Зачет переплаты страховых взносов в 2017 году

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 5 июня 2017 г.

Несмотря на то, что администрированием страховых взносов с 2017 году занимается только ФНС, порядок зачета или возврата в 2017 году переплаты страховых взносов, которая образовалась с 01.01.2017 и до этой даты различаются. Подробнее об этом расскажем в нашей консультации.

Переплата образовалась до 2017 года

Можно ли зачесть переплату по страховым взносам, которая сформировалась на 01.01.2017? Можно, но только по взносам в ФСС и лишь в одном случае: переплата возникла из-за превышения расходов. Так, если осталась переплата по страховым взносам в части взносов в ФСС, которая образовалась по причине превышения выплаченных соцстраховских пособий над суммой начисленных взносов, зачесть такую переплату можно и в 2017 году (п. 2 ст. 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ, Письмо Минфина от 28.04.2017 № 03-15-09/26588). Этот зачет ФНС произведет самостоятельно на основании полученного от территориального органа ФСС подтверждения расходов, заявленных плательщиком страховых взносов. Кроме того, образовавшуюся до 01.01.2017 переплату по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из-за превышения расходов можно вернуть.

А вот переплату по соцстрахованию, возникшую не по причине превышения расходов, а также переплаченные взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, переплата по которым образовалась до 01.01.2017, зачесть не получится. Эти взносы можно будет только вернуть (Письмо Минфина от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564). И сделать это можно будет только при отсутствии задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за периоды, истекшие до 01.01.2017 (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

При этом за возвратом переплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное и медицинское страхование) необходимо обращаться с заявлением. Такое заявление на возврат переплаты по страховым взносам подается в свой территориальный орган ПФР. За возвратом переплаты по страховым взносам ФСС в 2017 году нужно идти с заявлением в территориальный орган Соцстраха (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ). В течение 10 рабочих дней органы ПФР и ФСС принимают решение о возврате и на следующий день передают его в соответствующую налоговую инспекцию, которая уже и производит возврат (ч. 1,4 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

Переплата по страховым взносам возникла в 2017 году

Переплату по страховым взносам, которая возникла уже в 2017 году, можно как зачесть, так и вернуть.

Как зачесть переплату по страховым взносам 2017? Зачет переплаты страховых взносов в 2017 году возможен только по видам страховых взносов (п. 1.1 ст. 78 НК РФ). Это означает, что, к примеру, переплату по страховым взносам перенести на УСН не получится несмотря на то, что и страховые взносы и налог на УСН – федеральные (п. 7 ст. 12, пп. 2 п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 18.1 НК РФ). Не получится зачесть и один вид страховых взносов в счет других. Поэтому произвести зачет переплаты страховых взносов можно только в таком порядке:

  • в части переплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование – в счет будущих взносов на пенсионное страхование, штрафов и пеней по нему;
  • в части уплаченных взносов на обязательное медицинское страхование – в счет будущих взносов на медстрахование, штрафов и пеней;
  • в части излишне перечисленных взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в счет будущих взносов, штрафов и пеней в рамках соцстрахования.

Естественно, в рамках конкретного вида взносов можно зачесть как сами излишне уплаченные или взысканные взносы, так и лишние штрафы и пени по ним.

Зачет или возврат переплаты страховых взносов в 2017 году производится по правилам, которые действовали и до 01.01.2017 для налогов, сборов, пеней и штрафов в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Недоимка — это сумма налога, сбора или страховых взносов, которая не уплачена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 11 НК РФ). Недоимка не является задолженностью по уплате пеней или штрафа за нарушение налогового законодательства, следовательно, она учитывается на счетах соответствующих страховых взносов и погашается по той же статье (подстатье) КОСГУ.

Страховые взносы начисляются и уплачиваются по виду расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» в увязке с подстатьей 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ. Это установлено п. 48.1.1.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее — Порядок № 85н), п. 10.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, (далее — Порядок № 209н).

Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются на счете 303 06 (п. 263 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

Из вопроса следует, что в ходе проверки ФСС РФ в учреждении выявлены не начисленные страховые взносы. Полагаем, причиной могла быть ошибка, которую необходимо исправить.

Ошибка прошлых лет исправляется дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью по счетам учета в период (на дату) обнаружения ошибки. Это установлено п. 28 федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, п. 17 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480.

Инструкция № 157н, предусматривает несколько специальных счетов для исправления ошибок прошлых лет. Необходимо выбирать тот счет, который затрагивался в год совершения ошибки. Если операция влияла на расчеты, необходимо править расчеты, если на финансовый результат, то править его.

Поскольку факт начисления недоимки влияет на формирование финансового результата 2018 г. в части расходов, для исправления ошибки применяется счет 401 29 «Расходы прошлых лет» (п. 298 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские операции по исправлению ошибок прошлых лет инструкциями по бухгалтерскому и бюджетному учету не предусмотрены. Поэтому их следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н).

Операции по санкционированию обязательств учреждений, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных обязательств прошлых лет (п. 310 Инструкции № 157н).

На следующий год не переносятся показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года (п. 312 Инструкции № 157н).

Остатки обязательств текущего финансового года (кроме исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, перерегистрируются в году, следующем за отчетным финансовым годом. Соответственно, неисполненные обязательства 2018 г.подлежат регистрации на основании проверки.

Таким образом, начисление и уплата недоимки по страховым взносам отражаются записями:

Дебет КРБ Х 401 29 213 Кредит КРБ Х 303 06 731 — начислена недоимка по страховым взносам, 66 руб.;

Дебет КРБ Х 506 10 213 Кредит КРБ Х 502 11 213 — начислены неисполненные обязательства, 66 руб. (п. 174 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 502 11 213 Кредит КРБ Х 502 12 213 — начислены неисполненные денежные обязательства, 66 руб. (п. 167 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 303 06 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение забалансового счета 18, (КВР 119, КОСГУ 213) — уплачена недоимка, 66 руб. (п. 73 Инструкции № 174н).

Расходы на уплату штрафов и пеней за несвоевременное перечисление налогов и сборов отражаются по элементу вида расходов виду расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» КОСГУ (п. 48.8.5.3 Порядка № 85н, п. 10.9.2 Порядка № 209н).

В инструкциях по бухгалтерскому (бюджетному) учету не предусмотрено специального счета для учета пеней и штрафов. Согласно п. 259 Инструкции № 157н для расчетов с бюджетами по видам платежей предназначен счет 303 00 (303 02, 303 06, 303 07 и т.д.). Вместе с тем, пени, штрафы и иные санкции могут учитываться на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Применение того или иного счета следует закрепить в учетной политике в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н.

Таким образом, начисление и уплата штрафа и пени по страховым взносам в учете бюджетного учреждения отражаются записями:

Дебет КРБ Х 401 20 292 Кредит КРБ Х 303 06 731 (КРБ Х 303 05 731) — начислены штрафы и пени по страховым взносам, 13,2 руб. и 7,96 руб. соответственно (п. 131 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 506 10 292 Кредит КРБ Х 502 11 292 — приняты обязательства по уплате штрафа и пени, 13,2 руб. и 7,96 руб. соответственно (п. 174 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 502 11 292 Кредит КРБ Х 502 12 292 — приняты денежные обязательства по уплате штрафа и пени, 13,2 руб. и 7,96 руб. соответственно (п. 167 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 303 ХХ 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение забалансового счета 18, (КВР 853, КОСГУ 292) — уплачены штраф и пени, 13,2 руб. и 7,96 руб. соответственно (п. 73 Инструкции № 174н).

Порядок признания в учете и отражения в отчетности событий после отчетной даты установлен федеральным стандартом, утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н (далее — СГС «События после отчетной даты»).

Событие после отчетной даты — это событие, которое имело место в период между отчетной датой и датой подписания и (или) принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения.

События после отчетной даты, информация о которых является существенной, учреждение определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности (п. 2 СГС «События после отчетной даты»).

В рассматриваемом случае, как следует из вопроса, ошибка в начислении страховых взносов за 2018 г. выявлена в начале текущего года. Однако неясно, когда конкретно обнаружена ошибка: до даты принятия отчетности или после.

Если ошибка в показателях бухгалтерского учета за отчетный период (периоды, предшествующие отчетному) обнаружена после отчетной даты, но до даты принятия отчетности, ее можно отнести к событию после отчетной даты при условии существенности. Это следует из пп. 2, 7 СГС «События после отчетной даты».

Критерии существенности устанавливаются учетной политикой учреждения. Учитывая незначительную сумму недоимки полагаем, что рассматриваемая ситуация не оказывает существенного влияния на показатели деятельности учреждения. Следовательно, начисление недоимки не классифицируется в качестве события после отчетной даты, если иное не установлено учетной политикой в части существенности.

GalVka,
«ЭЖ Вопрос-Ответ», 2017, N 6
Вопрос: Может ли осуществляться зачет между страховыми взносами, исчисленными за периоды до и после 1 января 2017 г.? Как происходит возврат переплаты по взносам, возникшей до 2017 г.?
Ответ:
Недоимка
Предположим, что у компании имеется недоимка по взносам, начисленным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ). В 2017 г. у нее образовалась переплата в связи с излишней уплатой страховых взносов по правилам НК РФ. Можно ли зачесть эту переплату в счет погашения вышеуказанной недоимки?
В письме от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564 специалисты финансового ведомства указали, что такой зачет невозможен. Обосновали они это следующим образом. Правила, по которым функции администрирования страховых взносов передаются от ПФР и ФСС России (далее — фонды) налоговикам, установлены Федеральными законами от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее — Закон N 250-ФЗ) и от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее — Закон N 243-ФЗ). Эти правила не предусматривают проведение зачета между суммами страховых взносов, исчисленных в соответствии НК РФ, и страховыми взносами, установленными Законом N 212-ФЗ.
Имеющуюся недоимку компания должна погасить. Отметим, что перечислять ее нужно не фондам, а налоговикам. В совместном письме ФНС России N БС-4-11/1304@, ПФ РФ N НП-30-26/947, ФСС России N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 чиновники разъяснили, что уплата страховых взносов, в том числе за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., должна производиться с использованием КБК, закрепленных за ФНС России. При этом в платежном поручении в качестве получателя указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа.
Если компания самостоятельно не погасила недоимку, она будет взыскана налоговиками в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ). Порядок взыскания страховых взносов в НК РФ такой же, как и в Законе N 212-ФЗ. Он состоит из трех последовательных этапов: выставления требования об уплате взносов, обращения взыскания на средства на счетах в банках, взыскания за счет имущества компании (ст. 46, 47 НК РФ, ст. 19, 20 Закона N 212-ФЗ). Налоговики осуществляют взыскание, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной фондами (п. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ). То есть, если, например, фонд уже выставил требование об уплате недоимки, налоговики не будут повторно выставлять требование, а осуществят взыскание за счет средств на счетах в банках.
Обратите внимание, что в отличие от фондов у налоговиков есть право на приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств для обеспечения исполнения решения о взыскании недоимки (ст. 76 НК РФ).
Переплата
Рассмотрим обратную ситуацию. Допустим, у компании есть переплата по взносам на 1 января 2017 г. Может ли она быть зачтена в счет недоимки по взносам в 2017 г.?
В письме от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564 финансисты разъяснили, что ни Закон N 250-ФЗ, ни Закон N 243-ФЗ не предусматривают возможности проведения такого зачета. Согласно подп. 7 п. 1 и п. 2.1 ст. 32, ст. 33, 78, 79 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять зачет недоимки, пеней и штрафов в порядке, установленном Налоговым кодексом. Этот порядок распространяется только на страховые взносы, которые исчисляются в соответствии с НК РФ. А страховые взносы, установленные Законом N 212-ФЗ, предметом регулирования Налогового кодекса не являются, несмотря на то, что по своей социальной природе и предназначению они не отличаются от страховых взносов, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст. 21 Закона N 250-ФЗ переплату, имеющуюся у компании по состоянию на 1 января 2017 г., можно только вернуть. Для этого надо обратиться в соответствующий фонд с письменным заявлением (п. 1 ст. 21 Закона N 250-ФЗ). Его можно подать и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью. Получив заявление, фонд выясняет, имеется ли у компании задолженность за периоды, истекшие до 1 января 2017 г. Принять решение о возврате излишне уплаченных средств фонд может только при отсутствии каких-либо долгов (п. 3 ст. 21 Закона N 250-ФЗ). Исходя из этого, финансисты пришли к следующему выводу. Если у компании за периоды до 1 января 2017 г. имеется переплата по страховым взносам, но при этом есть недоимка по штрафам или пеням, фонд не вправе принимать решение о возврате переплаты.
Итак, при наличии недоимки по пеням и штрафам для возврата переплаты по взносам компании нужно сначала погасить недоимку. Как уже было сказано выше, перечислять ее надо налоговикам. Погасив недоимку, компания снова должна обратиться в фонд за возвратом переплаты. Решение о возврате фонд принимает в течение десяти рабочих дней с даты получения заявления (п. 1 ст. 21 Закона N 250-ФЗ). На следующий день после принятия решения о возврате оно направляется в налоговый орган (п. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ).
Порядок действий налогового органа после получения решения разъяснен в п. 5.3 письма ФНС России N БС-4-11/1304@, ПФ РФ N НП-30-26/947, ФСС России N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017. Налоговики оформляют заявку на возврат и направляют ее в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Отметим, что в соответствии с п. 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н, возврат производится в срок, не превышающий трех рабочих дней, следующих за днем представления заявки на возврат в орган Федерального казначейства.
О. Мокроусов
Эксперт «ЭЖ»
Подписано в печать
30.05.2017

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-11/2748@ от 14.02.2017

В связи с поступающими массовыми вопросами плательщиков страховых взносов ФНС России разъясняет.

1. По вопросу уплаты страховых взносов и представления отчетности плательщиками страховых взносов — организациями, имеющими обособленные подразделения.

Исходя из положений пунктов 7 и 11 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Принятие решения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно.

На основании подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса плательщик страховых взносов обязан сообщать в налоговый орган о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

Соответственно, обязанность сообщать в налоговые органы о создании обособленного подразделения без наделения его указанными выше полномочиями, у плательщиков страховых взносов отсутствует.

В силу особенностей норм законодательства порядок представления отчетности и уплата страховых взносов и налога на доходы физических лиц организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, различны.

Так, согласно пункту 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.

2. По вопросу уплаты страховых взносов организациями, применяющими «зачетный» механизм.

Согласно пункту 2 статьи 431 Кодекса сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, плательщики страховых взносов уплачивают сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за вычетом расходов по данному виду страхования.

Исходя из положений пункта 9 статьи 431 Кодекса, если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством превышает общую сумму исчисленных страховых взносов по этому виду страхования, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по этому виду страхования на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС России) подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС России в соответствии с порядком, установленным Законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Таким образом, случай, указанный в пункте 9 статьи 431 Кодекса, касается превышения расходов по социальному страхованию на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по итогам отчетного (расчетного) периода. Внутри отчетного периода действует правило пункта 2 статьи 431 Кодекса о том, что сумма взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования.

Одновременно сообщаем, что уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного страхования в случае, если плательщики страховых взносов стоят на учете в налоговых органах в субъектах Российской Федерации, где реализуется пилотный проект, предусматривающий особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты страхового обеспечения.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 в настоящее время пилотный проект реализуется в: Карачаево-Черкесской Республике, Нижегородской области, Астраханской области, Курганской области, Новгородской области, Новосибирской области, Тамбовской области, Хабаровском крае, Республике Крым, г. Севастополе, Республике Татарстан, Белгородской области, Ростовской области, Самарской области, Республике Мордовия, Брянской области, Калининградской области, Калужской области, Липецкой области, Ульяновской области.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести указанное письмо до сведения территориальных органов и плательщиков страховых взносов.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК

В статье рассмотрим недоимку по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФФОМС: процедуру взыскания, срок, а также расчет пени. Плательщики взносов обязательного страхового характера несут обязанность по своевременной уплате страховых сумм в полном объеме, а также по представлению соответствующих бланков расчетов с достоверными сведениями по обязательным страховым платежам.

В случае неисполнения данных обязанностей возникает задолженность перед фондами, именуемая недоимкой. В таких случаях орган контроля формирует требование регламентированной формы для должника по погашению возникшего долга в принудительном порядке.

Недоимка по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФФОМС

Недоимка возникает, если плательщик не перечислит положенную величину страховых пенсионных, медицинских и социальных платежей в срок до 15-го числа включительно за завершившийся месяц. Причем на каждый вид обязательного страхования следует формировать самостоятельную платежку с перечислением средств в пользу фонда.

Ежемесячный обязательный страховой платеж предусмотрен для лиц, выплачивающих вознаграждения наемным работникам и отчисляющих с этих сумм взносы на различные виды страхования (для работодателей, в роли которых могут выступать иностранные или российские юрлица, ИП, частнопрактикующие лица).

Для тех плательщиков, которые не имеют сотрудников, предусмотрены обязательные платежи медицинского и пенсионного характера, уплачиваемые на счета ФФОМС и ПФР в срок до конца текущего года. Данные платежи осуществляются за себя и носят обязательный характер, исчисляются они плательщиками самостоятельно с учетом текущего МРОТ и уровня дохода в части его превышения 300000 руб. в год.

Перечисление социальных взносов не входит в число обязательных платежей для таких страхователей и носит исключительно добровольный характер.

При отсутствии перечислений в установленные даты или при неполной оплате положенных сумм у плательщиков возникает недоимка, требующая взыскания в порядке, определенном в Законе №212-ФЗ. Процедура взыскания для организаций и ИП прописана в 19 и 20 статьях указанного закона, для физических лиц, не образующих ИП – в 21 статье.

Процедура взыскания недоимки

Данный процесс регулируется Законом 212-ФЗ:

  • Ст.19 – принудительное погашение долга денежными средствами должника;
  • Ст.20 – погашение долга имуществом должника, если не достаточно средств на счетах;
  • Ст.21 – погашение долга имуществом для физического лица без образования ИП.

При выявлении недоимки плательщику направляется письменное извещение в виде требования установленной формы:

  • 4-ПФР – для задолженности по медицинским и пенсионным отчислениям (утв. Постановлением ПФР №1п от 11.01.16);
  • 5-ФСС – для задолженности по социальным отчислениям (утв. Приказом ФСС №2 от 11.01.16).

Срок взыскания недоимки по страховым взносам

Данные требования подготавливаются органом, контролирующим своевременность и полноту оплаты страховых сумм плательщиками. Причем закреплены конкретные сроки для направления требований должникам – 3 месяца с моменты обнаружения недоимки.

При этом в момент установления наличия задолженности по взносам за плательщиками указанным органом формируется справка по форме 3-ПФР в части пенсионных и медицинских отчислений и 3-ФСС в части социальных отчислений. Бланки указанных справок утверждены теми же законодательными документами, что бланки требований.

Если наличие недоимки выявлено по факту проведенной проверки страхователя, то требование следует направить в адрес должника в 10-ти дневный срок с даты вынесения решения.

Требование передается либо лично в руки руководителю или ИП (или их доверенным лицам) под расписку, либо путем почтовой передачи заказным письмом, либо в электронном виде посредством соответствующих каналов связи.

Сформированное контролирующим органом требование должно включать:

  • Величину долга на день составления требования (недоимка и пени);
  • Срок для перечисления данной суммы;
  • Основания для взыскания указанной суммы;
  • Меры, которые применятся при неисполнении требования должником;
  • Ссылки на пункты нормативных документов, позволяющих предъявлять данные требования по взысканию недоимки.

Плательщик при получении требования должен погасить недоимку в пределах 10-ти календарных дней, если в самом бланке требования не указан иной временной промежуток.

При отсутствии действий со стороны должника фонд проводит процедуру принятия решения о взыскании суммы долга в принудительной форме, данный процесс регулируется 19-м пунктом Закона №212-ФЗ. На проведение данной процедуры отводится 2 месяца, в пределах которых решение должно быть подготовлено. Не позднее 6-ти дней принятое решение следует донести до самого должника

Чтобы взыскать величину недоимки за счет денежных сбережений, имеющихся на счетах должника, фонд переедет в банковское учреждение, обслуживающее счета этого лица, поручение с указанием суммы долга. По поручению банк в пределах одного дня обязан произвести операцию по списанию необходимой денежной суммы и передаче ее в пользу фонда по соответствующим реквизитам. Если сумма выражена в иностранной валюте, то добавляется еще один день на осуществление процедуры. Если денег на счетах должника не хватает на покрытие возникшего долга, то банк будет их списывать в пользу фонда по факту их поступления.

При отсутствии необходимой суммы денег у должника, недоимка может быть изъята также в виде другого имущества, порядок данной процедуры определен 20-м пунктом Закона №212-ФЗ.

Если двухмесячный срок для вынесения решения пропущен, то вопрос о взыскании недоимки можно перенести в судебные органы. Заявление допускается направить в суд в пределах полугода со дня окончания отведенного срока для погашения долга. Если шестимесячный период пропущен, и причина того уважительная, то срок возможно восстановить через суд.

Как оплатить недоимку по страховым взносам?

При получении требования от фонда страхователю следует посмотреть прописанный в нем срок, отведенный для оплаты задолженности. Если срок не указан, то он признается равным 10-ти дням с момента получения.

Если требование пришло почтовым письмом, то день получения – это 6-й день с даты отправки. Если оно передано лично в руки или передано электронным путем, то срок исполнения следует считать с фактической даты получения.

Следует самостоятельно сформировать платежку на сумму, прописанную в бланке требования от фонда, и оплатить имеющийся долг. Если в отведенный срок данное действие не выполнить, то фонд примет решение о взыскании величины задолженности в принудительной форме с имеющихся банковских счетов. Если же на счетах не окажется денег, то фонд передаст дело в судебные органы, и платить недоимку все равно придется.

КБК для перечисления недоимки, пени и штрафа по взносам страхового характера:

1 09 08000 00 0000 140

Пени по недоимке по страховым взносам

Величину пени по выявленной недоимке орган контроля фондов вычисляет самостоятельно и указывает в требовании, которое направляется должнику. Однако страхователю следует знать, как рассчитывается эта величина. Данное знание пригодится в двух случаях:

  • Для проверки корректности проведенных расчетов фондом;
  • Для исчисления пени при самостоятельном выявлении ошибки и подаче уточненки с целью избежания штрафа.

Формула для расчета пени по недоимке:

Пени = долг по взносам * (ставка рефинансирования ЦБ РФ / 300) * число дней посрочки.

Ставка рефинансирования берется на момент просрочки. Причем при изменении данной величины на протяжении периода просрочки, следует считать пени по каждой ставке отдельно. До 14.09.12 ставка составляла 8%, после 8,25%. В 2016 году ставка рефинансирования соответствует величине ключевой ставки и составляет 11%.

Число дней просрочки считается, начиная с 1-го дня после крайней даты для оплаты взносов по день оплаты включительно.

Пример расчета:

Компания не оплатила в срок взносы в фонды за январь 2016г., возникшая задолженность была погашена 27.05.2016. Последний день для перечисления страховых платежей за январь – 15 февраля. Общая сумма выплат сотрудников за январь составила 300 000 руб. Компания исчисляет взносы по основным тарифам.

Следует рассчитать сумму недоимки по взносам и величину пени к оплате.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *