Задачи политики

Экономические науки/10.Экономика предприятия

К.е.н. Семененко И.М., Кононова Ю.Ю., Петинова В.А.

Восточноукраинский национальный университет им. В. Даля, г. Луганск

Концепция корпоративной социальной ответственности и цели деятельности предприятия

Стремительное развитие технологий, информационная революция и глобальная конкуренция – силы, строящие перед современным бизнесом новые задачи. Маркетинг и стратегический менеджмент – это инструменты достижения предприятием поставленных целей. Каждой организации важно уметь правильно поставить перед собой цели и задачи. Именно они в дальнейшем будут определять ее ценности, направления деятельности, возможности и критерии, используемые для оценки достигнутых результатов и поощрения сотрудников.

В общем смысле, цель – финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс . Непосредственно цель предприятия – это выраженное количественно или качественно желаемое состояние объекта стратегического управления. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цели являются исходной точкой планирования и лежат в основе организационных отношений, на них базируется система мотивации, они являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов организации и ее подразделений .

По направленности все цели предприятия подразделяются на экономические и неэкономические. Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные (например, увеличение доходов) и качественные (например, достижение технологического превосходства). Неэкономическими целями могут быть улучшение условий труда, формирование имиджа предприятия, улучшение благосостояния населения и т. п. В последнее время как одну из неэкономических целей предприятия заявляют социальную ориентацию: всё больше внимания уделяется социальным целям, реализующимся через корпоративную социальную ответственность.

Социальные цели – это так называемые гуманитарные цели – желаемые в будущем взаимоотношения между людьми, как на самом предприятии, так и с общественностью вне предприятия. Социальные цели обуславливают модель поведения по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого предприятия и во внешней среде. Такое поведение должно быть неформально закреплено в корпоративной культуре предприятия.

При определении цели социальная ориентация организации должна рассматриваться с двух точек зрения: с позиции запросов потребителя, т.е. удовлетворения потребности общества в товарах и услугах, и с позиции решения проблем обеспечения устойчивого поступательного развития самой организации при удовлетворении социальных потребностей собственного коллектива. Таким образом, социальная ориентация предприятия – его это направленность как внутрь себя, так и во внешнюю среду.

В последнее время приобретает всё большую популярность термин «корпоративная социальная ответственность» (КСО), которая в мировой практике начала использоваться еще в начале 70-х годов. Тогда возрос интерес к этическим принципам и моральным проблемам, которые могут возникнуть в крупных корпорациях. Начали появляться различные кодексы этики и уставы социальной ответственности, подчеркивающие приверженность корпораций к развитию неэкономических социальных ценностей .

Сегодня в широком смысле КСО представляет собой концепцию, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние собственной деятельности на все заинтересованные стороны общественной сферы (заказчиков, поставщиков, работников, местные сообщества). КСО предполагает выход за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство, беря на себя дополнительную ответственность по принятию мер для повышения качества жизни работников и их семей, и всего местного сообщества в целом. В настоящее время разработан целый ряд руководств и стандартов отчетности, которые служат в качестве основных принципов социального учета (учет воздействия на общество посредством элементов КСО). В некоторых странах существуют специальные законодательные требования к социальному учету, аудиту и отчетности по КСО. Однако четко измерить социальную и экологическую эффективность достаточно сложно, в связи с чем и возникает достаточно споров на тему реальной необходимости КСО и ее значимости для общества.

Сущность и значение КСО с точки зрения ее влияния на внешнюю среду заключается в следующем:

вследствие предоставления потребителям более качественных товаров, работ и услуг по экономически обоснованным ценам, совершенствования систем обслуживания и соблюдения требований, касающихся здоровья и безопасности, растут конкурентоспособность предприятия и ее финансовые показатели, что, в свою очередь, положительно влияет на экономический рост отдельного региона и страны в целом и формирование бюджета;

за счет реализации социально ответственными предприятиями программ по охране окружающей среды и ресурсосбережению происходит снижение вредных выбросов в атмосферу и водные источники территорий, достигается экономия потребляемых ресурсов, что способствует улучшению экологической ситуации в регионе и сохранению его ресурсного потенциала;

в результате соблюдения корпорациями правовых и этических норм ведения бизнеса, точного следования профессиональным стандартам и стремления к добросовестной конкуренции формируется более совершенная рыночная среда региона, создающая условия для роста конкурентоспособности территории в целом;

за счет совместной с органами власти реализации целевых программ и проектов, направленных на содействие социально-экономическому развитию территорий присутствия, повышается эффективность управленческих решений отдельных компаний и региональных властей, достигаются более высокие результаты в области обеспечения качества жизни населения региона .

Влияние КСО на внутреннюю среду предприятия осуществляется за счет обеспечения достойных условий труда и оплаты своих работников, повышения их профессионального уровня и предоставления им комплекса социальных гарантий сверх законодательного минимума. Вследствие этого возрастает мотивация работников, средний уровень их квалификации и производительности труда, а также уровень и качество жизни населения региона в целом, социальная защищенность населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе КСО должна стать неотъемлемым элементом деятельности предприятий. Сегодня руководителям необходимо понимать, что главный капитал – не природные ресурсы, а человеческий потенциал и доверие к предприятию, которые укрепляются и развиваются благодаря эффективному внедрению и управлению политикой корпоративной социальной ответственности.

Литература:

1. Доброхотов А.Л. Цель // Новая философская энциклопедия / А.Л. Доброхотов. — М.: Мысль, 2000.

2. Драчева Е.Л. Менеджмент / Е.Л.Драчева, Л.И. Юликов. — . — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 288 с.

Введение

Политика- важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Она буквально пронизывает все сферы (работу, быт, досуг и т.д.) социальной жизни отдельных людей и их групп, классов, наций. Участвуя в выборах, обсуждая политические проблемы, становясь членами политических организаций, движений, принимая на себя обязанности гражданина, депутата или посла, человек вступает и действует в мире политики, в той или иной форме воздействуя на механизм ее осуществления.

Политика входит в жизнь каждого человека достаточно рано. Человек может не интересоваться политикой, но политика, тем не менее, интересуется им. Судьба человека, его благополучие, достижение поставленных целей каждым и всеми всегда были связаны с ней.

Что же представляет собой политика с точки зрения теории? Какова сущность о основные ее задачи?

Понятие и сущность политики

Мир политики многолик и противоречив, а поэтому понятие «политики» многозначно. Сложность самого явления порождает далеко не однозначные высказывания по поводу его сущности. Естественно поэтому, что в мировой и российской политической и философской литературе бытует множество определений политики. Поскольку политика включает в себя широкий набор различных видов деятельности, социальных соглашений и идей, то ее дефиниции в каждом конкретном случае зависят от целей, которые перед ней ставятся. Можно привести сотни определений политики имеющихся в научной литературе со времен Аристотеля до наших дней, которые различаются между собой ввиду многоаспектности и «неуловимости» самого явления политики.

В обыденном сознании людей так же бытуют разные представления, мнения о политике и политическом. Для одних политика — яркие политические лидеры, личности, выдающиеся руководители государства, радеющие за реализацию интересов и удовлетворение потребностей народа. Для других политика- это множество всевозможных организаций и учреждений, где каждый функционер, чиновник претендует на право управлять людьми и т.п. Для третьих политика – бесконечные схватки различных политических партий, интриги, политические игры, попрание нравственных норм ради обладания властью. Представления, мнения формируются на основе жизненного опыта людей, их непосредственного соприкосновения с теми, кто занят политической деятельностью. И неоднозначность суждений, оценок предопределяется особенностями восприятия личностных общественных явлений и событий, процессов общественной и политической деятельности и сложностью, многообразием самого социального явления- политики.

Понятия «политика», «политическое» восходят своими корнями к древнегреческим терминам, связанным со словами «polis», т.е. «город – государство», «polites» (гражданин), «politea» (конституция), «politicos»

(государственный деятель) и т.д. Все они означают, что смысл политики связан с государством и наполняющим его сообществом граждан, с искусством управления государством.

При всей многозначности данного понятия, когда говорят о мире политики, речь все же идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государством и государственным устройством. Структурными и системными компонентами политики являются политическое господство и управление; конституционное закрепление власти; политические отношения и поведение; механизм правления в рамках различных государственно- политических систем; отношения людей с институтами власти; механизмы обеспечения единства, жизнеспособности и бесперебойного функционирования общества. Функционирование политики в обществе, ее общественное бытие определяется обществом, государством, властью и самой политикой, ее исторически сложившимися универсальными и неизменными свойствами или принципами существования.

Любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства как ее концентрированного выражения. Политика- это сфера деятельности, связанная с отношениями между большими социальными общностями- классами, нациями, социальными слоями и группами. Это свойство политики отнюдь не исключает ее зависимости от действий отдельных личностей, небольших социальных или политических образований. Сущностной чертой политики служит властный характер, присущая ей способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям сообщества людей, реализации их общей воли, интересов и потребностей.

Политика — особый вид регуляции социальной жизни, возникающей на той ступени развития, когда формирование и регулирование жизнедеятельности индивидов на основе норм морали, обычаев, привычек оказывается недостаточным и для сохранения целостности общества требуются более жесткие нормативные регуляторы, функционирование которых поддерживается уже не всеобщим осуждением, порицанием, а силой, принуждением, осуществляемым особыми средствами. Без наличия властных отношений невозможно координирование социальных связей, достижение взаимоприемлемых компромиссов между различными социальными общностями, слоями и индивидами, поддержка целостности и стабильности общества. Поэтому содержание политики состоит в согласовании интересов различных общностей, слоев, групп, выработке правил и норм, обязательных для всех членов общества.

Следует отметить, что конфликт и консенсус составляют две важнейшие характеристики любой политической системы. В сущности политика начинается там, где существуют конфликты. Политика призвана найти пути и средства разрешения возникающих в человеческом сообществе конфликтов. Одним словом, конфликт и политика самым тесным образом связаны между собой. Поэтому на государстве лежит обязанность гасит конфликты между враждующими сторонами, следить за тем, чтобы они не достигли взрывоопасной точки, обеспечивать условия для достижения консенсуса по основополагающим вопросам общественно- политического устройства. Отсюда следует, что политика — отношение, включающее согласие, подчинение, господство, конфликт и состязание между социальными общностями — классами, слоями, группами, объединениями, государствами.

Исходя из выделенных выше свойств, политику можно определить как объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и отдельных лиц в делах государства, деятельность, направленную на реализацию, отстаивание определенных интересов и связанную с устремлениями к обладанию и использованию власти.

Это определение не является исчерпывающим, ибо слишком многопланова эта сфера. Но основной смысл явления политики оно передает. Для того чтобы составить более или менее полное представление о политике как сфере проявления власти и сфере приложения особых сил власти, надо хорошо разбираться в ее явлениях, их сущности, видеть многообразие субъектов о объектов политики, форм, типов, видов, направлений,, областей политики, понимать и уметь формулировать ее задачи, цели, функции, способы и методы реализации, механизмы и средства ее реализации и т.д. Содержание политики состоит в согласовании интересов различных общностей, слоев, групп, выработке правил и норм, обязательных для всех членов общества, граждан государства Политика – ведущее организационное и регулятивно – контрольное универсальное начало жизни общества, проникающее во все сферы жизнедеятельности.

Необходимо подчеркнуть, что центр мира политического составляют государство, власть и властные отношения. С момента зарождения политика складывалась на основе властных отношений: государства- подчинения- управления- исполнения. Без наличия властных отношений невозможно координирование социальных связей, достижение взаимоприемлемых компромиссов между различными социальными общностями, слоями и индивидами, поддержать целостность и стабильность общества. Власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть несомненно представляет средство осуществления политики, основное, организационное и регулятивно – контрольное начало политики. Борьба за власть, за овладение ею и за её удержание – один из основных аспектов политической жизни общества.

Государство – основной политический институт, придающий четкие черты и качества политической власти, делающий её устойчивой. Эффективность политики часто рассматривается как проблема эффективности государственной власти, потому что государственная власть наиболее значима для общества. Государство существует там , где есть политика. Государство занимает особое место в мире политического как стержневой элемент, вокруг которого объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес, оно – главный инструмент реализации власти.

Субъектами, проводящими политику, выступают, прежде всего, государство с разветвленной системой его организационных структур, политические партии и другие общественные организации, участвующие в формировании и развитии государственной политики. К сфере политики принадлежат вопросы государственного строя, управления государством, определения форм, задач, типов, видов, направлений политической деятельности и т.д. В политике находят выражение коренные интересы социальных общностей, слоев – классов, наций, коллективов, их взаимоотношений по поводу власти.

Необходимость и задачи политики

Политика возникла более 2,5 тысячелетий назад. Термин «политика» ввел в оборот Аристотель (384-322 гг. до н. э.). По его определению, политика — это цивилизованная форма общности, которая служит достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Тогда под политикой понималась вся общественная жизнь.
Политика является наукой и искусством. Наукой она считается с того времени, когда человечеству стали известны законы общественного развития, используя которые, можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. Политика является искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости и фантазии людей.

Когда и в результате чего возникла политика? Необходимость регулирования общественной жизни осознавалась людьми с давних пор. Однако в первобытных обществах организующей силой выступали естественные регуляторы жизни — кровнородственные связи, образцы поведения из мифологии, религиозные нормы, обычаи, традиции, нравы. Позднее же, по мере развития человеческие отношения между людьми все более усложняются. Возникая, частная собственность,
разъединяет людей.
С развитием человечества отношения между людьми все более усложняются:

-Усиливается имущественное расслоение обществ

-Складываются различные социальные группы

-Растут взаимосвязи и разногласия между людьми

-Возникают отдельные страны и трения между ними

В результате естественных регуляторов человеческих отношений становится недостаточно. Нужна особая социальная сила, которая с помощью инструмента власти могла бы обеспечить реализацию интересов людей и общества. Такой силой становится политика.
Таким образом, без политики существование человека невозможно. Политика помогает людям строить отношения менее конфликтно, более гуманно и цивилизованно.
Однако с глубокой древности и по настоящее время с этой точкой зрения соперничает взгляд на политику как на «грязное дело». Действительно, в нашей стране и за рубежом «грязность политиков» подтверждается многими фактами. Как по отношению их друг к другу (ложь, клевета, подлог, взятки, интриги, заговоры, физическое уничтожение), так и по отношению к «простым» гражданам (обман, коррупция, казнокрадство, жестокость и др.). А отсюда вытекает необходимость овладения людьми политической культурой.

Как отмечалось, политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными общностями- классами, нациями, социальными слоями и группами. Однако не все и не всякие отношения между классами и социальными общностями имеют политический характер. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредственно связанно с проблемой власти. Поэтому одна из главных целей в политике — устройство государственной власти.

Политика призвана реализовать следующие задачи:

-Во-первых, регулировать взаимоотношения людей, особенно на уровне социальных групп (классы, нации, возрастные и профессиональные группы, представители разных идеологий).

-Во-вторых, разрабатывать законы и другие нормативные акты для нормального функционирования общества.
-В-третьих, осуществлять управление и контроль за развитием социальных процессов.
-В-четвертых, политика предполагает наличие власти в руках политиков и борьбу за власть между ними.

Заключение

В своей работе я подробно рассмотрела сущность, необходимость и задачи политики. Показала всю многогранность и противоречивость мира политики. И пришла к выводу, что без политики существование человека просто невозможно.

Неудахина Ю.Г. Обеспечение устойчивого развития как стратегическая цель

региональной политики Дата: 31/03/2011 Номер: (27) УЭкС, 3/2011

Аннотации: Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой. Стратегической целью региональной политики Российской Федерации является обеспечение устойчивого развития региона, предполагающего достижение высокого качества жизни населения.

Ключевые слова:устойчивое развитие, региональная политика, государственное регулирование, стратегия, стратегическая цель, государственной концепции региональной политики.

Неудахина Юлия Г еннадьевна ассистент

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им В.М.

Кокова

В связи с тем, что само понятие «региональная политика» многогранно и многовариантно, общепризнанной устоявшейся формулы, однозначно определяющей эту дефиницию, до сих пор нет. Это обстоятельство порождает множество возможных подходов как к самому понятию, так и, разумеется, к методам ее осуществления. В любом случае, политика — это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формулируются, отстаиваются и защищаются. Из данной методологической предпосылки можно сделать вывод: региональной

политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих

регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж-и внутрирегиональных связей . Каждая политика не только выражает единые интересы, но и консолидирует интересы различные. Поэтому всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика в той мере эффективна, в какой достигнут компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

Таким образом, региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой. Региональная политика, представляя собой составную часть национальной стратегии социальноэкономического развития страны, имеет для России исключительно важное значение: вследствие огромных различий природно-географических, социальнодемографических, экономических и других условий на ее территории, унифицированный подход к регионам невозможен. Чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях -угроза самому существованию государства, способная привести к его распаду. Таким образом, региональная политика, призвана ослабить внутреннюю социальную напряженность, сохранить целостность и единство страны.

Следует различать региональную политику, намечаемую и проводимую самими регионами (то, что должно осуществляться для согласованного и взаимонеразрушающего развития на конкретной территории с учетом местных условий) и государственную региональную политику, призванную обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Только при таком подходе может быть создана реальная основа для становления ясной и непротиворечивой государственно-местной региональной политики, обеспечивающей согласие в обществе с учетом интересов, как государства, так и регионов. При этом осуществление государственной политики развития регионов ложится на Центр, а внутрирегиональной политики — на региональные и местные власти. Следует отметить, что цели, которые в этом процессе ставятся на разных уровнях, не всегда совпадают .

Так, когда Центр выбирает приоритетные направления деятельности, например, СКФО, то выбираются приоритетные отрасли округа (добывающие отрасли, развитие транспортных артерий для трансграничных акций,АПК, рекреационнооздоровительный комплекс), развитие которых не всегда учитывает интересы местного населения по сохранению окружающей среды. А региону необходимо развивать такую экономику, которая обеспечивает, в первую очередь экологическое благополучие для сохранения малочисленного народа, обитающего в этом регионе, и социально-экономическую стабильность этноса, достижение стратегически перспективной устойчивости региона. Ясно, что такая стратегия может базироваться только на экологизации производства и инновационном развитии. Смена парадигмы регионального развития должна заключаться в «выравнивании не через перераспределение, а за счет создания нормального репродуктивного процесса в самих регионах и нацеленность на самообеспеченность. Многое зависит от умения ученых представить идеи в форме технологий, алгоритмов, моделей развития и от стремления региональных властей использовать интеллектуальный потенциал»

В нашей стране главной задачей государственной концепции региональной политики

является сохранение единого федеративного государства. К сожалению, в последние годы государственная политика была направлена на решение краткосрочных задач и ликвидацию критических ситуаций, а не на устранение или смягчение территориальных диспропорций. При предоставлении территориальным единицам льгот большую роль играли субъективные факторы: административная настойчивость местных органов руководства, а не взвешенные экономические расчеты или результат продуманной тактики и стратегии проведения региональной политики. Препятствием для повышения государственного регулирования развития территорий являлась также и ведомственная раздробленность в выработке направлений и реализации региональной политики, несогласованность действий федеральных, региональных органов и органов местного самоуправления. Принимаемые законы, директивы и указы, связанные с федеральной помощью, бюджетно-налоговой системой, часто противоречат друг другу, и более предназначены для тушения «пожаров», нежели для проведения региональной политики как последовательной и логичной системы. Хотя постепенно контуры нормативной и правовой базы региональной политики проявляются в различных законах, договорах о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеративном Договоре и т.д..

Если обычно задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер, то качественно новые задачи современной российской региональной политики, проводимой в период окончательного перехода к рыночной экономике, обусловлены следующими обстоятельствами:

1) изменилось соотношение центрального и региональных уровней управления;

2) Федеральный договор изменил принципы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами, расширил хозяйственную компетенцию субъектов Федерации; вместе с тем актуальной задачей стало сохранение целостности России как объекта государственной, в том числе региональной, политики;

3) окончательно произошел переход от административной системы управления к системе преимущественного рыночного регулирования.

Следует, на наш взгляд, различать стратегические задачи и стратегические цели регионального развития. Стратегическими задачами в настоящее время являются:

• реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городов путем модернизации их инфраструктуры;

• преодоление депрессивного состояния ряда агропромышленных регионов; возрождение малых городов и российских сел, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных и иных земельных угодий;

• стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов;

• продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах страны преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств, с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;

• стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств, в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирования

особых экономических зон, различного типа (в том числе технополисов, как региональных центров внедрения достижений науки);

• переспециализация приграничных регионов; развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные, структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик, краев и областей.

Стратегической целью региональной политики Российской Федерации является обеспечение устойчивого развития региона, предполагающего достижение высокого качества жизни населения .

Основные задачи стратегии составляют сочетание поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории; развитие специализации хозяйств и регионов с одновременным укреплением единого экономического пространства РФ, государственную поддержку регионов с наиболее сложными социально-экономическими и демографическими условиями, продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных районов России. Сюда также относятся осуществление функций экономического, политического, правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную самостоятельность регионов, становление региональных и общероссийских рынков; приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью в Федерации; преодоление претензий отдельных республик на роль субъектов международного права; обеспечение прав национальных меньшинств, коренных, аборигенных и многочисленных народов РФ .

Федеративное государство обязано не просто управлять регионами, а осуществлять регулирующее воздействие: определять общие условия их самостоятельной

деятельности, согласование пропорций федерального и регионального участия, общенациональные интересы и приоритеты развития территорий.

В структуре государственного регулирования развития можно выделить несколько качественно различных направлений. Во-первых, это общеполитическое регулирование, находящееся в русле государственной региональной и национальной политики. Оно определяет сферы самостоятельных и совместных действий, полномочия и ответственность органов власти Федерации, ее субъектов и административно-территориальных образований по всем аспектам развития регионов. Во-вторых, общее экономико-правовое регулирование, осуществляемое через установление общефедеральных правил, процедур и конкретных норм федеральнорегионального разделения собственности, природных ресурсов, финансов (в том числе налогов) как базового условия формирования собственных источников регионального развития и единых федеральных источников для частичного межрегионального распределения. В-третьих, государственная селективная поддержка регионального развития, реализуемая по каналам формульного распределения соответствующих статей федерального бюджета между нуждающимися в такой поддержке регионами, а также посредством финансирования федеральных программ, путем принятия федеральных нормативных актов о дополнительных мерах оказания государственной помощи тому или иному региону. В-четвертых, косвенная государственная поддержка регионального развития, оказываемая в связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и т.п. .

Региональный аспект управления, который должен быть положен в основу программы территориального развития, с необходимостью включает в себя совершенствование, обновление правовой основы взаимоотношений федерального центра и регионов как на уровне общетеоретической трактовки понятия «государственная собственность», так и на уровне модернизации законоположений, регулирующих правовой режим финансовых (налоговых, кредитных, инвестиционных) аспектов взаимодействия двух данных уровней государственного сектора.

Таким образом, необходима в первую очередь правовая регламентация управления государственной собственностью, которая даст возможность органам власти легитимно осуществлять свои полномочия в сфере собственности на основании разделения обязанностей между федеральным и региональным уровнями управленческого аппарата.

Библиографический список:

1. Ганопольский М.Г. Устойчивое развитие региона. Вопросы методологии и социокультурный контекст. Тюмень: Изд. ИПОС СО РАН, 2010.64 с.

3. Иванов М.И. Накопление и эффективное использование человеческого капитала как фактор конкурентоспособности сельского хозяйства РФ / Иванов М.И. // Экономика и управление 2008. № 3.-с.282.

4. Иванов П.М. Устойчивое региональное развитие: концепция и модель // Экономика и математические методы. т.42. — №2, 2006.

Базовые цели и задачи социальной политики

Развитие социальной политики государства существует при условии постоянного вмешательства государства и регулирования им различными социальными сферами жизни.

Определение 1

Под понятием социальная политика часто подразумеваются те действия государства, которые направлены на воздействие профессиональных союзов и других государственных организаций, которые формируют систему общественных отношений.

Важнейшими задачами социальной политики являются:

  • социальная защита гражданина;
  • обеспечение необходимой помощи нуждающимся;
  • обеспечение качественного образования, охраны труда и здоровья;
  • обеспечение экологически-чистых условий проживания;
  • обеспечение квалификацией кадровых рабочих.

К целям социальной политики можно отнести:

  • увеличение гражданского капитала;
  • улучшение уровня жизни и условий труда;
  • минимизирование социально-острых вопросов, ведущих к дискриминации какой-либо группы в социуме;
  • улучшение благосостояния народа;
  • обеспечение социальной защиты;
  • повышение культурного уровня населения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Цели и задачи социальной политики 430 руб.
  • Реферат Цели и задачи социальной политики 270 руб.
  • Контрольная работа Цели и задачи социальной политики 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Однако, существование системы, отвечающей на запросы потребителя и обеспечения условий для отдельного гражданина в достижении определенных социальных целей, еще не могут являться индикатором успешной социальной политики.

Целенаправленная социальная политика как и любая целенаправленная деятельность, проводимая государством, проводится только в случае актуальности социальных запросов. Конкретное понимание социальной политики как целенаправленные действия государства выражают структуру социальных функций государства.

Замечание 1

Таким образом, функцией социальной политикой остается систематизирование и структуризация всех аспектов социальной жизни граждан. Благодаря эволюционированию государственной социальной системы в экономике происходит частичная модернизация отдельных социально-политических структур и элементов.

Если рассматривать функционирование всей экономико-политической системы, то социальная политика, с точки зрения многоплановой государственной системы занимает особое место и играет двойную роль. Первостепенная роль социальной политики в увеличении экономического роста страны, путем достижения удовлетворения социальных потребностей населения. Таким образом, нельзя отделять аспекты социальной жизни от экономических, так как они взаимосвязаны и зачастую определяют одно и тоже.

Второстепенная роль социальной политики в государстве заключается в ее признаке, так как являясь главным фактором экономического роста и экономической деятельности, социальный институт выступает между отдельным человеком и государством, предпринимателем и рабочим и т.д. Другими словами, помимо сугубо экономической выгоды, социальная политика отвечает на большинство поставленных человеком вопросов.

Система управления и реализации социальной политики

Социальные функции любого государства осуществляются посредством социального института на самых разных организационных уровнях. Помимо государственных структур, которые играют важную, но не ключевую роль в данном процессе, к субъектам соц. политики можно отнести и государственные учреждения, создающие правовое поле, на котором осуществление материального обеспечения и предоставление иных видов социальных услуг становится возможным, независимо ни от каких социальных факторов.

Для качественной реализации всего комплекса целей и задачей программ социальной политики — формируется сложная система регулирования структурой и отдельными элементами в представленной гос. системе различными органами. Государство является ключевым и необходимым условием существования предмета социальной политики, так как представляет не только функцию управления общественной сферой в стране, но и подразумевает совокупность всех ее субъектов и регулированию их отношений. Если рассматривать субъекты государства в сфере социальной политики, то их можно разделить на:

  • государственные органы и гос. учреждения;
  • региональные органы самоуправления;
  • внебюджетные финансовые формирования;
  • организации общественного, религиозного, благотворительного и любого негосударственного характера;
  • частный бизнес и вся предпринимательская деятельность, составляющая коммерческую структуру страны;
  • профессиональные кадры;
  • добровольческая и волонтерская деятельность;
  • инициативные проекты отдельных граждан (группы само и взаимопомощи).

Замечание 2

Каждый представленный субъект ориентируется и используется государством для достижения общественно-социальной справедливости, ликвидирования классового неравенства, способствования стабильности и мира в обществе, улучшению благосостояния и уровня жизни людей. Главным объектом государственной социальной политики является население во всех его социально-разных групповых проявлениях. Государственная задача в распределении социальных благ между населением заключается в акцентировании социального обеспечения и защиты граждан на людей с низким достатком, испытывающих по каким-либо причинам нужду, т.е. делая акцент на наиболее низко-обеспеченный социальный класс в стране в целом и на отдельного человека, находящегося в определенной сложной ситуации.

Со стратегической точки зрения объектом соц. государственной политики — социальные процессы, которые возникают в социуме в своем многоплановом и различном по формам проявлениям. Нормативно-правовые акты способствуют формированию и управлению взаимоотношений между различными объектами, элементами и субъектами социальной политики. Таким образом, при принятии конкретных решений данная система дополняется отдельными обще-социальными аспектами, к одним из которых относится важнейшая часть соц. политики — социальная работа. Для осуществления данной программы существуют государственные структуры законодательных и исполнительных ветвей власти.

Социальная политика включает в себя две основные направляющие ее стратегии: научно-познавательная основа и практическо-организационная. Научно-познавательная сфера носит более теоретический характер и существует для подытоживания каких-либо существующих показателей, формируя тем самым тенденцию развития, анализ результатов, рассматривание существующих проблем, решению этих проблем, ответы на актуальные сложившиеся в обществе вопросы и т.д.

Теоретическая основа социальной политики формирует анализ общественного мнения и общественных настроений, которые в той или иной степени устойчивы в определенных социальных группах. Аналитический материал данной сферы способствует выработке конкретных социальных программ, которые будут отвечать на вопросы потребления и способствовать формированию новой концепции государственного управления.

Практически-организационный компонент социальной политики заключается в непосредственном воплощении сложившийся и выработанном программы научно-познавательной сферой политики, а также реализации в социальную жизнь концептуальных положений, стратегических задач и других социально-важных проектов для улучшения общего состояния социально-экономической сферы в государстве.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *