Задолженность учредителям

Для синтетического учета различных расчетов в бухучете предприятия используется счет 75 «Расчеты с учредителями».

Особенности работы со счетом 75

Основное назначение счета 75 в бухгалтерском учете организации сводится к фиксации расчетов с учредителями компании. К числу операций, по которым ведется учет в рамках обозначенного счета, необходимо отнести:

  • вклады в уставный капитал компании на этапе ее создания;
  • увеличение или уменьшение размера суммы уставного капитала;
  • выкуп акций у акционера или их продажа;
  • выплата дивидендных сумм по акциям;
  • предоставление займов и платных копий документов учредителям.

Счет 75 – активно-пассивный. По нему может проходить как положительный, так и отрицательный остаток. В первом случае операции регистрируются по дебету счета, а во втором – по кредиту. Кроме того, на счете отражается общая информация о расчетах с каждым из учредителей. Для ведения полноценного развернутого учета к счету 75 открываются дополнительные субсчета:

  • 75.01 – вклады в уставный капитал;
  • 75.02 – выплата доходов.

Аналитический учет ведется обособлено по каждому учредителю на отдельно открытом субсчете. В дальнейшем показатели объединяются на общем счете 75.

Типовые бухгалтерские проводки к счету 75

Поскольку перечень операций, проводимых по счету 75 весьма широк, выделим только наиболее значимые и часто используемые бухгалтером. Речь идет о следующих проводках:

Корреспонденция по дебету Корреспонденция по кредиту Наименование операции
Расчеты по взносам в УК компании

50, 51, 55

Взносы от учредителей, включая взносы на временные накопительные счета
Фиксация стоимости ОС или НМА на балансе предприятия

01, 04

Приход ОС и НМА

10, 41

Товары, внесенные как вклад в УК, оприходованы
Отражение финансовых вложений, включая акции
Долг по займу зачтен в счет доли УК компании

50, 51

Учредителям выплачена разница, на которую был уменьшен уставный капитал
Долг перед учредителем, выбывшем из состава организации, и распределение оставшейся суммы между остальными учредителями

Существует множество других проводок, связанных с предоставлением займов учредителям, а также продажей или покупкой акций. Их применение самостоятельно регламентируется руководством компании и прописывается в учетной политике.

Пример оформления счета 75

У компании «Аргус» три учредителя. Когда компания только образовалась, каждый из учредителей внес свой вклад в уставный капитал:

  • Ильин – 500 000 рублей;
  • Матвеев – товары на 500 000 рублей;
  • Киреева – акции на 400 000 рублей и материалы на 100 000 рублей.

Через год Ильин решил выйти из состава учредителей и получить свою долю вклада обратно. В результате бухгалтер сформировал следующие проводки:

  • Дт. 51 – Кт. 75 – 500 000 рублей

Взнос в УК «Аргус» от Ильина в виде перечисления с расчетного счета.

  • Дт. 41 – Кт.75 – 500 000 рублей

Товары, поступившие от Матвеевой.

  • Дт. 58– Кт. 75 – 400 000 рублей

Акции, внесенные в УК Киреевой.

  • Дт. 10 – Кт. 75 – 100 000 рублей

Материалы от Киреевой.

  • Дт. 75– Кт. 80 – 1 500 000 рублей

Сформирован уставный капитал, полученный от всех учредителей.

  • Дт. 81– Кт. 75 – 500 000 рублей

На балансе отражен долг перед Ильиным, который появился после решения учредителя выйти из состава компании.

Резюме: при наличие у организации нескольких учредителей, их взносы сначала приходуются, а затем из них формируется общий уставный капитал. Все процедуры по приходованию поступивших сумм и ТМЦ, а также по их расходованию, фиксируются при помощи счета 75.

Имущество организации – активы и пассивы.

  • E-mail

Подробности Подробности Категория: Статьи по бухгалтерскому учету Опубликовано: 02.02.2014 21:23 Administrator Просмотров: 22072

Имущество организации – активы и пассивы.

Прежде, чем приступить к самому интересному, а именно к бухгалтерским счетам и проводкам, нужно понять, что собой представляет имущество предприятия. Этим вопросом мы займемся в данной статье, если конкретнее, то разберемся с такими понятиями, как активы и пассивы предприятия. Что относится к активам, а что к пассивам? Если вы без проблем сами можете ответить на этот вопрос, то смело можно пропускать данную статью и переходить к следующей. Те же, кто не видит особую разницу между этими двумя понятиями или сомневается в том, к чему относится то или иное имущество предприятия, должны тщательно изучить представленную ниже информацию. Активы и пассивы – это то, на чем держится весь бухгалтерский учет.

Всё то, что есть у организации (основные средства, материалы, долги, денежные средства), подразделяется на активы и пассивы. Очень важно научиться при взгляде на объект предприятия точно определить актив это или пассив. Почему это так важно?

Активы и пассивы баланса:

Самый главный отчет, который показывает, насколько правильно ведется учет на предприятии – это бухгалтерский баланс. Когда баланс сходится, бухгалтер счастлив! Что значит — сошелся баланс? Прежде всего, это означает, что сумма всех активов предприятия равняется сумме всех пассивов. Баланс состоит из двух столбцов, один из них как раз и называется «актив», а другой «пассив». При составлении баланса бухгалтер распределяет данные бухучета по этим двум столбцам. Если по окончании распределения имущества предприятия, суммарная цифра в первом и втором столбце совпадает, то баланс сошелся. Получается для того, чтобы составить правильно баланс, нужно понимать, что к чему относится. Поэтому на данном этапе будет важным разобраться, что значит пассив и актив, что же все-таки отнести к первым, а что ко вторым. Также с помощью дальнейших рассуждений мы разберемся, почему актив равен пассиву.

Разница между пассивом и активом:

Активы предприятия:

Те объекты, которыми владеет предприятие, и которые оно использует в экономической деятельности с целью получения прибыли, называются активами. То есть это все то имущество предприятие, с помощью которого предприятие планирует получить прибыль.

Например, станок – это основное средство, используется в производственной деятельности для создания продукции и дальнейшей ее перепродажи.

Ценные бумаги – также актив, так как с них в дальнейшем планируется получить прибыль.

Сырье, материалы – аналогично, используются в производстве для дальнейшего получения прибыли.

Товары – закупаются с целью их дальнейшей перепродажи и получения выручки.

Готовая продукция – аналогично.

Дебиторская задолженность – задолженность перед предприятием других контрагентов, то есть это средства, которые организация в будущем планирует получить, то есть также экономическая выгода предприятия.

Денежные средства – думаю, и так понятно, что это актив, который в дальнейшем предприятие вложит в закупку товаров, производство и т.д. с целью получения прибыли.

Склад – также актив, так как используется для хранения товаров, которые предприятие потом реализует с целью получения прибыли.

Пассивы предприятия:

Активы не возникают внезапно из воздуха, они все откуда-то берутся, их источники возникновения – это и есть пассивы. Таким образом, пассивы формируют активы, подтвердим это, проанализировав несколько примеров:

Уставный капитал – вклады учредителей, которые становятся стартовым капиталом в деятельности предприятия (то есть пассив «уставный капитал» формирует актив «денежные средства, ТМЦ» в зависимости от того, каким образом делаются взносы учредителей).

Кредиты, займы – еще один пассив, в результате взятия кредита мы получаем денежные средства, на которые может купить товары, отремонтировать станок, построить новый офис и т.д. То есть кредит – это источник формирования активов.

Добавочный капитал – дополнительные финансовые средства, которые появляются в процессе деятельности организации, например, за счет переоценки основных средств. Данные средства будут являться источником для, допустим, закупки материалов для производства, то есть, несомненно, добавочный капитал – это пассив.

Нераспределенная прибыль – это чистая прибыль организации за год, в дальнейшем может быть использована для закупки материалов, основных средств или их модернизации, ремонта и т.д., соответственно, также является пассивом.

Теперь обобщим, что относится к активам предприятия, а что к пассивам.

Активы:

  • движимое и недвижимое имущество;
  • основные и производственные фонды;
  • товарно-материальные ценности;
  • денежные средства;
  • дебиторская задолженность;
  • ценные бумаги.

Пассивы:

  • уставный капитал;
  • нераспределенная прибыль;
  • резервы;
  • кредиты и займы у других предприятий и физических лиц;
  • кредиторская задолженность;
  • налоги и пр.

Активы и пассивы предприятия тесно связаны друг с другом. Если изменяются первые, то, соответственно, на эту же сумму изменяются и вторые. Причем при увеличении активов, пассивы также увеличиваются на ту же сумму. Аналогично и при уменьшении. Именно поэтому в бухгалтерском балансе итоговая величина активов должна быть равна итоговой величине пассивов.

Чтобы отследить процесс одновременного изменения обеих величин, а также подтвердить равенство пассива и актива, рассмотрим пример.

Организация покупает товар на продажу на 100 000 рублей. Товар будет являться активом предприятия, в результате покупки товара активы предприятия увеличились на 100 000 руб. (появился товар на складе). Одновременно с этим появилась дебиторская задолженность предприятия перед поставщиком товара в размере 100 000 руб., данная задолженность – это пассив предприятия, то есть в результате покупки увеличились пассивы на 100 000 руб. Пример подтверждает сказанные выше слова.

Продолжим немного наш пример: предприятие оплачивает долг поставщику в размере тех же 100 000 рублей. В результате этой хозяйственной операции уменьшилось количество денежных средств на расчетном счете организации (то есть уменьшились активы на 100 000 руб.), при этом уменьшилась величина дебиторской задолженности перед поставщиком (то есть уменьшились пассивы на все те же 100 000 руб.). Опять правило подтверждается: при уменьшении активов пассивы также уменьшились на ту же сумму.

Таких примеров можно привести великое множество. Все они будут подтверждать одно и то же правило: общая величина активов на предприятии всегда равна общей величине пассивов. Если же в конце года активы и пассивы бухгалтерского баланса выявили расхождения в этих показателях, то где-то вы допустили ошибку. Скорее всего, какая-то хозяйственная операция была не верно отражена, то есть не правильно составлена проводка, не правильно выбраны бухгалтерские счета для этой проводки.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 13 января 2017 г.

Общие вопросы учета денежных средств и расчетных операций мы рассматривали в нашей консультации. В этом материале подробнее остановимся на бухгалтерском учете расчетов с учредителями.

Счет 75 «Расчеты с учредителями»

Для ведения бухгалтерского учета расчетов с учредителями и акционерами предназначен счет 75 «Расчеты с учредителями» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению на этом счете обобщается информация о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т.п.):

  • по вкладам в уставный (складочный) капитал организации;
  • по выплате доходов (дивидендов) и др.

Предполагается открытие субсчетов к счету расчетов с учредителями:

  • 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;
  • 75-2 «Расчеты по выплате доходов» и др.

Так, к примеру, сумма задолженности по оплате акций при создании акционерного общества или величина уставного капитала, зафиксированная в учредительных документах создаваемого общества с ограниченной ответственностью, отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 75-1 – Кредит счета 80 «Уставный капитал»

При фактическом поступлении вкладов дебетуются счета учета вносимого имущества, а кредитуется счет 75:

Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 51 «Расчетные счета» и др. – Кредит счета 75-1

Внесение вкладов в уставный капитал следует отличать от внесения дополнительных средств участниками, к примеру, на пополнение оборотных средств.

Так, денежные средства, поступившие как финансовая помощь учредителя, в бухгалтерском учете организации будут отражены так:

Дебет счетов 50 «Касса», 51, 52 «Валютные счета» и др. – Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Учет расчетов с учредителями по выплате доходов

Представим основные бухгалтерские записи, связанные с выплатой доходов участникам.

Начисление доходов от участия в организации учитывается в бухучете так:

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль» — Кредит счета 75-2

Сумма удерживаемого НДФЛ или налога на прибыль из начисленного участникам дохода отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 75-2 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Выплата доходов участникам будет отражена проводками:

Дебет счета 75-2 – Кредит счетов 51, 52 и др.

Аналитический учет расчетов с учредителями

Инструкцией по применению Плана счетов предусматривается, что аналитический учет на счете 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю (участнику), за исключением учета расчетов с акционерами — собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.

Расчеты с учредителями в балансе

Ответ на вопрос, «Расчеты с учредителями – актив или пассив?» зависит от типа задолженности по счету 75. Ведь счет 75 – активно-пассивный. Это допускает наличие задолженности как по дебету данного счета, так и по кредиту. Так, к примеру, задолженность учредителей по взносам в уставный капитал отражается по дебету счета 75, а задолженность организации по выплате дохода участникам – по кредиту счета 75. Соответственно, в первом случае дебетовое сальдо счета 75 в бухгалтерском балансе будет отражено в активе по строке 1230 «Дебиторская задолженность», а во втором, кредитовый остаток счета 75, – в пассиве по строке 1520 «Кредиторская задолженность» (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *