлежащих обложению НДС.

Бухгалтерский учет

Расходы участника, связанные с торгами либо участием в конкурсе, до объявления результатов не могут быть квалифицированы ни как расходы по обычным видам деятельности, ни как прочие расходы. Расходы в корреспонденции со счетами учета расчетов первоначально учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» как понесенные в связи с предстоящими работами. Это вытекает из п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
В случае победы все расходы, связанные с участием в торгах и конкурсах, участник может отразить в составе расходов по обычным видам деятельности согласно п. 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Он списывает данные затраты в дебет счета 20 «Основное производство» (или соответствующих счетов, применяемых организацией для калькуляции себестоимости готовой продукции, товаров, работ, услуг, являющихся предметом госзаказа).
Однако страховые суммы и затраты по приобретению банковской гарантии в соответствующей части списываются в дебет счетов учета затрат ежемесячно в течение срока выполнения договора (п. 18 ПБУ 10/99). В противном случае себестоимость первого периода будет существенно завышена.
В случае проигрыша все расходы, связанные с участием, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 «Прочие расходы» в месяце объявления результатов конкурса (п. 4, 11, 19 ПБУ 10/99).
Исключение составляет учет задатка. Он не признается расходом при уплате (п. 3 ПБУ 10/99) и доходом при возврате (п. 3 ПБУ 9/99). Обычно участники отражают перечисленные суммы не как авансы выданные, а на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если задаток возвращается участнику в двойном размере (п. 5 ст. 448 ГК РФ), сумма, превышающая размер внесенного им ранее задатка, признается прочим доходом (п. 2 ПБУ 9/99) и списывается на счет 91-1 «Прочие доходы».
Реализация товаров, работ, услуг в рамках государственного контракта отражается в обычном порядке, признается выручка и связанные с нею расходы по обычным видам деятельности.
На оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственному или муниципальному контракту, могут предоставляться бюджетные средства (ст. 69 Бюджетного кодекса РФ). Если организация получает такие средства, их нельзя считать государственной помощью, учитываемой по правилам, установленным Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н. Бюджетные средства, полученные в качестве финансирования по контракту, являются поступлениями, связанными с выполнением работ, оказанием услуг, отгрузкой товаров либо готовой продукции.

Новички часто задаются вопросом, что такое тендеры и как в них участвовать. Молодые бизнесмены не знают, с чего нужно начинать. Те, кто нацелен зарабатывать на тендерах, делают правильный выбор, потому что именно здесь реализуется огромное количество товаров и услуг во всех отраслях экономики. С каждым годом этот вид заработка становится все более популярным и в нем следует разобраться. Что нужно знать новичкам об участии в тендерах, какие требуются для этого документы, какие преимущества и недостатки имеет процедура? Все это мы разберем в статье.

Что такое тендер простыми словами?

Слово «тендер» переводится на русский язык как «предложение». Сам же термин не закреплен в законодательстве РФ, вместо него используются «торги», «конкурс», «аукцион». Однако само слово очень прочно закрепилось в бизнес-среде.

Тендер – это процедура отбора исполнителей на основе принципа конкурентной борьбы. Цель – закупка товаров, работ и услуг. Итогом является заключение контракта между заказчиком и исполнителем по наиболее выгодным для обеих сторон условиям.

Участие в тендерах регламентируется несколькими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:

  1. Гражданский Кодекс РФ: разъясняет порядок проведения всех видов торгов, кроме тех, где участниками являются органы государственной и муниципальной власти.
  2. Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: регламентирует проведение торгов, в которых организаторами выступают органы государственной и муниципальной власти.
  3. Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: определяет проведение тендеров для государственных корпораций и учреждений, субъектов естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, хозяйственных и дочерних обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%.

Какие виды тендеров бывают?

Тендеры делятся на 3 вида: государственные (по 44-ФЗ), корпоративные (по 223-ФЗ) и коммерческие.

Начинающему участнику лучше начинать с государственных тендеров (госзакупок). Это объясняется некоторыми преимуществами. Здесь действуют строгие условия проведения, требования к участникам собраны в стандартный перечень, определены сроки оплаты за исполнение обязательств и определен типовой набор информации и документов, которые необходимо предоставить в своей заявке. Все это в значительной мере упрощает процедуру участия.

После наработки опыта в закупках по 44-ФЗ можно пробовать свои силы в тендерах по 223-ФЗ или коммерческих тендерах. Начинать с них не рекомендуется из-за сложности процедур. Потребуется время, чтобы в них разобраться и определенный навык, который приобретается в ходе участия в закупках по 44-ФЗ (государственных).

По характеру проведения тендеры бывают конкурентные и неконкурентные. К конкурентным мероприятиям относятся:

  1. Конкурс (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс).
  2. Электронный аукцион.
  3. Запрос котировок – самая простая и быстрая процедура закупок.
  4. Запрос предложений.

Все названные процедуры называются конкурентными. К неконкурентным относятся закупки у единственного поставщика, они осуществляются по положениям ст. 93 44-ФЗ.

Тендеры могут проводиться как в бумажной, так и в электронной форме. Согласно п. 2 ст.24 44-ФЗ к электронным процедурам относятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Большая часть тендеров в настоящее время проводится в электронной форме.

Для каждого из перечисленных тендеров действуют свои правила. Заказчик сам вправе выбирать способ определения исполнителя.

Где искать тендеры бесплатно?

Самым популярным бесплатным сервисом по поиску закупок является ЕИС (zakupki.gov.ru). Здесь размещаются сведения о мероприятиях по 44-ФЗ и 223-ФЗ. С помощью расширенного поиска несложно найти интересный для себя тендер, изучить документацию по нему и поучаствовать.

Ищите заявки в интересующей вас сфере. Введите в поисковую строку ключевые слова, это поможет понять, есть ли спрос на данные товары, работы, услуги, встречаются ли эти ключи в документации заказчиков.

Проанализируйте найденную информацию: насколько часто проходят процедуры по закупке вашей продукции, на какие суммы, кто побеждает и т.д. Это поможет оценить рентабельность участия в закупках.

Мониторить можно рынок те только по всей России, но и конкретно в вашем регионе. Для новичков проще организовать поставку по месту своего проживания, чем в отдаленные регионы.

Если ваша продукция относится к редкой категории, то вероятность заработка в тендере невелика. Попробуйте рассматривать смежные и более выгодные ниши. Это называется веерное участие. Веерно можно участвовать сразу в нескольких нишах. Выгоднее всего выбирать поставки товаров. Здесь не требуется предоставление всевозможных лицензий и разрешений, а прибыль (маржа) может доходить и до 50%.

Помимо сайта zakupki.gov.ru к бесплатными (или условно бесплатным) поисковым сервисам относятся:

  • Synapsenet;
  • Navodki.ru;
  • Z-monitor.ru.

Искать бесплатно информацию о закупках можно непосредственно на самих «федеральных» электронных торговых площадках. В настоящее время их восемь:

Что нужно для участия в тендерах?

Чтобы начать участвовать в тендерах, не обязательно производить или иметь в наличии какой-либо товар, который вы намерены предложить заказчику, не нужно иметь много денег. Приобрести товар можно после того, как вы победите в процедуре и подпишите контракт на исполнение обязательств. Чаще всего по договору у вас будет времени до 1 месяца на поставку. Можно договориться с производителем, чтобы он сам доставил товар по адресу заказчика.

Наиболее простой и понятной процедурой является электронный аукцион, где определяющим критерием является цена. Здесь не нужно иметь большой опыт, достаточно зарегистрироваться наряду с опытными участниками и предложить свою цену. Если она устроит организатора закупки, то вы победите. К участию можно подойти 2-мя способами:

  1. Участие в одной нише;
  2. Участие в нескольких нишах (веерное участие).

Веерное участие подойдет для тех, у кого нет работающего бизнеса. Участие сразу в нескольких нишах повысит вероятность победы.

Чем больше вы хотите зарабатывать, тем больше заявок нужно подавать, повышать уровень своих знаний, умений и навыков. Ваш доход будет зависеть от вас самих.

Преимуществом закупок является то, что их можно совмещать с другой вашей деятельностью, работать на дому. Участию достаточно уделять всего несколько часов в день.

Самое большее количество закупок проводится с сентября до конца года. Затишье обычно наблюдается в январе – феврале.

Как заработать на тендерах, и какие способы существуют?

Давайте рассмотрим, как еще новичок может зарабатывать на теме тендеров. Условно можно выделить 6 моделей заработка. Первые 3 подойдут для тех, кто хочет, но не имеет возможности участвовать в процедурах. Суть этих моделей основывается на околотендерной тематике. Модели 4-6 – для тех, кто настроен серьезно.

Модель № 1. Поиск и рассылка тендеров

Суть этого вида заработка заключается в предоставлении услуг крупным фирмам по подборке мероприятий для их продукции и рассылке на их электронную почту. Такую помощь оказывают сейчас множество поисковых сервисов, но в отличие от них, ваша подборка будет более детальной и подходить конкретно данной организации.

Метод подойдет студентам, мамочкам в декрете, школьникам и тем, кто ищет небольшой дополнительный доход. Для этого достаточно иметь интернет, компьютер, свободное время, доступ к платному сервису по поиску тендеров: Tenderplan, TenderWIN, Seldon, Zakupki360. Потратить на них потребуется 2-3 тыс. руб. в месяц. Необходимо правильно настроить фильтры, анализировать результаты, проверять все условия. У каждого сервиса есть бесплатный период для ознакомления (от 2-3 дней до нескольких недель).

К сожалению, заработок здесь будет невысок, всего 1-2 тыс. руб. в месяц. Можно зарабатывать больше, но для этого необходимо включить в рассылку аналитику и иметь в клиентах хотя бы 5-10 организаций.

Модель № 2. Реклама и продвижение тендерных услуг

Госзакупок проводится очень много. Кроме участия существует масса смежных направлений: выдача ЭЦП, банковские гарантии, которые используют для обеспечения заявок, финансовые услуги (тендерные займы, кредиты, факторинг).

Для работы потребуется регистрация на сервисах тендерного сопровождения, сайтах-агрегаторах по поиску тендеров (например, Tenderplan, TenderWIN), на сайтах, где можно открыть спецсчет, на сервисах по ведению бухгалтерского учета онлайн, например «Мое дело». Ваше вознаграждение будет складываться из продвижения услуг в интернете и привлечения клиентов.

Некоторые сервисы платят 10-30% от заказа либо устанавливают фиксированное вознаграждение.

Реклама – это сложное дело, ему необходимо обучаться. Никто не воспримет рекламу в лоб, нужно обрести мастерство нативной рекламы, овладеть принципами интернет-маркетинга и основами продвижения в соцсетях.

Модель № 3. Контент-менеджмент

Это заработок на умении писать продающие тексты. Тема закупок очень востребована, и владельцы тематических ресурсов привлекают авторов для написания контента и SMM-менеджеров. Этому ремеслу также необходимо научиться, постичь основы инфостиля.

Копирайтинг в этой сфере приносит заработок 80-250 руб./1000 знаков. За месяц сопровождения группы в соцсети вы получите 15 тыс. руб.

Чтобы предложить свои услуги и найти клиента, нужно составить грамотное резюме и связаться с владельцем ресурса, паблика в соцсети. Для этой цели созданы биржи фриланса и копирайтинга: Work-zilla, Kwork, Fl, Contentmonster, Etxt.

Чтобы реализоваться в качестве хорошего специалиста, нужно разобраться в теме госзакупок, либо уметь искать информацию в сети и анализировать ее.

Модель № 4. Тендерное сопровождение

Для данного вида заработка потребуется глубокое знание о закупках, профильное образование, участие на бирже госзаказов gzex.ru, самореклама в соцсетях.

Метод подойдет как юридическим, так и физическим лицам. Зарабатывать можно на составлении первой части заявки (Форма 2). Востребованы услуги по юридическому и финансовому сопровождению и дистанционное участие в торгах.

Можно оказывать помощь с оплатой на результат. То есть вам платят только в случае успешного прохождения заявки или победы в процедуре.

Ваш доход буде зависеть от того, в каком статусе вы предоставляете услуги (физлицо или юрлицо), от региона (в крупных городах, таких, как Москва и Петербург, ценник будет выше, чем в регионах). Зарабатывать на этой схеме можно от 15 тыс. руб. и выше, предела нет.

Модель № 5. Посредничество и субподряд

Данный заработок выбирают те, кто не желает участвовать в тендерах, но является специалистом в своей области (строительство, электрика, услуги по спилу деревьев и т.д.). Они выступают в роли посредников между подрядчиками и поставщиками, либо в качестве субподрядчиков у победителей.

В этих случаях необходимо найти контакты победившей организации и предложить свои услуги по поставке либо работе.

Выигравших участников можно найти на сайте ЕИС: zakupki.gov. И на платных сервисах аналитики: findtenders.ru, filetender.ru, tenderguru.ru, gosbase.ru.

Заработок по такой модели обговаривается.

Модель № 6. Самостоятельное участие в тендерах

Для этого нужно участвовать в закупках на поставку продукции, выполнение работ (услуг). Условно можно выделить 3 формата: самостоятельное участие (участие сотрудника фирмы), наем в штат тендерного специалиста, привлечение компаний на тендерное сопровождение (аутсорсинг).

Не стоит пользоваться услугами сопровождения, если сами до конца не разобрались в этой теме, потому что не сможете проконтролировать качество оказанной услуги.

Участвовать можно как в одной нише, так и в нескольких. Предела заработка нет, все зависит от ваших запросов, желания, знаний, практического опыта, количества поданных заявок.

Чтобы работать по данной модели, потребуется наличие денежных средств для обеспечительных мер и на выполнение обязательств. Обязательно нужно быть зарегистрированным в качестве ИП/ООО. Уметь искать закупки, знать товары и услуги.

Как принять участие в тендере?

Самостоятельное участие в закупке – самый востребованный вид заработка в этой сфере. Он имеет свои особенности. Итак, как принять участие в закупке? Давайте рассмотрим последовательность действий.

Анализ ниши

Для поиска информации воспользуйтесь возможностями сайта ЕИС: zakupki.gov.ru. Найдите тендеры, в каких хотели бы участвовать вы, проанализируйте: сколько проводилось в конкретном регионе, кто побеждал.

Обратите внимание, что некоторые закупки носят сезонный характер. Определите круг заказчиков, определите объект закупок, воспользовавшись классификатором ОКПД2.

Используйте расширенный поиск. Провести исследование помогает глубокий анализ, который доступен на сайте Tenderplan или другом поисковом сервисе с модулем аналитики.

Изучение нормативно-правовой базы

Знание 44-ФЗ – неотъемлемая часть участия в проводимых мероприятиях. Нормативно-правовые акты по тендерной тематике размещены на сайте ЕИС в разделе «Документы», их следует изучить.

Учить наизусть законы и подзаконные акты не нужно, достаточно научиться свободно в них ориентироваться и находить интересующие вас моменты.

Подготовка к участию

Участвовать лучше всего в статусе ИП или ООО. Помните, что для ИП перечень предоставляемой документации значительно меньше и проще. Определитесь с организационно-правовой формой, системой налогообложения (лучше всего для выполнения работ и услуг подойдет УСН – 6%, для поставки товаров выберите систему «доход минус расход»). Оформите электронную цифровую подпись (ЭЦП), откройте спецсчет в уполномоченном банке.

Спецсчет потребуется для взаимодействия между банком и электронной площадкой. На нем происходит блокирование и разблокирование средств. Это защитная мера для заказчика. На спецсчет вносится обеспечение заявки и лежит там, пока не выяснится исход закупки.

Услугу по открытию спецсчета предоставляет 21 банк, аккредитованный на эту процедуру. Актуальный список банков всегда можно найти в интернете. Можете также прочитать нашу развернутую статью на данную тему.

Также необходимо наличие электронной усиленной квалифицированной для участия в госзакупках (ЭЦП). Ее выдают только аккредитованные удостоверяющие центры. Актуальный перечень удостоверяющих центров можно найти в интернете. После приобретения ЭЦП ее необходимо установить на ваш ПК и внести соответствующие настройки браузера.

Участие в тендерах

Если вы прошли все названные этапы, можете приступить к выбору интересных закупок и принять в них участие. Все они представлены на сайте ЕИС. Участнику-новичку будет достаточно этого портала.

Чтобы участие было наиболее эффективным нужно постоянно мониторить информацию и активно пользоваться аналитикой.

Как зарегистрироваться на электронных площадках для участия в тендерах?

Специально регистрироваться на «федеральных» электронных торговых площадках не нужно. Необходима только регистрация на сайте ЕИС. Потребуется отсканировать необходимые для этого документы. Для ИП и ООО существуют свои особенности регистрации.

ЕИС передает сведения на электронные торговые площадки, после чего происходит автоматическая авторизация на каждой из них.

В настоящее время «федеральных» ЭТП восемь:

Все торги проводятся на них. Есть еще одна специализированная ЭТП (АСТ ГОЗ), но это отдельная тема для разговора, и начинающим участникам она не нужна.

Как выиграть тендер?

Что же нужно для эффективного результата по тендерам?

  1. Понять, что участие в закупках – это дополнительное направление продаж и продвижения вашего бизнеса. Научитесь пользоваться этим инструментом, чтобы он приносил пользу вашей деятельности, а не вредил ей.
  2. Развивать в себе предпринимательское мышление. Закупки – это большой стресс, они требуют много времени и сил, определенных умений (вести переговоры, работать с аналитикой, рассчитывать рентабельность, предугадывать риски и др.).
  3. Изучить теоретическую базу — это 44-ФЗ и 223-ФЗ. Не нужно заучивать наизусть, а просто разберитесь в законах и свободно в них ориентируйтесь, чтобы при возникновении вопросов знать, к какой статье обратиться и прояснить момент.

Также в рамках изучения 44-ФЗ и 223-ФЗ мы предлагаем интеллект-карты, которые вы можете найти . С ними процесс обучения станет проще и понятнее.

  1. Нарабатывать практические навыки: поиск информации, расчет рентабельности, анализ рынка, подготовка документации, участие в электронных процедурах, работа с заказчиками, логистика, поиск инвестиций и др.
  2. Наличие необходимого инструментария: действующее ИП/ООО, наличие ЭЦП, регистрация на Госуслугах, в ЕИС, авторизация на электронных площадках, наличие спецсчета, настроенный компьютер, доступ в интернет, финансовый запас, сканер, принтер, копир или МФУ «3 в 1».
  3. Использовать веерное участие, т.е. сразу в нескольких нишах. Это подойдет для тех, кто не привязан жестко к одному направлению. Отталкивайтесь от нужд заказчиков, ищите товар и предлагайте его. Можно действовать в обратном направлении: найти интересных производителей и искать закупки под их продукцию. Навык работы в обеих схемах называется стратегией.
  4. Анализировать свои результаты. Заведите таблицы, схемы и отслеживайте эффективность своего участия в закупках. Подводите итоги и делайте выводы.
  5. Развиваться. В начале пути нет смысла привлекать сотрудников. Погрузитесь в тендерные продажи самостоятельно, изучите процесс лично. Только разобравшись можно переходить к автоматизации бизнеса. Работайте над качеством, а не над количеством.
  6. Повышать квалификацию. Закон – это живой организм, он постоянно изменяется, поэтому необходимо постоянно следить за актуальностью нормативов. Есть смысл пройти обучение самостоятельно, или если вы имеете штат сотрудников, то отправить их на обучение. Это можно сделать .
  7. Повышать результативность (конверсию). Хорошим показателем будет, если вы поучаствуете в 10 закупках и выиграете из них 2-4 (20-40%). Чтобы делать какие-то выводы, мало поучаствовать в 2-3 закупках, попробуйте свои силы в 10-20 закупках.

Участие в закупках имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам можно отнести:

  • предполагается честное соперничество будущих исполнителей, т.к. конкурсная основа реализует принцип честности и прозрачности;
  • шанс выиграть выгодный контракт;
  • вывести свою организацию на рынок, где работают профессионалы (контакты об участниках сохраняются у заказчика);
  • увеличить сферу влияния и сотрудничества;
  • вероятность в будущем выполнять госзаказы;
  • прозрачность открытых процедур;
  • дистанционное участие на электронной торговой площадке (ЭТП).

Участие в тендере порой даже важнее, чем победа. У конкурсанта нарабатывается опыт, навыки и умения, появляется стимул к дальнейшему развитию.

К минусам и недостаткам участия относятся:

  • сложность процедуры – чем она сложнее, тем меньше приходится рассчитывать на победу. К тому же нередки случаи, когда заказчик использует некоторые уловки, чтобы ограничить конкуренцию и отдать контракт «своему» исполнителю;
  • победа достается тому, кто предложит наиболее привлекательные условия для заказчика, а это, как правило, низкая стоимость услуг. Поэтому участникам приходится значительно снижаться в цене, а иногда и выполнить контракт «в ноль» лишь наработать опыт;
  • существуют риски неисполнения обязательств;
  • сговор потенциальных исполнителей с целью демпинга, т.е. максимального понижения суммы закупки.

В связи с тем, что тема заработка на закупках становится с каждым годом популярней, растет и количество слухов о ней. Не стоит верить им. Сами участники невольно распространяют мифы о тендерных продажах, некоторые из них прочно закрепились в обиходе:

  1. Часто приходится слышать «там все куплено», «контракты отдают только своим». К сожалению, эти слова имеют под собой основу. Но в последнее время антимонопольная служба (ФАС) активно работает в этом направлении, и заказчикам стало сложнее осуществлять махинации.
  2. Не к кому обратиться за помощью, если неправомерные действия были совершены. На самом деле, ФАС может изучить жалобу на недобросовестного заказчика и в случае предоставления доказательств признать его виновным.
  3. Новичкам не отдают выгодные контракты. Однако если начинающий исполнитель предложил интересные для заказчика условия, то он вполне может составить конкуренцию профессионалам.
  4. Заказчик долго оплачивает выполненные обязательства. Если это так, то необходимо обращаться в ФАС для разрешения возникшей проблемы.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *