Выселение из служебного жилья

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Кликушина А.А.,

судей Рыженкова А.М., Юрьева И.М.

с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Краснодарского края к Ступину Максиму Викторовичу и Ступину Виктору Тимофеевичу о прекращении действия договора найма служебного жилого помещения, выселении, снятии с регистрационного учёта, по встречному иску Ступина Максима Викторовича и Ступина Виктора Тимофеевича к администрации Краснодарского края о признании приобретшими право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании незаконным отказа в приватизации, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации по кассационной жалобе администрации Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 ноября 2017 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М., выслушав объяснения представителя администрации Краснодарского края — Евсеенко В.Е., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

администрация Краснодарского края (далее — Администрация) обратилась в суд с иском к Ступину В.Т. и Ступину М.В. о прекращении действия договора найма служебного жилого помещения от 30 октября 2001 г. N 23, выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: …, снятии с регистрационного учёта.

В обоснование иска Администрация указала, что спорная квартира является собственностью субъекта Российской Федерации — Краснодарского края, передана в оперативное управление администрации Краснодарского края и предоставлена в качестве служебной на время работы Ступину В.Т., занимавшему должность начальника отдела по производству и реализации семян департамента сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края, на основании договора найма служебного жилого помещения от 30 октября 2001 г. N 23 на состав семьи из трёх человек, включая супругу Ступину В.В. и сына Ступина М.В.

Приказом департамента сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края от 30 декабря 2002 г. N 432-к Ступин В.Т. уволен с занимаемой должности в связи с выходом на пенсию, однако занимаемое служебное жилое помещение не освободил и до настоящего времени продолжает проживать в нём вместе с сыном. Поскольку ответчики нуждающимися в жилых помещениях не признаны и правом состоять на учёте в качестве таковых не обладают (в собственности Ступина В.Т. имеется иное жилое помещение — квартира по адресу: …), то в связи с прекращением трудовых отношений подлежат выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.

Ступин В.Т. и Ступин М.В. обратились в суд со встречным иском к Администрации о признании приобретшими право пользования жилым помещением — квартирой по адресу: …» — на условиях договора социального найма, признании незаконным отказа в приватизации, признании права собственности на эту квартиру в порядке приватизации.

В обоснование иска указали, что с 23 ноября 2001 г. они на основании ордера были вселены в спорное жилое помещение, поставлены на регистрационный учёт и до настоящего времени проживают в этом помещении. Ступин В.Т. и Ступин М.В. полагают, что поскольку в установленном законом порядке данная квартира к специализированному жилищному фонду, в том числе до момента предоставления им, отнесена не была, то служебной не является. Фактически между сторонами сложились отношения по договору социального найма. Между тем решением Администрации от 11 ноября 2016 г. в приватизации занимаемого жилого помещения отказано, как считают истцы, незаконно, квартира подлежит передаче им в собственность в порядке приватизации.

Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 31 августа 2017 г. иск Администрации удовлетворён.

Прекращено действие договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: …, от 30 октября 2001 г. N 23, Ступин В.Т. и Ступин М.В. выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В удовлетворении встречного иска Ступина В.Т. и Ступина М.В. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 ноября 2017 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска Администрации отказано, встречный иск Ступина М.В. удовлетворён.

В кассационной жалобе администрацией Краснодарского края ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М. от 1 августа 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: …, с 17 октября 2001 г. является собственностью субъекта Российской Федерации — Краснодарского края и находится в оперативном управлении у Администрации (л.д. 76-78).

На основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 28 сентября 2001 г. N 1159-р и ордера на служебное помещение от 30 октября 2001 г. N 23 данная квартира предоставлена Ступину В.Т., занимавшему должность начальника отдела по производству и реализации семян департамента сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края, на состав семьи из трёх человек, включая супругу Ступину В.В. и сына Ступина М.В. (л.д. 92, 10).

30 октября 2001 г. между Администрацией и Ступиным В.Т. заключён договор найма служебного жилого помещения N 23 (л.д. 7-9).

Приказом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края от 30 декабря 2002 г. N 432-к Ступин В.Т. был уволен с занимаемой должности по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (л.д. 11).

Занимаемое служебное жилое помещение Ступин В.Т. не освободил и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции проживал и был зарегистрирован по месту жительства в нём вместе с сыном Ступиным М.В.

Удовлетворяя исковые требования Администрации и отказывая в удовлетворении встречного иска Ступина В.Т. и Ступина М.В., суд первой инстанции исходил из того, что спорная квартира была предоставлена Ступину В.Т. в связи с трудовыми отношениями в качестве служебного жилого помещения. Учитывая, что трудовые отношения между сторонами прекращены, ответчики не состоят и не имеют право состоять на учёте нуждающихся в жилом помещении, суд пришёл к выводу о том, что ответчики подлежат выселению из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

При этом суд первой инстанции указал, что истцом срок исковой давности не пропущен, поскольку спорные правоотношения являются длящимися, Ступин В.Т. и Ступин М.В. продолжают проживать в служебной квартире.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречного иска Ступина В.Т. и Ступина М.В., суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку доказательств отнесения спорного жилого помещения к служебному жилью материалы дела не содержат, то квартира в качестве служебной не могла быть предоставлена ответчикам, а потому возникшие между сторонами правоотношения регулируются договором социального найма, что позволяет передать квартиру в собственность в порядке приватизации Ступину М.В., ранее не реализовывавшему право на приватизацию.

Кроме того, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, исчисленного со времени прекращения трудовых отношений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что апелляционное определение принято с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с положениями статьи 1 названного закона приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

Основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) в соответствии со статьями 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшими на момент предоставления спорного жилого помещения Ступину В.Т., являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда — совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утверждённое решением органа местного самоуправления.

Между тем такое решение о предоставлении Ступину В.Т. спорного жилого помещения на условиях договора социального найма как лицу, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, не принималось.

Согласно распоряжению главы администрации Краснодарского края от 28 сентября 2001 г. N 1159-р, ордеру на служебное помещение от 30 октября 2001 г. и договору от 30 октября 2001 г. Ступину В.Т. с его согласия предоставлено служебное жилое помещение на период трудовых отношений с истцом для временного проживания.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдаётся ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

Судом апелляционной инстанции установлено, что вселение Ступина В.Т. в квартиру произведено на основании служебного ордера до отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что Ступин М.В. занимает спорное жилое помещение фактически на условиях договора социального найма.

Между тем судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда не учтено, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Ордер на служебное жилое помещение и договор найма служебного жилого помещения от 30 октября 2001 г. в установленном законом порядке оспорены не были, недействительными не признаны.

Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что Ступин М.В. занимает спорное жилое помещение фактически по договору социального найма и имеет в связи с этим право на приватизацию квартиры, не соответствует требованиям закона.

Также вывод суда апелляционной инстанции о пропуске истцом срока исковой давности не основан на нормах закона.

В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

На основании части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 указанного кодекса и частью 2 статьи 103 Кодекса.

По смыслу приведённых выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечёт за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет своё действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья. При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения.

Поскольку спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ответчики продолжают занимать жилое помещение, не прекратил своё действие, основания для исчисления срока исковой давности с даты увольнения Ступина В.Т. у суда апелляционной инстанции отсутствовали.

С учётом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов администрации Краснодарского края, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 ноября 2018 г. нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом апелляционном рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и рассмотреть дело в апелляционном порядке в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 ноября 2017 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда.

Председательствующий Кликушин А.А.
Судьи Рыженков А.М.
Юрьев И.М.

Договор найма помещения. Служебное жилье

Согласно ЖК РФ основанием возникновения жилищного правоотношения по найму служебного жилого помещения является договор найма служебного жилого помещения (ч. 3 ст. 104 ЖК РФ).

Однако договорное оформление отношений по найму служебного жилого помещения осуществлялось не всегда. Так, во время действия ЖК РСФСР в г. Москве Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы служебные жилые помещения предоставлялись гражданам по служебному ордеру без заключения договора найма, а в некоторых случаях — и без оформления ордера, но на основании решения администрации города и общественной комиссии по жилищным вопросам или решения правления.

В г. Москве в период с 31 июля 2003 г. (от даты принятия распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 31 июля 2003 г. N 219 «О порядке работы по предоставлению жилой площади в аренду и заключению договоров аренды (субаренды)» до 1 августа 2006 г. служебные жилые помещения предоставлялись в соответствии с распоряжениями префектов г. Москвы Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы работодателям по договору аренды на 5-летний срок. При этом арендодателем выступал, как правило, ДЕЗ района.

В свою очередь арендодатели предоставляли данные помещения в субаренду также на 5-летний срок своим работникам с возможностью перезаключения. Такая возможность закреплена, например, в распоряжении Управления в Юго-западном административном округе Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 25 июля 2005 г. N 05.56.00156.

Фактически служебные жилые помещения предоставлялись по договору субаренды даже во время действия ЖК РФ, для того чтобы в случае отпадения оснований предоставления жилых помещений нанимателей можно было в кратчайшие сроки выселить из данных жилых помещений и не применять в судебном порядке ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, устанавливающую категории нанимателей, которых нельзя выселить без предоставления других жилых помещений, т.е. выселить без предоставления другого жилого помещения.

С 1 августа 2006 г. согласно распоряжению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 7 июля 2006 г. N 669 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Москвы от 2 мая 2006 года N 306-ПП «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2005 году и о городских жилищных программах на 2006 год» в г. Москве жилые помещения должны предоставляться сотрудникам предприятий (организаций) только по договорам найма служебных жилых помещений.

По договору найма служебного жилого помещения одна сторона — наймодатель обязуется передать другой стороне — нанимателю (гражданину в связи с характером его трудовых отношений с наймодателем, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления) жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

По общему правилу договор является срочным. Однако законодатель в ч. 3 ст. 104 ЖК РФ весьма специфично определяет срок данного договора: договор заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Срок имеет в договоре весьма важное значение еще и потому, что в зависимости от него можно классифицировать договоры найма на договоры, заключаемые на определенный срок (например, согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» определенным категориям военнослужащих служебные жилые помещения предоставляются на первые пять лет военной службы) или срок, определенный периодом исполнения служебных обязанностей (например, почтальонам).

Для обеспечения правовой определенности в данном вопросе как для граждан-нанимателей, так и для юридических лиц, недопустимости необоснованного сужения или расширения категорий граждан, имеющих право на предоставление служебных жилых помещений, необходимо принятие нормативно-правовых актов соответственно на уровне Российской Федерации, каждого ее субъекта, муниципального образования, которые бы устанавливали исчерпывающий перечень категорий нанимателей, которым предоставляются служебные жилые помещения из жилищного фонда Российской Федерации; исчерпывающий перечень категорий нанимателей, которым предоставляются служебные жилые помещения из жилищного фонда определенного субъекта Российской Федерации (в г. Москве в настоящее время только разрабатывается список юридических лиц, работники которых имеют право на получение служебного жилого помещения); исчерпывающий перечень категорий нанимателей, которым предоставляются служебные жилые помещения из жилищного фонда определенного муниципального образования. Кроме того, из-за отсутствия перечня категорий нанимателей, утвержденного правовым актом законодательного органа г. Москвы, в настоящее время предоставление служебных жилых помещений в г. Москве приостановлено.

Наймодателями по договору найма служебного жилого помещения могут быть в соответствии со ст. 93 ЖК РФ собственник жилого помещения или действующие от его имени орган государственной власти РФ, субъектов РФ, орган местного самоуправления, в том числе в лице государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения, иное уполномоченное собственником лицо.

Договор найма служебного жилого помещения между нанимателем и наймодателем заключается в определенном порядке и с соблюдением основания и условий заключения рассматриваемого договора.

Вместе с тем необходимо отметить, что порядок заключения договора не определен ни ЖК РФ, ни другими нормативными правовыми актами, не исследован он и в юридической литературе.

Исходя из норм жилищного законодательства, можно заключить, что в настоящее время устанавливаются следующие условия и основание заключение договора.

Во-первых, необходимым условием является решение об отнесении жилого помещения к служебному. Однако, как указывалось выше, в настоящее время еще не определен орган, в компетенцию которого входит принятие решения об отнесении и исключении жилого помещения, находящегося в муниципальном жилищном фонде, из числа служебных. Такая правовая неопределенность способствовала возникновению судебных споров.

Так, истица Г. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просила обязать последнего исключить квартиру из числа служебных. Однако Управление Департамента по ЮЗАО начиная с 2003 г. прекратило рассматривать жилищные вопросы граждан, проживающих в квартирах, относящихся к федеральной собственности, как не входящие в его компетенцию.

Данное решение суд обоснованно признал незаконным на основе ст. 101, 105 ЖК РСФСР, устанавливающих, что отнесение жилых помещений к числу служебных, их предоставление гражданам, а также и исключение этих жилых помещений из числа служебных возлагается на местные органы власти и управления. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, устанавливающей, что вышеуказанные действия осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Во-вторых, к таким условиям относятся заключение трудового договора, или поступление на службу, или назначение на государственную должность РФ или субъекта РФ, или на выборную должность (данное положение конкретизируется в п. 2 Типового договора).

Кроме того, для заключения всех видов договора найма специализированного жилого помещения, и договор найма служебного жилого помещения в данном случае также не является исключением, необходимо наличие основания для заключения, т.е. принятие решения собственником о предоставлении конкретного служебного жилого помещения.

Предмет договора найма служебного жилого помещения можно определить исходя из ч. 1 ст. 104 ЖК РФ, устанавливающей, что жилое помещение предоставляется в виде отдельной квартиры.

Однако данные правила соблюдались не всегда. Так, ранее допускалось предоставление в качестве служебного жилого помещения комнаты в коммунальной квартире, и на практике даже существовал смешанный жилищный фонд, т.е. в квартире — одна комната являлась служебной, а другая принадлежала гражданину на праве частной собственности. В данной ситуации суд вполне обоснованно в решении признал недопустимым существование такого смешанного фонда.

Нормы ЖК РФ не конкретизируют права нанимателя служебного жилого помещения. Однако из этого с необходимостью не следует, что наниматель не обладает правами, присущими всем нанимателям по договору найма специализированного жилого помещения. Поскольку, во-первых, это прямо противоречило бы ч. 3 ст. 100 ЖК РФ, устанавливающей, что в договоре должны быть закреплены права и обязанности сторон. Во-вторых, Постановление Правительства РФ, утверждающее Типовой договор, как указал П.П. Васильев, не должно противоречить ЖК РФ. Однако положения Типового договора дополняют и конкретизируют нормы ЖК РФ. Это обусловлено прежде всего тем, что ЖК РФ представляет собой основополагающий нормативно-правовой акт, который не может, да и не должен охватывать все аспекты регулирования отношения по найму служебного жилого помещения.

Кроме того, ст. 65 ЖК РФ закрепляет обязанности наймодателя, а исходя из общих положений науки гражданского права, любым обязанностям по договору, как правило, корреспондируют соответствующие права другой стороны, в данном случае нанимателя по договору найма.

Отличительной особенностью правового статуса нанимателя по договору найма служебного жилого помещения является то, что согласно ч. 5 ст. 100, п. 6 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ он наделен такой специфической обязанностью, как информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору. Наличие данной обязанности следует признать оправданным, поскольку изменение оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору, означает изменение самого правоотношения по найму служебного жилого помещения, о чем должна быть проинформирована другая сторона, и такое изменение также должно быть оформлено соответствующим образом.

Наймодателю по договору найма служебного жилого помещения в соответствии с п. 13 Типового договора предоставлено специфическое право принятия решения о приватизации жилого помещения.

Однако согласно п. 16 Типового положения служебное жилое помещение не подлежит приватизации, т.е. налицо противоречие между нормами Типового договора и Типового положения.

Учитывая то, что Типовой договор принят во исполнение ЖК РФ значительно позднее, нежели Типовое положение, оба акта равны по юридической силе, следует руководствоваться именно положением Типового договора.

Соответственно само Типовое положение должно быть приведено в соответствие с Типовым договором путем исключения из п. 16 Типового положения нормы о запрете приватизации служебного жилого помещения.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР

(утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года)

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных проблем — удовлетворения потребности трудящихся в жилье.

Претворяя в жизнь ленинские идеи построения коммунистического общества и осуществляя курс на повышение материального и культурного уровня жизни народа, Советское государство последовательно реализует разработанную Коммунистической партией программу жилищного строительства.

Высокие темпы развития государственного и общественного жилищного фонда на основе государственных планов, меры, принимаемые государством по содействию кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, создают необходимые условия для обеспечения гарантируемого Конституцией СССР и Конституцией РСФСР права граждан на жилище.

Важной государственной задачей является обеспечение сохранности жилищного фонда, увеличение срока его службы, повышение уровня благоустройства жилых домов. В решении этой задачи активное участие принимают общественные организации и граждане.

Конституция СССР и Конституция РСФСР обязывают граждан бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Советское жилищное законодательство призвано содействовать обеспечению права граждан на жилище, эффективному использованию и охране жилищного фонда.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан РСФСР на жилище

Статья 2. Задачи жилищного законодательства РСФСР

Статья 3. Жилищное законодательство Союза ССР и РСФСР

Статья 4. Жилищный фонд

Статья 5. Виды жилищного фонда

Статья 6. Государственный жилищный фонд

Статья 7. Назначение жилых домов и жилых помещений

Статья 8. Исключение из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений

Статья 9. Перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые

Статья 10. Жилищные права и обязанности граждан

Статья 11. Компетенция Союза ССР в области регулирования жилищных отношений

Статья 12. Компетенция РСФСР в области регулирования жилищных отношений

Статья 13. Компетенция автономных советских социалистических республик в области регулирования жилищных отношений

Статья 14. Полномочия краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда

Статья 15. Полномочия районных, городских, районных в городе, поселковых, сельских Советов народных депутатов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда

Раздел II. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ

Статья 16. Государственное управление в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда

Статья 17. Органы, осуществляющие управление государственным и общественным жилищным фондом и фондом жилищно-строительных кооперативов

Статья 18. Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в управлении государственным и общественным жилищным фондом и в обеспечении его сохранности

Статья 19. Участие домовых комитетов и других органов общественной самодеятельности в управлении жилищным фондом и обеспечении его сохранности

Статья 20. Общественный контроль за обеспечением граждан жилыми помещениями, приобретением жилых помещений гражданами в собственность

Статья 21. Учет предложений общественных организаций, трудовых коллективов и граждан по улучшению использования и сохранности жилищного фонда

Статья 22. Жилищно-эксплуатационные организации

Статья 23. Передача застройщиками исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов и другим организациям для заселения части жилой площади во вновь построенных домах

Статья 24. Распределение жилой площади в домах, построенных за счет средств, переданных в порядке долевого участия

Статья 25. Государственный учет жилищного фонда

Статья 26. Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда

Статья 27. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда

Раздел III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ. ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ

Глава 1. Предоставление жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда

Статья 28. Право граждан на получение жилого помещения

Статья 29. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

Статья 30. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 31. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 32. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 33. Очередность предоставления гражданам жилых помещений

Статья 34. Перенесение очередности на получение жилых помещений

Статья 35. Контроль за состоянием учета на предприятиях, в учреждениях, организациях граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 36. Первоочередное предоставление жилых помещений

Статья 37. Внеочередное предоставление жилых помещений

Статья 38. Норма жилой площади

Статья 39. Право на дополнительную жилую площадь

Статья 40. Требования, предъявляемые к жилым помещениям

Статья 41. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

Статья 41.1. Особенности обеспечения граждан жилыми помещениями в домах колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов

Статья 42. Порядок предоставления жилых помещений в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов

Статья 43. Порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда

Статья 44. Порядок предоставления жилых помещений в домах общественного жилищного фонда

Статья 45. Заселение жилых помещений в домах, переданных исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, а также в домах, построенных в порядке долевого участия

Статья 46. Заселение освободившихся в квартире жилых помещений

Статья 47. Ордер на жилое помещение

Статья 48. Основания и порядок признания ордера на жилое помещение недействительным

Статья 49. Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Глава 1.1. Приобретение гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда

Статья 49.1. Приобретение гражданами жилых помещений в собственность

Статья 49.2. Владение, пользование и распоряжение приобретенной квартирой

Статья 49.3. Обеспечение жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в полностью или частично приватизированном доме, в связи со сносом дома

Глава 2. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда

Статья 50. Пользование жилыми помещениями

Статья 51. Договор найма жилого помещения. Заключение договора найма жилого помещения

Статья 52. Предмет договора найма жилого помещения

Статья 53. Права и обязанности членов семьи нанимателя

Статья 54. Право нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение

Статья 54.1. Приобретение гражданами занимаемых ими жилых помещений в собственность

Статья 55. Плата за пользование жилым помещением

Статья 56. Срок внесения квартирной платы

Статья 57. Плата за коммунальные услуги

Статья 58. Льготы по квартирной плате и плате за коммунальные услуги

Статья 59. Бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением

Статья 60. Сохранение жилого помещения за временно отсутствующими гражданами

Статья 61. Порядок признания лица утратившим право пользования жилым помещением

Статья 62. Бронирование жилого помещения

Статья 63. Оформление бронирования жилого помещения

Статья 64. Пользование забронированным жилым помещением

Статья 65. Выселение из забронированного жилого помещения поднанимателей и временных жильцов

Статья 66. Права и обязанности временно отсутствующего нанимателя и членов его семьи

Статья 67. Обмен жилыми помещениями

Статья 68. Обмен жилого помещения при отсутствии согласия членов семьи

Статья 69. Обмен жилых помещений в домах предприятий, учреждений, организаций

Статья 70. Обмен жилой площади членом семьи нанимателя

Статья 71. Оформление обмена жилых помещений

Статья 72. Порядок обмена жилых помещений

Статья 73. Условия, при которых обмен жилого помещения не допускается

Статья 74. Признание обмена жилыми помещениями недействительным

Статья 75. Право нанимателя на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого

Статья 76. Поднаем жилого помещения

Статья 77. Условия, при которых сдача жилого помещения в поднаем не допускается

Статья 78. Плата за пользование жилым помещением по договору поднайма

Статья 79. Изъятие жилой площади, используемой для извлечения нетрудовых доходов

Статья 80. Прекращение договора поднайма

Статья 81. Временные жильцы

Статья 82. Предоставление гражданам жилых помещений в связи с капитальным ремонтом жилого дома

Статья 83. Предоставление нанимателю другого жилого помещения в случае существенного изменения размера жилой площади в результате капитального ремонта

Статья 84. Переустройство и перепланировка жилого помещения

Статья 85. Изменение договора найма жилого помещения

Статья 86. Изменение договора найма жилого помещения по требованию члена семьи нанимателя

Статья 87. Изменение договора найма жилого помещения по требованию нанимателей, объединяющихся в одну семью

Статья 88. Изменение договора найма жилого помещения вследствие признания нанимателем другого члена семьи

Статья 89. Расторжение договора найма жилого помещения

Статья 90. Выселение из жилых помещений

Статья 91. Выселение с предоставлением гражданам другого благоустроенного жилого помещения

Статья 92. Предоставление жилого помещения в связи со сносом или переоборудованием дома (жилого помещения)

Статья 93. Предоставление жилого помещения в связи с выселением из домов, грозящих обвалом

Статья 94. Выселение из жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения

Статья 95. Выселение с предоставлением гражданам другого жилого помещения

Статья 96. Предоставление благоустроенного жилого помещения в связи с выселением

Статья 97. Предоставление другого жилого помещения в связи с выселением

Статья 98. Выселение без предоставления гражданам другого жилого помещения

Статья 99. Выселение граждан из самоуправно занятых помещений

Статья 100. Последствия признания ордера недействительным

Глава 3. Пользование служебными жилыми помещениями

Статья 101. Служебные жилые помещения

Статья 102. Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения

Статья 103. Служебные жилые помещения в домах, принадлежащих колхозам

Статья 104. Служебные жилые помещения для отдельных категорий военнослужащих

Статья 105. Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями

Статья 106. Договор найма служебного жилого помещения

Статья 107. Выселение из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения

Статья 108. Выселение из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения

Глава 3.1. Пользование жилыми помещениями из фондов жилья для временного поселения

Статья 108.1. Жилые помещения из фондов жилья для временного поселения

Статья 108.2. Порядок предоставления и пользования жилыми помещениями из фондов жилья для временного поселения

Статья 108.3. Ограничения при пользовании жилыми помещениями из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, заложенное в обеспечение возврата кредита или целевого займа

Глава 4. Пользование общежитиями

Статья 109. Общежития

Статья 110. Выселение из общежитий

Глава 5. Обеспечение граждан жилыми помещениями в домах жилищно-строительных кооперативов и пользование ими

Статья 111. Право на получение жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов

Статья 112. Порядок учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив

Статья 113. Условия приема граждан в члены жилищно-строительного кооператива

Статья 114. Организация и деятельность жилищно-строительных кооперативов

Статья 115. Контроль исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов за деятельностью жилищно-строительных кооперативов

Статья 116. Помощь государства жилищно-строительным кооперативам

Статья 117. Передача жилищно-строительному кооперативу взамен сносимого равноценного жилого дома

Статья 118. Предоставление члену жилищно-строительного кооператива жилого помещения

Статья 119. Обмен жилого помещения членом кооператива

Статья 120. Раздел жилого помещения в доме жилищно-строительного кооператива

Статья 121. Сдача внаем жилых помещений в домах жилищно-строительных кооперативов

Статья 122. Плата за наем помещений в доме жилищно-строительного кооператива

Статья 123. Исключение из жилищно-строительного кооператива

Статья 124. Выселение из дома жилищно-строительного кооператива

Статья 125. Права и обязанности члена жилищно-строительного кооператива. Пользование жилыми помещениями

Статья 126. Прекращение деятельности жилищно-строительного кооператива

Глава 6. Пользование жилыми помещениями в домах индивидуального жилищного фонда

Статья 127. Пользование жилым домом, квартирой, принадлежащим гражданину на праве личной собственности

Статья 128. Обязанность собственника по обеспечению сохранности жилого дома, квартиры и содержанию в порядке придомовой территории

Статья 129. Содействие государства в ремонте и благоустройстве жилых домов, квартир, принадлежащих гражданам

Статья 130. Контроль за содержанием домов, квартир, принадлежащих гражданам

Статья 131. Сдача внаем, аренду жилых помещений в домах, квартирах, принадлежащих гражданам

Статья 132. Право нанимателя, арендатора на вселение членов своей семьи в нанятое, арендуемое помещение и сохранение права пользования этим помещением

Статья 133. Права членов семьи нанимателя, арендатора

Статья 134. Плата за пользование жилыми помещениями в домах, квартирах, принадлежащих гражданам

Статья 135. Возобновление и сохранение договора найма, аренды жилого помещения

Статья 136. Выселение нанимателя, арендатора или членов его семьи без предоставления другого жилого помещения

Статья 136.1. Выселение собственника заложенных жилого дома или квартиры и членов его семьи в случае обращения взыскания на заложенные жилой дом или квартиру

Статья 137. Обеспечение жилыми помещениями граждан, дома которых подлежат сносу в связи с изъятием земельных участков

Статья 138. Перенос жилых домов и строений, подлежащих сносу

Статья 139. Сооружение на новом месте жилых домов, строений и устройств для граждан, дома которых подлежат сносу

Раздел IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Статья 140. Обеспечение сохранности жилищного фонда

Статья 141. Обязанности наймодателя по обеспечению сохранности жилищного фонда

Статья 142. Обязанности граждан по обеспечению сохранности жилых домов

Статья 143. Содействие гражданам в проведении текущего ремонта жилых помещений

Статья 144. Организация эксплуатации и ремонта жилищного фонда

Статья 145. Эксплуатация и ремонт государственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках

Статья 146. Эксплуатация и ремонт жилых домов, расположенных в сельской местности

Статья 147. Техническое обслуживание и ремонт домов общественного жилищного фонда, домов жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также многоквартирных домов, находящихся в собственности граждан

Статья 148. Планирование ремонта жилищного фонда

Статья 149. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт государственного жилищного фонда

Статья 149.1. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан

Статья 150. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт общественного жилищного фонда

Статья 151. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт домов жилищно-строительных кооперативов

Статья 152. Финансирование и материально-техническое обеспечение эксплуатации и ремонта нежилых строений и нежилых помещений в жилых домах

Статья 153. Материально-техническое обеспечение эксплуатации и ремонта жилищного фонда

Раздел V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 154. Ответственность за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства

Статья 155. Возмещение ущерба, причиненного жилищному фонду

Раздел VI. РАЗРЕШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ СПОРОВ

Статья 156. Порядок разрешения жилищных споров

Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 157. Обеспечение жилыми помещениями граждан, направленных за границу

Статья 158. Международные договоры

Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РСФСР

«Гражданский кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001)

Договор найма жилого помещения заключается, изменяется и расторгается на условиях и в порядке, определяемых законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом РСФСР и другим законодательством РСФСР.

(в ред. Указа ПВС РСФСР от 24 февраля 1987 г.- Ведомости ВС РСФСР, 1987, N 9, ст. 250)

«СанПиН 2.1.2.1002-00. 2.1.2. Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные-эпидемиологические правила и нормативы») (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.12.2000) (ред. от 21.08.2007)

3. Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.83 (в редакции от 28.03.98).

4. СанПиН 2.1.2.729-99 «Полимерные и полимерсодержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности».

5. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест».

Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной Марии Васильевны, Кошолкиной Марии Владимировны, Федотова Сергея Владимировича, Федотовой Людмилы Сергеевны, Фисунова Владимира Ивановича, Честных Владимира Ивановича и Шарковой Алевтины Владимировны на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации»

По тем же основаниям М.В. Артюкина, С.В. Федотов и В.И. Фисунов оспаривают конституционность части 3 статьи 6 и части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Они, кроме того, указывают, что данные нормы умаляют их права по сравнению с теми правами, которые были им предоставлены Жилищным кодексом РСФСР.

<Письмо> Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

<1> Далее — ЖК РСФСР.

В дальнейшем право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на предоставление вне очереди жилых помещений было предусмотрено действующим с 27 декабря 1996 г. Федеральным законом N 159-ФЗ.

<Письмо> Роспотребнадзора от 08.02.2006 N 0100/1260-06-32 «О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг»

Как известно, до последнего времени жилищные отношения с участием граждан-потребителей регулировались Жилищным кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР еще в 1983 г., и достаточно большим количеством законодательных (нормативных) актов, принятых в разное время на местном, региональном и федеральном уровнях (от ведомственных инструкций до федеральных законов — СССР, РСФСР, Российской Федерации).

Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О «По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

3. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило»

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 14 и пунктом 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и участники ликвидации ее последствий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с названной даты согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.

Постановление Совмина РСФСР от 25.09.1985 N 415 (ред. от 21.05.2005) «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и Типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР»

8. Наниматель жилого помещения вправе в установленном порядке вселить других граждан в занимаемое им жилое помещение, сохранить жилое помещение при временном отсутствии, изменить договор найма жилого помещения, произвести обмен занимаемого жилого помещения, осуществлять другие права по пользованию жилым помещением, установленные законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом РСФСР и другим законодательством РСФСР.

Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации»

Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, — в его статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан. При этом согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса.

Федеральный закон от 21.06.1995 N 91-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

абзац первый после слов «в виде отдельной комнаты.» изложить в следующей редакции: «Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.»;

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Жилищный фонд » Предоставление служебного жилья

Договор найма служебного жилья предусматривает определенный перечень условий, которые должны соблюдаться при выделе квартиры в связи с выполнением профессионального долга.

На сегодняшний день жилищным законодательством РФ предусматривается возможность предоставления нуждающимся категориям граждан служебного жилья. Правила подобного выдела четко регламентированы ст. 104 ЖК РФ. В большинстве случаев под эту категорию выделяются жилые помещения в домах многоквартирного типа. При этом чаще всего данный вид жилья располагается на первом этаже сооружения. Подобные недвижимые объекты имеют ограниченный правовой режим пользования, так как причисляются к категории специализированного жилищного фонда.

Условия предоставления служебного жилого помещения

Итак, предоставление служебных жилых помещений – один из самых новейших правовых механизмов на территории РФ. Он позволяет некоторым трудящимся гражданам выделить комфортабельные квартиры, что необходимо для исполнения профессионального долга. Иными словами, квартиры предоставляются не для того, чтобы удовлетворить нужды определенных субъектов правоотношений, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищно-бытовых условий, а чтобы лица могли осуществлять свой служебный и профессиональный долг.

Предоставление служебного жилья помимо ЖК РФ регламентируется и иными нормативно-правовыми актами, действие которых распространяется на территории российского государства. В частности, федеральными законами и НПА субъектов России, а также решениями и постановлениями, принятыми на местном уровне. В частности, эти законодательные акты касаются установления определенной категории граждан, которые имеют правомочия на получение квартиры.

Договор найма служебного жилого помещения предусматривает определенный перечень условий, которые должны соблюдаться при выделе недвижимого имущества в связи с выполнением профессионального долга.

В частности, под специализированное жилье подходят только обособленные квартиры, что регламентировано ст. 104 ЖК РФ. Служащим не могут быть выделены, например, комнаты в коммунальных квартирах, остальные жилые помещения которых заняты гражданами на основании права собственности.

Кроме того, квартиры служебного предназначения должны отвечать всем требованиям, прописанным в жилищном законодательстве РФ, которые касаются как комфортабельности помещений, так и их удобства и техобеспечения. Только при соблюдении всех технических и санитарных норм заключается договор о найме с профессиональными работниками.

Особенности договора найма служебного жилого помещения

Договор найма квартиры служебного предназначения имеет несколько ключевых отличий от привычного контракта о соцнайме жилья:

  • наймодателями по договору могут выступать только органы государственной или же муниципальной власти, которые в частности, могут считаться работодателями нанимателя.
  • Нанимателями, с которыми заключается контракт, могут быть все физические лица. Однако в отличие от договора о соцнайме выдел жилья возможен как гражданам РФ, так и резидентам иных стран и лицам без гражданства, которые находятся на территории России с целью выполнения профессионального долга.
  • Порядок предоставления служебных жилых помещений подразумевает определенный срок, на который заключается контракт между наймодателем и нанимателем. В большинстве случаев временной период эксплуатации квартиры равняется сроку действия трудового договора или контракта, подписанного на выполнение конкретных профессиональных задач.
  • В отличие от договора социального найма, контракт о выделе специализированного жилья не подразумевает возникновение правомочия со стороны нанимателя приватизировать недвижимое имущество. Это связано также и с уникальным правовым режимом пользования таковыми постройками.

Расторжение договора найма спецжилья также предусмотрено ЖК РФ. Все основания, чтобы расторжение было признано легитимным, прописаны в 101 статье указанного Кодекса. Кроме того, необходимо отметить, что расторжение контракта может осуществляться как на добровольных, так и на принудительных началах. В первом случае речь идет о тех ситуациях, когда выходит срок действия трудового договора, во втором – о судебных разбирательствах.

Основания предоставления служебного жилья

Если обратиться к теории юридической науки в жилищной сфере, то основанием для предоставления комфортабельного жилья служебного предназначения признаются такие жизненные ситуации, которые обуславливают собой возникновение определенных прав и обязанностей со стороны участников правоотношений. Иными словами, это обстоятельства, которые детерминируют собой возникновение, пролонгацию, прекращение или же расторжение субъектных правоотношений.

Если обратиться к ст. 10 ЖК РФ, то можно прийти к выводу о том, что главным основанием, чтобы произошло возникновение, прекращение или же расторжение правоотношений, признаются государственные акты – решения.

Только после официального опубликования постановления госоргана о том, что произошло возникновение, расторжение или прекращение правоотношений может быть заключен договор о найме спецжилья.

Но при этом следует помнить о том, что лишь наличие двух обстоятельств, то есть решения и договора о найме спецжилья недостаточно, чтобы было осуществлено возникновение, расторжение или прекращение правоотношений. Другими словами, основаниями для подобных действий выступает целый набор причин и детерминант, которые предусмотрены законодателем. В частности, прекращение, расторжение или наоборот возникновение правоотношений возможно в том случае, если:

  • присутствует сам субъект правоотношений, которым могут выступать как непосредственно наниматели, так и члены его семьи, с которыми может произойти как подписание, так и расторжение контракта о наделении их жильем.
  • Имеется волеизъявление со стороны работника, которое заключено в строго определенной юридической форме. Документ подтверждает собой наличие у конкретного лица права на выдел служебного помещения. При этом заявление должно быть составлено по типовому образцу, что не повлечет за собой расторжение договора в судебном порядке.
  • Отсутствуют причины и обстоятельства, которые могут препятствовать выделу специализированного жилья для работников по трудовому контракту.
  • В специализированном жилищном фонде муниципалитета или государства имеется недвижимое имущество, которое отвечает всем законодательным требованиям по его оборудованию и комфортабельности.
  • Квартира, предоставляемая в качестве служебной, должна отвечать законным требованиям по жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи работника.

Таким образом, основания для предоставления служебного помещения четко регламентированы законодателем в нормативно-правовых актах, которые распространяются на жилищную сферу. Все это делает договор о найме специализированных помещений уникальным и не имеющим аналогов в правовом поле.

Выселить из жилого помещения могут, если, в частности, дом признан аварийным; сменился собственник помещения или с ним прекращены семейные отношения; плата за помещение и коммунальные услуги не вносится более шести месяцев, а также в некоторых других ситуациях. В большинстве случаев выселение производится в судебном порядке.

Систематическое нарушение прав соседей, использование жилого помещения не по назначению или бесхозяйственное обращение с ним

Если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, они могут быть выселены из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Такое выселение допускается только в качестве крайней меры и только по решению суда, при условии что наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи не выполнят полученное от наймодателя предупреждение о необходимости устранить нарушения и провести в соразмерный срок ремонт помещения, если обращение с жильем приводит к его разрушению (ч. 1 ст. 91 ЖК РФ; п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

При этом под систематическим нарушением прав и законных интересов соседей следует понимать неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением, в частности, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями (например, прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, производство ремонтных, строительных работ в ночное время с превышением допустимой громкости; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий и др.).

Под систематическим бесхозяйственным обращением с жилым помещением, ведущим к его разрушению, следует понимать целенаправленные постоянного характера действия, влекущие повреждение либо уничтожение структурных элементов квартиры (окон, дверей, пола, стен, санитарно-технического оборудования и т.п.) (Разъяснение Прокуратуры Московской области).

С иском о выселении в данном случае вправе обратиться наймодатель или другие заинтересованные лица, например, соседи, а также органы государственной жилищной инспекции, осуществляющие контроль за использованием жилищного фонда и соблюдением правил пользования жилыми помещениями (ч. 1 ст. 91 ЖК РФ; п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14).

Если указанные выше нарушения совершает собственник жилого помещения и после предупреждения органа местного самоуправления продолжает их совершать и не производит необходимый ремонт, то по иску органа местного самоуправления суд может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения (ст. 293 ГК РФ; п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14).

Справка. Использование жилья не по назначению и систематическое нарушение прав соседей

Под использованием жилого помещения не по назначению понимается его использование не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.

При этом допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной или ИП-деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях, но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.).

Под систематическим нарушением прав и законных интересов соседей понимаются неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении или доме граждан, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, Правил пользования жилыми помещениями (например, прослушивание музыки, использование телевизора, игра на музыкальных инструментах в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий и др.) (п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14).

Признание дома аварийным и подлежащим сносу или изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено указанное помещение или многоквартирный дом, в котором находится данное помещение, для государственных или муниципальных нужд (ч. 1 ст. 32 ЖК РФ).

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции орган, вынесший такое решение, может потребовать от собственников помещений в этом доме снести или реконструировать дом. Если в установленный срок собственники не выполнят предъявленное требование, земельный участок, на котором расположен дом, и, соответственно, каждое помещение в этом доме подлежат изъятию для муниципальных нужд (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).

В вышеуказанных случаях собственнику направляется уведомление о принятом решении, а также проект соглашения об изъятии недвижимости, который определяет размер возмещения за изымаемое помещение, сроки и другие условия изъятия. Если собственник откажется от заключения соглашения об изъятии недвижимости, возможно принудительное изъятие жилого помещения по решению суда, но только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 4, 6, 7, 9 ст. 32 ЖК РФ; п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14).

По соглашению с собственником жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения ему могут предоставить другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. При этом собственникам помещений в аварийном многоквартирном доме предоставляется право выбора между получением возмещения за изымаемое у них жилое помещение или предоставлением им по соглашению другого жилого помещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ; п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).

Исключение составляют граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право только на выплату возмещения, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения (ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ).

Лицам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, в вышеуказанных случаях предоставляются другие жилые помещения, которые должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначными по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ст. ст. 86, 87.2, 89 ЖК РФ).

При наличии письменного согласия нанимателя по договору социального найма и проживающих совместно с ним членов его семьи допускается предоставление им взамен жилого помещения в аварийном доме жилого помещения меньшей площади. Такое согласие должно быть закреплено в отдельном документе, а также во вновь заключаемом договоре социального найма (Письмо Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» от 27.06.2019 № ВТ-07/1062 «О равнозначности жилых помещений»).

Самовольные переустройство и (или) перепланировка жилого помещения с отказом привести его в прежнее состояние

Если собственник или наниматель отказывается привести жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, который устанавливается органом, осуществляющим согласование переустройства и перепланировки, то суд по иску вышеуказанного органа может принять решение (ст. 29 ЖК РФ):

• о продаже помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения (для собственника жилья);

• о расторжении договора социального найма и выселении из жилого помещения (для нанимателей).

Исключение составляют помещения, расположенные в аварийном и подлежащем сносу или реконструкции многоквартирном доме (ч. 7 ст. 29 ЖК РФ).

Переход права собственности на жилое помещение

Переход права собственности на жилое помещение к другому лицу является основанием для прекращения права пользования указанным помещением членами семьи прежнего собственника, которые обязаны освободить его (п. 2 ст. 292 ГК РФ).

Если члены семьи прежнего собственника отказываются освободить жилое помещение в установленный новым собственником срок, они подлежат выселению по решению суда (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).

Обращение взыскания на жилое помещение

Взыскание может быть обращено, в частности, на жилое помещение, находящееся в залоге (например, при покупке жилья с использованием кредитных средств), в случае неисполнения заемщиком обязательств, обеспеченных залогом (п. 1 ст. 334, п. 1 ст. 348 ГК РФ).

Взыскание на единственное жилое помещение, принадлежащее гражданину, может быть обращено только в судебном порядке, если после возникновения оснований для обращения взыскания не будет заключено соглашение об обращении взыскания во внесудебном порядке (п. 3 ст. 349 ГК РФ).

Обращение залогодержателем взыскания на заложенное жилое помещение и его реализация являются основанием для прекращения права пользования этим жилым помещением всех проживающих в нем лиц (п. 1 ст. 78 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).

Невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги более шести месяцев

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев подряд без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Иск о выселении не будет удовлетворен, если суд придет к выводу, что причины невнесения платы являются уважительными: это, например, длительные задержки выплаты зарплаты, болезнь, наличие в семье несовершеннолетних детей и инвалидов и т.д. (ч. 1 ст. 90 ЖК РФ; п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14).

Выезд нанимателя и членов его семьи в другое место жительства

В этом случае договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено законом.

Если отсутствие в жилом помещении нанимателя и членов его семьи не носит временный характер, заинтересованные лица вправе в судебном порядке потребовать признания их утратившими право на жилое помещение (п. 3 ст. 83 ЖК РФ; п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14).

Прекращение семейных отношений с собственником жилого помещения

Бывшие члены семьи собственника (за исключением его несовершеннолетних детей) утрачивают право пользования жилым помещением. Если они отказываются добровольно освободить помещение, собственник вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ; п. п. 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14).

Лишение родительских прав

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, то такие граждане могут быть выселены из жилого помещения в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора без предоставления другого жилого помещения. Законом субъекта РФ может быть предусмотрено выселение указанных граждан в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие (ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 91 ЖК РФ).

Расторжение или прекращение договоров найма специализированных жилых помещений

В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, занимаемые по данным договорам. При отказе сделать это они подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случая передачи жилого помещения другому лицу, которое является стороной трудового договора с нанимателем жилого помещения, а также определенных групп граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления им другого помещения (ч. 2 ст. 102, ст. 103 ЖК РФ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *