Взыскание налогов с физических лиц

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Материал подготовил юрист ЮФ»Логос»
Золотухина Ольга

В статье раскрыт порядок принудительного взыскания Федеральной налоговой службой РФ и Федеральной службой судебных приставов РФ налогов, подлежащих уплате физическими лицами. Обращено внимание на обязательные требования, предъявляемые действующим законодательством к действиям и документам налогового органа по взысканию налогов
Под принудительным исполнением налоговой обязанности понимается деятельность специализированных государственных органов, осуществляемая в соответствии с законодательством, направленная на наиболее полное и своевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, а также пеней и штрафов, наложенных на должника.
Принудительное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации осуществляется Федеральной налоговой службой РФ и Федеральной службой судебных приставов РФ.
Определяющим документом для принудительного взыскания по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц является налоговое уведомление.
Налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа должны направить налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. По всем вышеуказанным налогам обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Исходя из этого следует, что объем налогового обязательства, подлежащего исполнению налогоплательщиком — физическим лицом по вышеуказанным налогам, определяется в налоговом уведомлении. Налоговое уведомление определяет сумму, подлежащую внесению в бюджет, и никакой иной документ его заменить не может.
На практике имеется множество примеров, когда налоговые органы не могут представить налоговое уведомление и представляют в суд только требование об уплате налога, что является неправомерным.
Другим важным моментом для установления наличия обязанности по уплате вышеуказанных налогов является вручение налогового уведомления теми способами, которые указывались выше. На практике имеется множество примеров, когда налоговый орган не представляет доказательств вручения налогового уведомления. Исходя из этого следует, что если не представлено доказательство вручения налогового уведомления, то не имеется доказательства возникновения обязанности по уплате вышеперечисленных поимущественных налогов. Установление факта вручения налогового уведомления является юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения требования налоговых органов по поимущественным налогам, уплачиваемым физическими лицами.

Другим важным документом для реализации процедуры принудительного взыскания недоимок является требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Данным документом определяются следующие юридически значимые обстоятельства для принудительного взыскания недоимок:
— направление требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов является обязательным условием, предшествующим подаче в суд заявления о взыскании недоимок. Юридически данным документом определяется внесудебное и досудебное разрешение разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком — физическим лицом. Суд не может принять исковое заявление или заявление о взыскании недоимок в приказном порядке без указанного документа и доказательства его вручения способами, указанными выше;
— требованием об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов определяется объем требований, заявляемых налоговым органом в суд. Согласно ст. 48 НК РФ объем заявляемых в суд требований по недоимкам определяется теми суммами, которые указывались в требовании, т.е. налоговый орган в заявлении о взыскании недоимки не вправе требовать взыскания сумм более того, чем указанно в требовании об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов;
— требование об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов не может подменить собой налогового уведомления. Имеющиеся многочисленные примеры, когда налоговые органы представляют в суд только требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и не представляют доказательства вручения налоговых уведомлений либо представляют только требование об уплате недоимки, должны влечь только одно последствие — отказ в удовлетворении заявлений (отказ в выдаче судебного приказа). Поскольку это свидетельствует о том, что доказательства возникновения налогового обязательства у налогоплательщика — физического лица по вышеуказанным поимущественным налогам не представлены. Другим юридически значимым обстоятельством является наличие доказательств вручения требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов теми способами, которые указывались ранее. Определение момента вручения требования необходимо для правильного исчисления срока обращения налогового органа с заявлением о взыскании недоимок и правильного установления факта соблюдения сроков, установленных ст. 48 НК РФ.
Обязательным условием для обращения налогового органа с заявлением о взыскании недоимок является представление доказательства направления копии заявления о взыскании недоимки налогоплательщику — физическому лицу. Копия заявления о взыскании недоимки согласно ст. 48 НК РФ должна направляться налогоплательщику до подачи заявления в суд.
При этом само заявление подается в суд по месту жительства или месту пребывания налогоплательщика.
Наряду с вышеуказанными документами к заявлению о взыскании недоимки должны прикладываться доказательства наличия объектов налогообложения, в частности это документы, которые представляются уполномоченными органами налоговому органу для исчисления поимущественных налогов. Имеются многочисленные примеры, когда налоговые органы обращаются с требованиями о взыскании недоимок по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за налоговые периоды, за которые объекты налогообложения уже не принадлежали налогоплательщикам. Как следствие, это приводит к вынесению судебных актов о взыскании недоимок, которые существовать не могут.

Законодательство РФ, как известно, предусматривает истребование налогового долга с физического лица или организации на основании судебного вердикта. Такая возможность официально имеется у Федеральной налоговой службы (ФНС), отвечающей за сбор и администрирование налогов. Далеко не все налогоплательщики, однако, адекватно понимают правовое значение и юридические последствия данного документа, оформляемого по специальному решению суда. Следует выяснить, как производится взыскание задолженности по налогам судебным приказом, какие именно полномочия приобретает ФНС при наличии этой бумаги. Заранее зная спектр допустимых мер, предпринимаемых налоговой службой в отношении граждан, имеющих непогашенные обязательства перед бюджетом, должники смогут корректно отреагировать на действия ФНС.

Содержание

Судебный приказ: смысл документа и его правовые последствия

Судебным приказом называется предписание, вынесенное посредством приказного судопроизводства. Данный документ официально разрешает уполномоченному субъекту (к примеру, определенному властному органу) осуществить взыскание с конкретного должника – юридического лица или гражданина – четко обозначенной суммы денежных средств, ссылаясь на требования заключенного договора или нормы действующего в РФ законодательства. Если уполномоченным субъектом является фискальный орган (ФНС), то речь будет идти об истребовании налогового долга с плательщика – физического лица или, как вариант, организации. Надо отметить, что в данной сфере правоотношений применяются действующие нормы российского законодательства, регламентирующего порядок ведения административного судопроизводства.

Характерные особенности судопроизводства, осуществляемого в приказном порядке:

  • Иск рассматривается судом достаточно быстро.
  • Для судебного рассмотрения дела не требуется участие истца (кредитора, уполномоченного субъекта) и ответчика (должника, обязанного субъекта).
  • Постановление (предписание) выносится судом, если факт существования непогашенных обязательств ответчика перед истцом однозначно подтверждается неоспоримыми, очевидными доказательствами. Основаниями для предъявления и удовлетворения конкретных исковых требований могут являться пункты соглашения, подписанного обеими сторонами, или, как вариант, определенные нормы действующего в РФ законодательства.

Взыскание своевременно непогашенной задолженности зачастую осуществляется на практике уполномоченными сотрудниками Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которые в своей правоприменительной деятельности будут руководствоваться именно судебным приказом. Следует знать, однако, что предписание об истребовании налогового долга, вынесенное в режиме приказного судопроизводства, является действительным для любой задолженности ответчика перед бюджетом.

Иначе говоря, сумма просроченных обязательств не влияет на правомерность оформления судебного приказа, разрешающего фискальному органу (ФНС) взыскать с обязанного субъекта налоговый долг. Этим обстоятельством судебный приказ об истребовании неуплаченных налогов отличается от того вердикта, который обычно выносится судом в рамках гражданского процесса.

Как известно, для гражданских правоотношений судебный приказ о принудительном выполнении финансовых обязательств используется исключительно в тех случаях, когда сумма заявленного требования по иску составляет максимум 500 (пятьсот) тысяч рублей. Если же величина просроченного долга (искового требования) превышает полмиллиона рублей, дело об истребовании такой задолженности будет рассматриваться судом в рамках обычного гражданского процесса, то есть по существу иска, заявленного кредитором к должнику. Решение будет вынесено, скорее всего, в пользу кредитора (истца), если суд сочтет доказательства, предъявленные истцом, убедительными и правомерными, а возражения и аргументы должника (ответчика) – недостаточными. Удовлетворенный иск кредитора в этом случае станет юридическим основанием для истребования задолженности сотрудниками ФССП с обязанного субъекта (должника).

Что касается административного судопроизводства, то в этой сфере правоотношений отсутствуют вышеупомянутые ограничения, характерные для гражданского процесса. Однако административный процесс все же допускает ряд типичных ситуаций, при которых обязанный субъект, имеющий налоговый долг, вправе активно отстаивать собственные интересы. Чтобы грамотно и обоснованно возражать, налогоплательщик должен хорошо знать особенности реализации судебных приказов при истребовании задолженности перед бюджетом.

Взыскание налогового долга: судебный приказ как метод принуждения

Как правило, судебный приказ, разрешающий фискальному органу (ФНС) истребовать с обязанного субъекта (должника) непогашенные налоговые обязательства, выносится мировым судьей. Основанием для подобного предписания является соответствующее заявление от ФНС, которое направляется в суд. Судебный иск подается налоговой службой лишь тогда, когда станет очевидно, что сотрудники данного ведомства уже реализовали все возможные меры по принуждению налогоплательщика к уплате сформировавшегося долга, но это не принесло положительного результата.

К примеру, ФНС направила должнику уведомление о наличии задолженности перед бюджетом или требование о погашении налоговых обязательств, уже увеличенных на сумму начисленных штрафов. Если налогоплательщик адекватно не отреагировал на попытки фискального органа установить с ним контакт и призвать его к выплате существующего долга, то ФНС будет вынуждена обратиться с соответствующим иском в суд.

Исковое заявление направляется налоговой службой в мировой суд на протяжении полугода (шести месяцев) с момента неправомерного уклонения налогоплательщика от выполнения своих обязательств перед бюджетом.

Полугодовой срок подачи налогового иска может быть продлен на законных основаниях, если фискальный орган объяснит допущенную просрочку какой-либо уважительной причиной. Между тем, российским законодательством установлен предельный трехлетний срок давности по судебным искам, связанным с истребованием налоговой задолженности.

Юридические основания для выдачи судебного приказа

Необходимо уточнить правовые основания, по которым мировой суд издает предписания о принудительном взыскании с гражданина или юридического лица налоговых долгов. Как уже было отмечено ранее, главным условием для вынесения судебного приказа является предъявление неоспоримых доказательств наличия у ответчика (должника) непогашенных обязательств перед истцом (кредитором). Иначе говоря, следует доказать, что ответчик по отношению к истцу является обязанным субъектом.

Истец (ФНС) может обосновать требование о взыскании налогового долга с ответчика (налогоплательщика) одним из следующих аргументов:

  1. У должника в собственности имеются активы, правомерно подлежащие обложению соответствующими налогами. Это может быть транспортное средство или, как вариант, объект недвижимости. Чтобы доказать наличие у ответчика – физического лица или организации – статуса обязанного субъекта, достаточно будет лишь подтвердить, что он владеет имуществом, законно подлежащим налогообложению.
  2. Предоставление суду официальных бумаг, подтверждающих право собственности должника в отношении данного имущества, докажет наличие у налогоплательщика непогашенных обязательств перед бюджетом.
  3. Обязательства по уплате соответствующих налогов возникли в результате получения субъектом определенного дохода. Это может быть доход (материальная выгода) от получения каких-либо активов в дар, реализации конкретного имущества, предпринимательской деятельности. В данной ситуации доказать наличие у ответчика непогашенной налоговой задолженности можно разными способами. Существует весьма широкий спектр возможных аргументов, которые могут быть приняты судом во внимание. Например, доказательствами дохода от предпринимательства могут являться банковские выписки по счетам ответчика. Удостоверить факт реализации имущества или получения активов в дар можно посредством соответствующего запроса в Росреестр. Выписки этой регистрационной службы позволят определить размер базы налогообложения для объекта недвижимости.

Вынесение судебного приказа: возможные последствия

Ранее уже говорилось о том, что судебный приказ является законным основанием для обращения истца – субъекта, получившего соответствующие правомочия, – к приставам из ФССП с целью истребования задолженности в принудительном порядке. Для ситуации с налоговыми долгами субъектом, получившим необходимые правомочия по факту издания судебного предписания, является ФНС – конкретная госструктура, непосредственно отвечающая за налогообложение. Следует учесть, что ФНС вправе передать судебный приказ не только приставам ФССП, но и кредитно-финансовому учреждению, в котором у обязанного субъекта (должника) имеются счета. Задолженность ответчика по налогам может погашаться денежными средствами, пребывающими на этих счетах.

Как осуществляется взыскание долгов по налогам судебным приказом? Применение судебного предписания в вышеуказанных целях является скорее правом, нежели обязанностью ФНС. Безусловно, вероятность реализации фискальным органом данного права очень высока. Однако юридические последствия судебного приказа наступают для налогоплательщика-должника не по факту вынесения судом данного предписания, а по факту целевого использования налоговой службой этого документа.

Иначе говоря, выдача судом соответствующего приказа автоматически не приводит к каким-либо юридическим последствиям для обязанного лица – налогоплательщика. Обладая судебным приказом, ФНС вправе обратиться в банк должника или ФССП на протяжении трехлетнего периода с целью принудительного истребования налогового долга.

Между тем, налогоплательщик (ответчик) имеет законную возможность воспользоваться доступными правовыми механизмами, позволяющими отсрочить наступление вышеупомянутых юридических последствий. Должник, официально признанный обязанным субъектом, вправе предоставить свои возражения по поводу применения судебного приказа. Это необходимо сделать на протяжении двадцатидневного периода с момента получения копии соответствующего предписания. Если налогоплательщик успевает вовремя направить эти возражения мировому суду, ранее рассмотревшему исковое заявление от ФНС, то судебный приказ будет отменен определением суда. Вопрос о взыскании налогового долга может рассматриваться теперь через общий порядок судопроизводства, осуществляемого в рамках административного процесса по урегулированию соответствующих споров.

Прочтите также: Что будет при неуплате налога на имущество: штраф, пеня

© 2018, Все о финансах. Копирование материалов только с разрешения автора.

Одним из самых значимых действий при проведении налогового контроля, наряду с выявлением недоимок по налогам и страховым взносам, является последующее взыскание с налогоплательщика налоговым органом соответствующей задолженности по недоимкам, пеням и штрафам.

Действующее налоговое законодательство предусматривает, что взыскание указанных выше доначислений может производиться двумя путями: в виде бесспорного взыскания доначисленных сумм и путем обращения налогового органа в суд с соответствующим заявлением.

Бесспорное взыскание налоговой задолженности налоговым органом с налогоплательщика

Процедура взыскания задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам, начинается с направления налогоплательщику требования об уплате налога. По общему правилу оно направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а если неуплата выявлена по результатам налоговой проверки — в течение 20 дней со дня вступления в силу итогового решения. Налогоплательщик обязан уплатить долг в течение восьми рабочих дней с даты получения требования. В противном случае налоговый орган приступит к принудительному взысканию задолженности.

В настоящее время Правительство РФ увеличило предельный срок направления требования на шесть месяцев, что следует из п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409. Следовательно, указанный срок составит, в частности, девять месяцев со дня выявления недоимки либо шесть месяцев и 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения, вынесенного налоговым органом по результатам проверки.

Положение о продлении сроков имеет срочный характер и действует до 31.12.2020 г. (пп. 5 п. 3 ст. 4 НК РФ).

Следует учитывать, что в первую очередь налоговый орган обратит взыскание на денежные средства налогоплательщика в банке. И если этих средств будет недостаточно, взыскание будет обращено на имущество налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика осуществляется налоговым органом в следующем порядке:

— налоговый орган выносит решение о взыскании и направляет в банк поручение на списание денежных средств в бесспорном порядке;

— банк исполняет поручение налогового органа и списывает средства со счетов налогоплательщика в банке, направляя их в бюджет.

Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:

— налоговый орган выносит решение о взыскании налоговых доначислений в соответствии с пп. 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ в срок не позднее двух месяцев после истечения срока на исполнение требования об уплате, если общая сумма недоимки, пеней и штрафов, указанная в требовании, превышает 3.000 рублей.

При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;

— не позднее двух месяцев со дня, когда общая сумма недоимок, пеней и штрафов превысит 3.000 рублей, если изначально требование было выставлено на сумму менее 3.000 рублей, но в течение трех лет со дня окончания срока его исполнения общая сумма, подлежащая взысканию с организации, превысила 3.000 рублей;

— не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате, — если сумма недоимок, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с организации, не превысила 3.000 руб. в течение указанного срока;

В нынешних условиях Правительство РФ увеличило предельный срок принятия решения о взыскании на шесть месяцев, что следует из п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409.

Налоговый орган доводит это решение до организации-налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения и направляет поручение на списание и поручение на перевод электронных денежных средств в банк.

Необходимо иметь в виду, что после вынесения решения о взыскании налоговый орган вправе приостановить операции налогоплательщика по счетам в банке и переводы электронных денег (п. 8 ст. 46, пп. 1, 2 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, как было указано выше, если денежных средств на счетах в банке будет недостаточно для уплаты доначислений, налоговый орган вправе произвести арест имущества налогоплательщика (пп. 1, 3 ст. 77 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.

В первую очередь банк спишет денежные средства с расчетных (текущих) рублевых счетов налогоплательщика. Если денежных средств на этих счетах недостаточно, то списание будет производиться с валютных счетов, а затем — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика. В последнюю очередь взыскание обращается на электронные деньги (пп. 5, 6.1 ст. 46 НК РФ).

Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.

Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:

— с рублевых счетов налогоплательщика — не позднее следующего операционного дня с даты, когда банк получил поручение налогового органа;

— с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлов — не позднее двух операционных дней с даты, когда было получено поручение;

Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.

Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).

Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:

— налоговая задолженность полностью погашена;

— налогоплательщик получил отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пеней, штрафов;

— сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации, направленной налогоплательщиком в налоговый орган;

— суммы недоимок, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;

— в судебном или административном порядке отменены или признаны недействительными соответствующие правоустанавливающие документы, на основании которых налоговый орган осуществлял соответствующие взыскания.

Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.

Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).

Взыскание налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика

Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.

Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.

Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.

При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.

Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.

1) Пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства в 3-х дневный срок с момента получения им исполнительного документа (п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

2) Пристав направляет копию постановления должнику и в налоговый орган о возбуждении исполнительного производства либо постановление в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

3) Пристав осуществляет взыскание, если в течение 5 дней, с момента получения постановления, должник не погасит долг (п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

4) Пристав произведет изъятие и продажу имущества должника-налогоплательщика на торгах, а за счет вырученных от такой продажи денежных средств погасит долги налогоплательщика перед бюджетом, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).

Изымать имущество для реализации пристав будет в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ:

— наличные и безналичные денежные средства и драгметаллы;

— имущество, которое должник не используете непосредственно в производстве (картины и предметы дизайна, золотые украшения);

— готовая продукция и прочие материальные ценности, не предназначенные для участия в производстве;

— сырье, материалы, оборудование и прочие занятые в производстве активы;

— имущество, которое налогоплательщик передали другим лицам (в аренду, на хранение и т.п.);

— прочее имущество.

Срок на совершение указанных действий составляет два месяца с даты, когда пристав получил постановление налогового органа о взыскании (п. 4 ст. 47 НК РФ). В этот срок не включается время, в течение которого исполнительные действия фактически не совершались.

Как показывает практика, указанный двухмесячный срок почти никогда не выдерживается, поскольку процедура взыскания представляет собой сложный многоступенчатый механизм, связанный с установлением, изъятием и продажей имущества должника, с целью соблюдения баланса интересов, как кредиторов, так и должника.

Пристав оканчивает исполнительное производство и выносит постановление, копии которого направляет должнику и в налоговый орган не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 6 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Окончание исполнительного производства происходит тогда, когда, например:

— задолженность должника была полностью погашена;

— взыскатель отозвал исполнительный документ;

— организация-должник ликвидирована или признана несостоятельной (банкротом) .

Взыскание налоговой задолженности налоговым органом в судебном порядке

Законодательство о налогах и сборах, представляющее собой, по сути, административную отрасль права, и построено таким образом, что взыскание соответствующей налоговой задолженности с юридических лиц производится в бесспорном порядке. При несогласии налогоплательщика с таким взысканием, он вправе оспорить ненормативные акты налогового органа действия или бездействие их должностных лиц (п. 12 ст. 21 НК РФ).

При этом в соответствии со ст. 79 НК РФ излишне взысканные налоговым органом с налогоплательщика денежные средства подлежат возврату с начислением процентов, что является компенсацией потерь налогоплательщика.

Вместе с тем, из этого правила о бесспорном взыскании налоговой задолженности с налогоплательщика, имеются исключения. Налоговый орган осуществляет взыскание такой задолженности через суд в следующих случаях:

— с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает 5.000.000 рублей;

— со счетов взаимозависимых компаний в случаях, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ;

— если налоговая задолженность возникла в результате переквалификации сделки;

— когда задолженность возникла по результатам проверки, проведенной ФНС России;

— если задолженность взыскивается с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

— когда налоговый орган пропустил срок на взыскание задолженности за счет денежных средств налогоплательщика (п. 3 ст. 46 НК РФ);

— если налоговый орган пропустил срок на взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Прежде чем обратиться в суд, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ).

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налоговым органом налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Тем самым, налоговый орган информирует налогоплательщика об имеющихся у него суммах недоимок, штрафов и пени.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Наиболее часто применяемым на практике случаем является ситуация, связанная со взысканием с налогоплательщика денежных средств, предусмотренная под. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, а именно: с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Включение в НК РФ указанной нормы направлено на защиту имущественных прав налогоплательщиков — юридических лиц и предпринимателей от неправомерных притязаний налоговых органов, связанных с произвольной квалификацией сделок по усмотрению налоговых органов.

Иными словами, налоговые органы при проведении налоговых проверок, изменив квалификацию совершенных налогоплательщиком сделок, не вправе взыскивать с налогоплательщика недоимки по налогам, штрафы и пени в бесспорном порядке.

Законодатель, предоставляя налогоплательщику дополнительную защиту при совершении налоговым органом такой переквалификации, посчитал, что основания подобной переквалификации сделок и доначисления налогоплательщику налогов, начисления пеней и привлечения к ответственности подлежат особой проверке, осуществляемой исключительно в судебном порядке, поскольку при вынесении налоговым органом ненормативного акта между сторонами уже существует спор, связанный с определением налоговым органом действительной сущности хозяйственной операции, совершенной налогоплательщиком.

Указанные отношения можно рассматривать, как некую дополнительную форму контроля за правомерностью действий налогового органа при проведении налоговой проверки юридических лиц, наряду с административным порядком обжалования ненормативных актов налоговых органов.

В НК РФ отсутствуют понятия «юридическая квалификация сделки» и «юридическая переквалификация сделки». Законодатель решил не стеснять себя в этом случае какими-либо рамками закона.

На основании ст. 431 ГК РФ можно сделать вывод о том, что квалификация сделки — это определение ее предмета и существенных условий и, исходя из этого, определения вида обязательства. Конституционный Суд РФ в Определении от 16.12.2002 N 282-О разъяснил, что правовая квалификация сделок означает выяснение реальных отношений между сторонами сделки (была ли совершена купля-продажа, мена и т.д.). При этом вид сделки устанавливается исходя из предмета договора, его существенных условий и последствий, к которым она приведет.

В ГК РФ предусмотрена возможность переквалификации сделок, например в ст. 170 ГК РФ установлено право переквалификации притворной или мнимой сделки. Притворной является сделка, которая совершена с целью прикрытия другой сделки. Мнимая сделка — сделка, осуществленная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

В ситуации с притворной сделкой одна сделка выдается за другую. В случае, когда имеет место быть мнимая сделка, то совершенная сделка в налоговых целях является нереальной (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

При переквалификации сделки налоговый орган самостоятельно, по своему усмотрению, выбирает вид обязательства который, как ему кажется, наиболее соответствует данным правоотношениям, заменяя волю сторон своей волей.

Налоговый орган, переквалифицируя сделку, определяет, какая сделка должна быть совершена вместо той, которую заключили стороны.

В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53 «ОБ ОЦЕНКЕ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ОБОСНОВАННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ» указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Пунктом 4 Постановления также предусмотрено, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно п. 7 Постановления, если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.

Таким образом, если налоговый орган во время проведения проверки придет к выводу о том, что налогоплательщиком был заключен и исполнен, например, договор поставки, а сам налогоплательщик считает совершенную им сделку – договором комиссии, то налоговый орган производит изменение юридической квалификации сделки, т.е. он переквалифицирует договор комиссии на договор поставки.

В этом случае налоговый орган вправе доначислить налогоплательщику налоги, начислить пени и привлечь к ответственности, исходя из условий договора поставки.

Но взыскание указанных налоговых начислений он может произвести только путем обращения в суд с соответствующим заявлением, поскольку имеется переквалификация налоговым органом договора по сравнению с тем, как этот договор был заключен и исполнен самим налогоплательщиком.

За взысканием недоимки, которая образовалась в результате переквалификации сделки, налоговый орган должен обратиться в суд (Письмо Минфина России от 08.02.2013 N 03-02-07/1/3089). Именно суд определит обоснованность переквалификации сделки и законность налоговых доначислений. Об этом же говорится в Постановлениях Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 8728/12.

Без вмешательства в эти отношения суда налоговым органом взыскиваются соответствующие налоговые доначисления только при мнимых сделках, т.е.тех, которых фактически не было (п. 2 ст. 170 ГК РФ). К примеру, в случае, рассмотренном Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 01.06.2010 N 16064/09, налоговый орган установил, что документы, которыми оформлена сделка, недостоверны и противоречивы, и сделал вывод, что на самом деле этой сделки в действительности не было. Налоговый орган отказал налогоплательщику в возмещении НДС и исключил затраты по этой сделке из расходов по налогу на прибыль, а доначисленные налоги взыскал в бесспорном порядке, без обращения в суд с соответствующим заявлением. ВАС РФ признал решение налогового органа законным и обоснованным.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 16.07.2013 г. N 3372/13 говорится, что судебный порядок взыскания налогов, доначисленных в результате переквалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера его деятельности, призван обеспечить судебный контроль, прежде всего за законностью доначисления таких налогов.

Между тем такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением.

В связи с этим, само по себе несоблюдение судебного порядка взыскания налога при том, что решение инспекции о привлечении к ответственности, на основании которого было вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя, было предметом судебного контроля и признано законным, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.

Думается, что такой подход является оправданным, поскольку ведет к процессуальной экономии в вопросе, который уже был до этого рассмотрен в судебном порядке, что полностью исключает повторное его рассмотрение.

Самый простой пример переквалификации сделки – это договор комиссии. По одному из дел налоговый орган объявил заключенный налогоплательщиком договор комиссии договором поставки (Постановление АСВСО от 29.05.2019 N Ф02-1926/2019 по делу N А19-18267/2018).

При рассмотрении спора суды поддержали налогоплательщика, подчеркнув, что налоговый орган должен не высказывать мнение о характере сделки, осуществляемой проверяемым лицом, а представить доказательства того, что комиссионер фактически осуществлял продажу товаров самостоятельно, а не по поручению комитента. Вместе с тем, таких доказательств налоговый орган в настоящем деле не представил.

Козлов С.Ю., адвокат МКА «Юлова и партнеры»

Налоговый кодекс 2020: Минфин подготовил масштабные изменения

В Госдуме предложили отменить транспортный налог

Каждый гражданин РФ имеет обязательства перед налоговой инспекцией. Их должны оплачивать, согласно утвержденным срокам как физические, так и юридические лица.

Сфера налогообложения довольно сложная. В ней часто встречаются спорные вопросы. Самая большая проблема, которая может появиться в сфере налогообложения – это наличие просроченного долга.

В большинстве случае образовавшийся долг нужно оплачивать в установленные законом сроки. Но есть налогоплательщики, которые нарушают условия и отказываются вносить оплату. В таком случае осуществляется взыскание долго в принудительном порядке.

Порядок взыскания

В случае выявления недоимки, в установленные законом сроки, налоговые органы могут начать процедуру взыскания:

  1. Первое что делают сотрудники налоговой компании – это направляют плательщику уведомление. В нем четко прописана сумма к взысканию, включая общий долг и начисленные пени. Помимо этого, в уведомление прописаны точные сроки, в течение которых налогоплательщик обязан все погасить.
  2. Если должник не вносит оплату в установленные законом сроки, налоговый орган имеет право взыскать задолженность по налогам самостоятельно, воспользоваться, так называемым, бесспорным порядком взыскания. А также сотрудник налоговой службы имеет право подготовить иск в суд.

Рассмотрим более детально, как происходит взыскание долга по налогам с физического и юридического лица.

С физических лиц

В первую очередь налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление. Данный документ должен быть подготовлен не менее чем за 30 дней до срока оплаты. Если есть возможность, то вручается уведомление лично в руки, под расписку.

Если нет возможности вручить уведомление должнику лично в руки, под расписку, его:

  • отправляют в электронном виде;
  • заказным курьером;
  • направляют по почте, заказным письмом (самый распространенный и менее затратный способ).

Согласно части 4 ст.57 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик не обязан оплачивать налог, если не получил налоговое уведомление. Обязанность по оплате возникает именно с момента получения документа.

Если уведомление было направлено в установленные законом сроки, но налогоплательщик не внес оплату, налоговый орган направляет требование о его уплате. В требование прописывается не только сумма долга, но и размер начисленных пеней. Данный документ, согласно закону, должен быть подготовлен и направлен не позднее 3 месяцев, с момента выявления недоимки.

Если налогоплательщик не погасит сумму долга в срок и сумма задолженности превысит 1 500 рублей, то налоговый орган имеет право обратиться в суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев, с момента образования долга. При этом должник получает копию заявления не позднее дня подачи документов в суд.

Мировой судья выносит приказ единолично, который имеет силу исполнительного документа. Стоит отметить, что судебный приказ выносится без заслушивания каждой стороны и объяснений. Копия приказа направляется налогоплательщику, который согласно закону обязан произвести оплату в течение 10 дней с момента получения.

Если у налогоплательщика не хватает средств, для погашения задолженности по налогам, то взысканию подлежит личное имущество.

С юридических лиц

Для взыскания долга для юридических лиц используют:

  • денежные ресурсы, которые находятся на счетах;
  • имущество предприятия: оборудование, техника или мебель .

Первый вариант – самый простой и оптимальный. При выборе этого варианта налоговый орган подготавливает требование, в котором указывает сумму долга и размер начисленных пеней. Данный документ отправляется налогоплательщику.

С момента получения требования юридическое лицо обязано произвести погашение задолженности по налогам. Если этого не происходит, налоговый орган отправляется в банк, в котором открыт счет юридического лица и отдает решение. Согласно полученному решению долг автоматически списывается со счета.

Второй вариант – это когда оплата долга осуществляется за счет имущества предприятия. Это актуально в том случае, если деньги на счете отсутствуют или их не хватает для полного погашения долга.

В данном случае налоговый инспектор направляет должнику официальное уведомление, в котором сказано, что необходимо погасить долг в установленные законом сроки. После выявления факта, что юридическое лицо не может погасить долг за счет денежных средств, составляется требование.

Составление требование налоговый орган передает в суд и просит погасить сумму долга за счет взыскания имущества.

Только после того, как дело будет передано судебным приставам, осуществляется осмотр имущества, фиксация стоимости и конфискация. Все изъятое имущество будет продано и долги погашены. Также стоит принимать во внимание, что судебные приставы реализуют имущество по минимальной стоимости. Главная цель – быстро продать, что есть в наличии и получить средства.

Второй вариант может длиться по времени до 1 года.

С основаниями для списания кредиторской задолженности ознакомьтесь в статье: списание кредиторской задолженности.

Что делать если транспортный налог оплачен, а задолженность висит? Найдите ответ на этой странице.

Штрафные санкции

Если налогоплательщик не вносит оплату своевременно, то ему могут быть начисленные пени за неуплату, которые исчисляются особым способом. Начисленная сумма пени прибавляется к сумме основного долга. Также стоит отметить, что налоговый орган может начислять пени не только на сумму долга, но и на начисленные штрафы, если они небыли погашены своевременно.

Для определения суммы принимают во внимание две даты: непосредственной даты оплаты и законодательно установленной, до которой налогоплательщик должен был погасить налог. В большинстве случаев пени начисляются за каждый просроченный день.

Для определения размера пени используют величину, равную 1/300 от актуальной ставки рефинансирования, которая действует на отчетную дату.

Формула расчета выглядит следующим образом:

Пеня = (Общая сумма налога * количество просроченных дней * актуальная ставка рефинансирования Центрального Банка) : 300.

Санкции при неуплате налогов

Помимо пеней к должнику, будет быть применена еще одна форма материального наказания – это штрафы. Размеры и способы начисления строго определяются 122 статьей Налогового кодекса. Нарушителю могут быть начислены штрафы, в размере 20% от суммы недоимки. Если выяснится, что действия должника носили умышленный характер, то размер санкций увеличивается до 40%.

Признание задолженности по налогам безнадежной к взысканию

Согласно ст. 59 Налогового кодекса безнадежными к списанию признаются недоимка, начисленные пени и штрафы, которые числятся за налогоплательщиком, в следующих случаях:

  1. Ликвидация организации, в соответствии с законодательством РФ. В этом случае компания не может погасить долг, по причине недостаточности имущества и денежных средств.
  2. Признание банкротом индивидуального предпринимателя, в части недоимки, непогашенной по причине недостаточности имущества.
  3. Принятием судом акта, согласно которому налогоплательщик освобождается взыскания долга в связи с истечением срока взыскания.
  4. Смерти физического лица.

Также считаются безнадежными к списанию штрафы и пени, в случае если на момент принятия решения их уже списали финансовые компании, которые ликвидированы.

Порядок списания недоимки, признанные безнадежными к списанию, предусмотрены 59 статьей Кодекса.

Пресекательный срок

Многих налогоплательщик интересует вопрос, а есть ли предельный срок, в течение которого налогоплательщики могут требовать оплаты долга. Если внимательно изучить Налоговый Кодекс РФ, то можно понять, что точного срока не существует, а такой срок обязательно должен быть.

Тем не менее, на практике зачастую налоговые органы считают, что выставлять требования об уплате налогов и пеней они могут в любое время.

В связи с этим многие налогоплательщики получают требование налоговых органов, за прошедшие года. Возникает вопрос, законно ли данное требование, со стороны сотрудников налоговой службы? Также не ясно, всем известный срок исковой давности, равный 3 года распространяется на налоговые правонарушения?

Стоит отметить, что срок исковой давности, равный 3 годам установлен для гражданских правонарушений, о чем прописано в ст. 196 Гражданского кодекса РФ. Что же касается налоговых правоотношений, то тут стоит внимательно изучить п.3 ст. 2 Гражданского кодекса. Именно там четко сказано, что нормы гражданского права к налоговым правоотношениям неприменимы.

Прямой нормы, аналогично ст.196 Гражданского кодекса, в которой был бы четко прописан срок взыскания задолженности по налогам в Налоговом кодексе нет. В то же время стоит отметить, что срок исковой давности для излишне уплаченной суммы налога или пеней Налоговым кодексом предусмотрен и составляет три года.

Получается, налоговые долги являются бессрочными, и налоговый орган может обратиться для взыскания долга даже спустя 5 или нет лет?

Согласно Налоговому Кодексу РФ налоговая обязанность каждого налогоплательщика действительно является бессрочной. При этом в кодексе предусмотрены сроки, при пропуске которых задолженности может быть признана безнадежной к списанию.

Что касается имущественных налогов (на имущество и транспорт), то в данном случае оговорено одно правило, согласно которому Налоговый орган имеет право начислять налоги только за три налоговых периода. Конечно, это не назвать пресекательным сроком, то, тем не менее, данное правило ограничивает деятельность налоговых органов.

Так что, отвечая на вопрос о пресекательном сроке долгов налогоплательщика, то можно сделать вывод, что он не имеет срока давности.

Возможно ли продление срока исковой давности по кредиторской задолженности, узнайте в статье: срок исковой давности по кредиторской задолженности.

Про задолженность по налогам .

Как узнать задолженность по налогам ИП .

Задолженность гражданина или организации по налогам может быть взыскана ФНС с использованием судебного приказа. Что представляет собой данный документ? Чем грозит, какие правовые последствия формирует его вынесение судом, каким образом налогоплательщик их может избежать и как составить возражение на судебный приказ о взыскании задолженности по налогам?

Что представляет собой судебный приказ?

​Под судебным приказом понимается принятое в порядке приказного судопроизводства постановление, в соответствии с которым то или иное управомоченное лицо (например, государственный орган — такой как Налоговая служба) получает законное право взыскать с должника (например, гражданина или организации) ту или иную денежную сумму в соответствии с законом или договором. В случае, если управомоченное лицо — Налоговая служба, то речь пойдет о взыскании с гражданина или организации неуплаченного налога. При этом, будут применяться положения законодательства РФ об административном судопроизводстве.

Приказное судопроизводство характеризуется:

  • достаточно быстрым рассмотрением иска судом;
  • рассмотрением дела без участия истца (управомоченной стороны, кредитора) и ответчика (обязанной стороны, должника);
  • вынесением постановления при наличии неоспоримых доказательств того, что ответчик чем-то обязан перед истцом (исходя из договора или положений законодательства — как в случае с налогами).

Во многих случаях взыскание долга (в рассматриваемом сценарии — налога) на практике осуществляет Служба судебных приставов. Судебный приказ — тот документ, на основании которого будут действовать приставы.

Судебный приказ на взыскание налога оформляется вне зависимости от величины долга гражданина или организации перед бюджетом. Это отличает «налоговый» судебный приказ, к примеру, от того, что оформляется в рамках гражданского судопроизводства — который может быть применен, только если сумма искового требования в рамках гражданских правоотношений не превышает 500 000 рублей.

Если сумма больше — дело будет рассматриваться в рамках стандартной процедуры гражданского судопроизводства, при которой исковое заявление управомоченной стороны к обязанной рассматривается по существу. Если суд посчитает аргументы истца правомерными, а доказательства ответчика недостаточными, то выносит решение в пользу первого. В этом случае именно соответствующее решение будет основанием для взыскания суммы долга судебными приставами с обязанной стороны.

В административном судопроизводстве подобных ограничений не предусмотрено, но регламентирован ряд сценариев, при которых ответчик — в данном случае, налогоплательщик, может активно защищать свои права.

Рассмотрим более подробно специфику взыскания налоговых долгов с применением судебных приказов.

Судебный приказ как инструмент взыскания задолженностей по налогам: нюансы

Судебный приказ, удостоверяющий право ФНС взыскать с должника не уплаченные в бюджет налоги, издается в общем случае мировым судьей на основании заявления Налоговой службы.

Данное заявление направляется налоговиками в суд при условии, что к тому моменту специалисты ведомства предприняли иные попытки взаимодействия с налогоплательщиком по вопросам долга. Например — в случае, если гражданин или организация, не заплатившие налог, не осуществили его перечисление (дополненное предусмотренными законом штрафами и пенями) по факту получения от ФНС уведомлений или требований об уплате данного налога.

Направить исковое заявление в мировой суд ФНС вправе в течение 6 месяцев с даты невыполнения гражданином или организацией обязанностей по уплате налогов в бюджет. В принципе, возможно продление данного срока — если ФНС аргументирует его пропуск уважительной причиной. Но, так или иначе, крайний срок исковой давности по налоговым долгам, установленный законодательством РФ — 3 года.

На каком основании выдается судебный приказ?

Полезно будет подробнее изучить основания для выдачи мировым судьей приказа на взыскание налоговых долгов.

Как мы отметили выше, одним из условий вынесения судом постановления в формате судебного приказа является наличие неоспоримых доказательств того, что ответчик является обязанным лицом в рамках правоотношений с истцом. В данном случае — доказательств того, что ответчик обязан уплатить в пользу ФНС РФ налог:

  1. Появившийся исходя из наличия в собственности гражданина или организации имущества, облагаемого налогом. Например:
  • недвижимости;
  • транспортного средства.

Только лишь подтверждение того факта, что гражданин или фирма владеют тем или иным объектом, который подлежит налогообложению, будет достаточным доказательством того, что они являются обязанными лицами. Наличие в распоряжении суда документов, удостоверяющих право собственности ответчика, и будет основным доказательством того факта, что налогоплательщик имеет обязательства перед бюджетом.

  1. Появившийся вследствие получения гражданином или организацией дохода. Например:
  • от предпринимательской деятельности;
  • от продажи какого-либо имущества;
  • от получения имущества в дар.

В этом случае перечень возможных доказательств наличия у ответчика обязательств перед истцом может быть существенно более широким. Например, в случае с предпринимательской деятельностью соответствующими доказательствами могут быть выписки с расчетных, персональных счетов налогоплательщика. В случае с продажей или получением имущества в дар — выписки, предоставленные Росреестром (если предмет сделок — недвижимость), по которым может быть определена величина налогооблагаемой базы по имуществу.

Последствия издания судебного приказа

Выше мы отметили, что судебный приказ может быть использован управомоченной стороной — в случае с налогами, ФНС, в качестве основания для обращения в службу судебных приставов по вопросу принудительного взыскания долга. Также судебный приказ ФНС может направить в кредитно-финансовую организацию, в которой открыты счета налогоплательщика: долг в этом случае может быть погашен за счет денежных средств, размещенных на данных счетах.

Вместе с тем, использовать судебный приказ в указанных целях — право, а не обязанность ФНС. Конечно, Налоговая служба данное право, скорее всего, реализует, но, тем не менее, правовые последствия в отношении налогоплательщика наступают не по факту издания судебного приказа, а по факту действий ФНС, использующей данный приказ.

Таким образом, само по себе вынесение рассматриваемого приказа судом каких-либо правовых последствий для налогоплательщика не формирует (хотя и предполагает появление таковых с очень высокой вероятностью). При этом, у ФНС есть 3 года на обращение в Службу судебных приставов или в банк в целях взыскания задолженности у налогоплательщика с задействованием судебного приказа.

В свою очередь, налогоплательщик вправе задействовать механизмы, способные отложить наступление данных правовых последствий. А именно — предоставить возражения на исполнение рассматриваемого документа. Это нужно сделать в течение 20 дней после получения копии судебного приказа.

Изучим более подробно специфику соответствующих возражений.

Возражения по судебному приказу

Если ответчик — в данном случае, налогоплательщик, успеет подать возражения касательно судебного приказа, в мировой суд, рассмотревший иск от ФНС, в течение 20 дней, то соответствующий приказ отменяется на основании определения суда.

В данном определении фиксируется, что истец получает право направить исковое заявление в суд в рамках общего механизма рассмотрения споров в порядке административного судопроизводства.

Копии определения об отмене рассматриваемого документа направляются в ФНС и налогоплательщику в течение 3 дней после вынесения соответствующего определения.

Если судебный приказ будет отменен в силу, того, что должник направил в суд возражения, то ФНС, вероятнее всего, продолжит работу по взысканию долга, но на этот раз уже в стандартном формате административного судопроизводства. Он предполагает, что истец и ответчик будут присутствовать на слушании, предъявлять различные доказательства своей правоты.

Отменить судебный приказ налогоплательщику достаточно просто, но, как правило, гораздо сложнее — доказать свою правоту, и, в свою очередь, необоснованность претензий ФНС. В случае, если дело по налоговому спору будет гражданином или организацией проиграно — обязанной стороне придется понести затраты, представленные (не считая долга перед бюджетом) оплатой расходов ФНС, связанных с представлением интересов ведомства в суде.

Стоит отметить, что касательно данной нормы в среде экспертов, а также на различных уровнях судопроизводства (включая уровень Конституционного суда) наблюдаются достаточно активные дискуссии. Но текущие нормы права, равно как и формулировки судебных постановлений и определений пока что не позволяют говорить о том, что налогоплательщик, проигравший спор с ФНС, вправе рассчитывать на освобождение от уплаты судебных издержек ведомства.

Судебный приказ же не предполагает наличия у истца и ответчика больших издержек, не считая относительно небольшой государственной пошлины, которую уплачивает ФНС при подаче заявления в суд. Сумма данной пошлины обычно включается в общий долг налогоплательщика, а если судебный приказ отменен — возвращается ФНС либо учитывается при расчете пошлин при последующих судебных исках, если они будут подаваться налоговиками.

Если возражения не будут представлены в мировой суд в течение 20 дней, то судебный приказ приобретает полную силу (при условии, что ответчик не предоставит возражения позже, аргументировав их непредоставление в срок по уважительной причине). Истец — в данном случае, ФНС, получает экземпляр приказа, заверенный печатью суда. Данный документ может быть передан в Службу судебных приставов или в банк.

При этом, ФНС может попросить суд сразу направить заверенный судебный приказ на исполнение. В предусмотренных законом случаях документ формируется и направляется в Службу судебных приставов в электронном виде.

Если вам требуется помощь в подготовке документов в суд или составлении юридически грамотного возражения на судебный приказ о взыскании задолженности по налогам, то напишите об этом через форму ниже.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *