Закон о страховых взносах 2018

Страховые взносы в 2018 году: что нового?

06.06.18

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 04 (099), июнь 2018

Прошло больше года с момента передачи части функций по администрированию страховых взносов налоговым органам. Компании столкнулись с массой проблем, связанных с переносом остатков по расчетам, разногласий в данных налоговой инспекции и фондов, разницей в подходах к сдаче отчетности и многими другими. Для того, чтобы их разрешить, разберемся в нюансах изменений.

Нормативная база по изменениям

В закон № 243-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» введена гл. 34 НК РФ «Страховые взносы» разд. XI «Страховые взносы в РФ». Теперь понятие страховых взносов, права и обязанности плательщиков, элементы обложения страховыми взносами, льготы и особенности уплаты страховых взносов отдельными категориями плательщиков определяются в разд. XI НК РФ.

Также были приняты следующие поправки в Законе № 250ФЗ от 03.07.2016:
— от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ»;
— от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
— от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
— от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»;
— от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
— от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Плательщики страховых взносов

Было: ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ.
Стало: ст. 419 НК РФ. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ содержит более детализированный перечень плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам:
— индивидуальные предприниматели;
— адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой;
— арбитражные управляющие;
— оценщики;
— медиаторы;
— патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Если плательщик взносов относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию. НК РФ не содержит положений, согласно которым федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов (п. 2 ст. 5 № 212-ФЗ).

Все работодатели (кроме работодателейфизлиц) обязаны вести трудовые книжки на каждого работника (ст. 309 ТК РФ)

Объект обложения страховыми взносами

Было: ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ.
Стало: ст. 420 НК РФ.

П. 1 ст. 420 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций и ИП признаются выплаты:

1) в рамках трудовых отношений и по гражданскоправовым договорам, предмет которых — выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам.

Не являются объектом обложения страховыми взносами:

1) выплаты по гражданскоправовым договорам, предметом которых признается переход права собственности или иных вещных прав на имущество, и договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров, перечисленных в подп. 2, 3 п. 1 ст. 420 НК РФ (п. 4 ст. 420 НК РФ);

2) выплаты в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по трудовым договорам; договоры должны быть заключены с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенных за пределами территории РФ (п. 5 ст. 420 НК РФ);

3) выплаты добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» гражданскоправовых договоров на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ (п. 6 ст. 420 НК РФ);

4) выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или гражданскоправовым договорам, предмет которых — выполнение работ, оказание услуг, в связи с участием в мероприятиях по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года (п. 7 ст. 420 НК РФ).

База для исчисления страховых взносов

Было: ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ.
Стало: ст. 421 НК РФ.

База для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов работодателей определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

В базу для исчисления страховых взносов не включаются выплаты, освобожденные от обложения взносами (их перечень приведен в ст. 422 НК РФ).

Исчисление страховых взносов

Согласно п. 3 ст. 421 НК РФ для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, устанавливаются:
— предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; эта предельная величина подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года, исходя из роста средней заработной платы в РФ (п. 4);
— предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; На период 2017–2021 годов такая предельная величина устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в РФ, увеличенного в 12 раз, и применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (п. 5).

На 2018 год ограничения составили:
— на обязательное социальное страхование — 815 000 рублей;
— на обязательное пенсионное страхование — 1 021 000 рублей.

Положение п. 5 ст. 421 НК РФ не применяется при исчислении страховых взносов:
— на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, установленным ст. 428 НК РФ; — на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности согласно ст. 429 НК РФ.

Размер страховых взносов

Тарифы страховых взносов в 2017–2018 годах:
1) на обязательное пенсионное страхование — 22%; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10%;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%;
3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

В п. 1 ст. 422 НК РФ представлен перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами

Размеры пониженных и дополнительных тарифов остались без изменения. Ставка 30% будет действовать по 2020 год включительно (ст. 425, 426 НК РФ). Продление тарифа предусмотрено Федеральными законами от 27.11.2017 № 361-ФЗ и от 28.12.2017 № 428-ФЗ.

Организации на упрощенке имеют право на пониженные взносы. Но после обновления ОКВЭД с 2017 года изменились названия льготных видов деятельности. Из-за этого страхователи сомневались, останется ли у них льгота. Например, неясность была с турагентствами.

Теперь ст. 427 НК РФ переписали по-новому ОКВЭД. Она сохранит все льготы и распространится задним числом на отношения с 1 января 2017 года, а значит, компании не потеряют льготный тариф страховых взносов из-за нового классификатора.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

Было: ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
Стало: ст. 422 НК РФ. В п. 1 ст. 422 НК РФ представлен перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами.

Этот перечень практически полностью дублирует перечень из ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Однако есть и некоторые нюансы. В первую очередь они касаются ограничения в целях освобождения от обложения страховыми взносами размера суточных. Так, согласно п. 2 ст. 422 НК РФ при оплате работодателями расходов на командировки сотрудников как на территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ. Кроме того, в абз. 10 подп. 2 п. 1 данной статьи также есть отсылка к п. 3 ст. 217 в отношении компенсаций в иностранной валюте взамен суточных, выплачиваемых российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания.

Расчетный и отчетный периоды

Было: ст. 10 Федерального закона № 212-ФЗ.
Стало: ст. 423 НК РФ.

П. 1 ст. 423 НК РФ предусмотрено, что расчетным периодом признается календарный год, а в п. 2 этой статьи установлены следующие отчетные периоды:
— I квартал;
— полугодие;
— девять месяцев календарного года.

Ранее в ст. 10 Федерального закона № 212-ФЗ содержалось уточнение в отношении того, что является расчетным периодом при реорганизации, ликвидации, а также в ситуации, когда организация создана после начала календарного года. Теперь в отношении страховых взносов действует общий порядок, установленный НК РФ.

Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений

Было: ст. 11 Федерального закона № 212-ФЗ.
Стало: ст. 424 НК РФ.

Положения ст. 424 НК РФ дублируют норму ст. 11 Федерального закона № 212ФЗ: для организаций и ИП работодателей дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).

Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках (п. 5 ст. 431 НК РФ)

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

По правилам п. 1 ст. 431 НК РФ по итогам каждого календарного месяца в течение расчетного периода производятся:

— исчисление страховых взносов исходя из базы для их исчисления с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов; при этом плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 4 ст. 431 НК РФ);
— уплата страховых взносов за вычетом сумм взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Когда надо уплачивать страховые взносы?

Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ).

Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках (п. 5 ст. 431 НК РФ).

Какой срок установлен для представления отчетности?

Работодателям необходимо представить расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

Расчеты по страховым взносам подаются в налоговый орган:
— по месту нахождения организации;
— по месту нахождения обособленных подразделений организации;
— по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Штраф за непредставление отчетности

Штрафуют плательщиков страховых взносов за нарушение срока сдачи расчета по нормам Налогового кодекса.

В частности, согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, предусмотренного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Организация, которая не согласна с величиной сальдо, может подать заявление о ее корректировке не только в фонды, но и в налоговую

Итоги работы со страховыми взносами за 2017 год

Подводя итоги 2017 года относительно практики по начислениям страховых взносов, можно констатировать следующее:

1. Компании и ИП столкнулись с проблемой правильности переноса остатков по страховым взносам по состоянию на 1 января 2017 года при передаче из фондов в ФНС. При обращении в налоговые инспекции большинство получили ответ, что такую информацию налоговые получили из фондов. При последующем обращении в фонды выяснялось, что никакой задолженности не существует.

ФНС договорилась с ПФР и ФСС, куда обращаться юрлицу для исправления сальдо по взносам на 1 января 2017 года: организация, которая не согласна с величиной сальдо, может подать заявление о ее корректировке не только в фонды, но и в налоговую. Аналогичный порядок можно применять, если юрлицо хочет уточнить сведения о пенсионных и медицинских взносах, пенях и штрафах по расчетным периодам до 1 января текущего года. Таким образом, информация будет уточнена быстрее (Письмо ПФ РФ № НП-30-26/13859, ФНС России № ЗН-4-22/17710@ от 06.09.2017, Письмо ФСС РФ № 02-11-10/06-02-3959П, ФНС России № ЗН-4-22/18490@ от 15.09.2017).

2. В свою очередь, Минфин высказался по поводу, как поступить с переплатой и недоимкой по страховым взносам за периоды до 2017 года. Из разъяснения ведомства следует: переплату по страховым взносам, пеням и штрафам за периоды, которые истекли до 2017 года:
— нельзя зачесть в счет погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам за I квартал текущего года и более поздние периоды;
— можно вернуть, но только если нет недоимки по страховым взносам за периоды до 2017 года и соответствующим пеням, штрафам.

Если у организации есть недоимка по страховым взносам за периоды до 2017 года, а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам, то их нельзя погасить за счет переплаты по страховым взносам за периоды с 2017 года. Страхователю необходимо внести денежные средства, иначе налоговый орган может взыскать их в принудительном порядке (Письмо Минфина России от 01.03.2017 № 0302-07/2/11564).

3. У налоговиков стало больше оснований не принять расчет по взносам. До 2018 года в приеме расчетов по страховым взносам отказывали из-за неверных персональных данных и расхождений сумм взносов в разд. 1 и 3 (п. 7 ст. 431 НК РФ). Однако с 2018 года должны сходиться также суммы выплат работникам и базы по взносам по всем сотрудникам и по компании в целом. В противном случае, расчет не примут (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

4. Нельзя не порадоваться, что Минфин и ФНС пришли к единому мнению по поводу блокировки расчетного счета за неподачу в срок единого расчета по страховым взносам — такая блокировка незаконна (Письмо Минфина России от 12.01.2017 № 0302-07/1/556, Письмо ФНС России от 10.05.2017 № АС-415/8659).

5. Налоговики высказались о порядке уплаты минимального штрафа за непредоставление единого расчета по страховым взносам вовремя – он должен быть уплачен сразу в три адреса:
— по пенсионным взносам — 733,33 руб.; — медицинским взносам — 170 руб.;
— взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 96,67 руб. (Письмо ФНС России от 05.05.2017 № ПА-411/8641) Как тут не ностальгировать по временам ЕСН, когда все платежи по взносам уходили в один адрес, а контролирующий орган сам их распределял между фондами.

6. Уголовный кодекс пополнился еще одной «налоговой» статьей 199.3. Самое мягкое наказание по новому закону — штраф в размере 100 тысяч рублей. Самое суровое — лишение свободы на срок до шести лет. Наказание грозит тем, кто «накопит» недоимку как минимум в крупном размере (Федеральный закон от 29.07.2017 № 250-ФЗ).

7. Верховный суд и Минфин приняли ряд положительных решений в пользу плательщиков страховых взносов, позволяющих компаниям уменьшить по отдельным выплатам платежи по страховым взносам:
— Премии к праздникам носят не стимулирующий, а социальный характер, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий работы. Такие премии не являются элементом оплаты труда (Определение ВС РФ от 27.12.2017 № 310-КГ17-19622).
— Расходы на оплату питания не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующими или компенсирующими выплатами и не включены в систему оплаты труда. Соответственно, они не являются объектом обложения страховыми взносами (Определение СКЭС ВС РФ от 04.09.2017 № 303КГ17-6952).
— Суд признал неправомерным доначисление страховых взносов на сумму арендной платы за жилье для иногороднего работника. Он посчитал, что данные выплаты носят социальный характер. О том, что компенсация расходов на оплату жилья для работника не облагается страховыми взносами, высказывался и ВС РФ (Письмо Минфина России от 19.02.2018 № 0304-06/10129).

Перспективы 2018 года

1. Увеличение ставок по страховым взносам до 34% в 2019 году, ранее предусмотренное Налоговым кодексом, отменено. Ставки в размере 30% оставлены на период до 2020 года. Данный факт не может не радовать по двум причинам: первая — не увеличивается налоговая нагрузка на бизнес, вторая — компаниям нет необходимости пересматривать свои отношения с работниками.

2. Спецоценку условий труда необходимо завершить до конца 2018 года и по ее итогам указать в трудовых договорах класс условий труда. У компаний на это осталось чуть более полугода.

3. В пилотном проекте ФСС новых регионов не будет. Срок действия пилотного проекта ФСС по прямым выплатам пособий продлен по 2020 год включительно. Однако с 2018 года никакие новые регионы не пополнят состав его участников. Таким образом, с 2018 года прямые выплаты пособий от ФСС действуют в 33 регионах России. В остальных, как и в 2017 году, — зачетный механизм (Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 № 1514).

4. Существенное изменение порядка расчета и уплаты страховых взносов для ИП. Теперь все выплаты по взносам у ИП «привязаны» не к МРОТ, а к минимальной сумме платежа, которая определена на период с 2018 по 2020 годы. До порогового значения в 300 000 рублей уплачивается установленный минимальный платеж, а свыше этой суммы — 1% от дохода, но не более восьмикратно увеличенного минимального платежа. Срок платежа взносов с «превышения» перенесен на 1 июля (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335ФЗ).

Подводя итоги всех изменений 2017 года и планов на 2018 год и далее, можно сказать, что все они направлены на постепенное увеличение налоговой нагрузки на бизнес, хотя правительство всячески пытается завуалировать это увеличение различными незначительными послаблениями. Подобная ситуация, к сожалению, приводит к тому, что многие компании и ИП продолжают выводить заработную плату своих сотрудников в «тень», пытаясь хоть как-то выровнять непростую финансовую ситуацию в малом и среднем бизнесе.

Един Константин Викторович,

Аккредитованный преподаватель ИПБ РФ и Палаты налоговых консультантов, член Президентского совета ИПБ РФ, член Общественного совета Министерства финансов и налоговой политики НСО, член Общественного совета при УФНС по НСО

Вебинар «Страховые взносы после передачи в ФНС: проблемы и новые задачи на 2018 год»

Предельная база для начисления страховых взносов для юридических лиц и самозанятого населения в 2018 году

С 2010 года после отмены ЕСН определено понятие предельный размер. Это база для исчисления страховых взносов по установленному тарифу для ПФР и ФСС. Для ФОМС предельный размер базы не устанавливается.

Для ПФР и ФСС установлен предельный размер базы на 2018 год, исходя из средней зарплаты по стране, увеличенной в 12 раз с учетом повышающих коэффициентов к предыдущему 2017 году (п.5 ст.421 НК РФ) и имеет для ПФР размер 1 021 000 руб. и для ФСС — 815 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378). В этой же статье НК РФ предусмотрены повышающие коэффициенты на 2019-2021 г.г.

Для самозанятого населения (в т.ч. ИП, адвокаты, нотариусы) с 2010 по 2017 год базой для начисления страховых взносов считался размер 1МРОТ, в зависимости от его размера на начало года и формулы: 1МРОТ х 26% х 12 месяцев рассчитывался размер фиксированного платежа на год, где 26% — это тариф для работодателей, установленный ст.425 НК РФ (ранее тариф в законе № 212-ФЗ) на общих основаниях (пока до 2020 года общий тариф 22% ст.426 НК РФ).

Но с 2018 года в связи с увеличением МРОТ до размера прожиточного минимума по стране размер ФП для ИП и других лиц этой категории «отвязали» и уточненной ст.431 НК РФ установлен конкретный предельный размер взноса для этой категории на 2018-2020г.г. не более 8-ми кратного установленного размера фиксированного платежа.

Тарифы и порядок уплаты/учета текущих страховых взносов в ФНС в 2017-2018 г.г. для различных категорий плательщиков.

Основной тариф страховых взносов для работодателей определен в размере 34%, где 26% — на ОПС в ПФР в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9% — на ОСС в ФСС в пределах установленной величины взносооблагаемой базы, 5,1% — на ОМС в ФОМС без установления указанной предельной величины (ст.425 НК), но до 2020 г. действует ст.426 НК, где:

  • для ПФР на ОПС тариф общий 22% плюс 10% при превышении предельного размера базы;
  • для ФОМС — на ОМС тариф 5,1% без установления предельного размера базы;
  • для ФСС — на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9% и ОСС на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 1,8%.

Пониженные тарифы установлены ст. 427 НК РФ (подтверждение по новой ред. ОКВЭД). Дополнительные тарифы установлены ст. 428 НК РФ в зависимости от класса вредности, определенного по результатам проведения СОУТ (спецоценки условий труда проводимой в соответствии с законом № 426-ФЗ в срок не позднее 31.12.2018 г. всеми работодателями (для класса 4 — опасный — 8,0%, для класса 3 — вредный от 2% до 7% в зависимости от подкласса, для класса 2 — допустимый и класса 1 — оптимальный — 0%) До проведения СОУТ по результатам аттестации рабочих мест этой же ст. НК РФ установлен тариф 6% или 9% в зависимости от класса вредности.

О результатах проведения СОУТ плательщик страховых взносов отчитывается в ФСС по форме 4-ФСС, а также представляет копию заключения специализированной организации в отдел оценки пенсионных прав территориального Управления ПФР по месту своей регистрации, где ведется наблюдательное дело такого страхователя с 1997 года или позже, учитываются перечни рабочих мест и списки работников, занятых на таких местах для подтверждения им по заключению ООПП права на досрочное пенсионное обеспечение при обращении работника по месту жительства в клиентскую службу, а она запрашивает ООПП и после получения актов от них в комиссии решает вопрос о назначении ДПО.

Штрафные санкции при отсутствии заключения о СОУТ

При отсутствии заключения по СОУТ налагаются штрафные санкции в соответствии со ст.5.27.1 КОАП в виде:

  • предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. – для должностных лиц юридического лица;
  • штрафа от 5 000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
  • штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организации.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет — для должностных лиц;
  • штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток — для предпринимателей;
  • штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток — для организации.

Тарифы и порядок уплаты/учета текущих страховых взносов в ФНС в 2017-2018 г.г. для различных категорий плательщиков

Для самозанятого населения (ИП, адвокаты, нотариусы и другие категории к ним приравненные) размер фиксированного платежа для ПФР на 2017 год составлял сумму 23 400 руб., исходя из расчета по формуле:

1МРОТ (на начало 2017 г.) *26% (общий тариф) * 12 месяцев,

где МРОТ на начало 2017 г. равен 7 500 руб. (был установлен ст.430 НК РФ в прежней редакции до 2018 г.).

При доходе свыше 300 000 руб. уплачивается 1% с сумм, превышающих указанный доход и учитывается по декларации за 2017 год, но не более размера, определяемого как произведение 8-ми-кратного МРОТ, установленного на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ, т.е. на 2017 год не более 187 200 руб., при этом срок уплаты продлен до 1 июля 2018 года (ст.432 НК РФ последняя редакция, ранее в этой же статье был срок до 1 апреля).

Для ФОМС ИП уплачивал за 2017 год фиксированный платеж в сумме 4 590 руб., исходя из расчета по формуле

1МРОТ * 5,1 *12 месяцев,

где 1 МРОТ на начало года равен 7 500 руб. и тариф для ОМС 5,1% со сроком уплаты до 31.12.2017 года (в ранее действующей ред. ст.432 НК РФ).

Для ФСС по индивидуальным предпринимателям размер обязательного платежа не установлен, при необходимости можно было уплачивать добровольные платежи (ст.430 НК РФ).

Для самозанятого населения (ИП, адвокаты, нотариусы и другие категории к ним приравненные) размер фиксированного платежа для ПФР составляет конкретную сумму 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года с уплатой ФП не позднее 31 декабря текущего года (в последней редакции ст.430, 432 НК РФ).

При доходе свыше 300 000 руб. уплачивается 1% с сумм, превышающих указанный доход и учитывается по декларации, но не более размера, определяемого как произведение 8-ми-кратного размера ФП, установленного на 2018-2020 г.г., увеличенного в 12 раз, т.е. на 2018 год не более 212 360 руб., на 2019 год не более 234 832 руб., на 2020 год не более 259 584 руб. с учетом уплаченного размера ФП, установленного на эти годы в срок не позднее 1 июля года, следующего за расчетным (ст. 430, 432 НК РФ).

Для ФОМС ИП уплачивает в 2018 году ФП в сумме 5 840 руб., (без привязки к 1МРОТ), в 2019 году ФП в сумме 6 884 руб., в 2020 году ФП в сумме 8 426 р. (в новой ред. ст. 430 НК РФ).

Для ФСС по ИП-кам размер обязательного платежа не установлен, при необходимости оплаты больничных листов и пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет только добровольные платежи (ст.430 НК РФ).

Результаты предоставления в 2017 году в ФНС расчетов по страховым взносам, а также о том, что изменится в 2018 году

С 1 квартала 2017 года все работодатели обязаны предоставлять в ФНС единый расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений, наделенных правом выплаты заработной платы и уплаты налогов/взносов, а ИП-работодатели по месту жительства (ст.431 НК РФ).

В письме ФНС от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@ «О контрольных соотношениях показателей формы расчета по страховым взносам» есть таблицы с основаниями, по которым могут отказать в приеме расчета.

Если корректировка представлена в 5-ти дневный срок по выявленным расхождениям правильно, то срок предоставления расчета устанавливается по дате представления первоначального расчета (п.7 ст. 431 НК РФ).

Непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета по страховым взносам, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей (ст.119 НК РФ).

Федеральный закон о страховых взносах регулирует такие моменты, как порядок и размеры внесения средств по страхованию в Пенсионный фонд РФ, фонды Социального Страхования и обязательного медицинского страхования. Положения данного документа устанавливают порядок уплаты и учет плательщиков, их права и обязанности. Особое внимание уделяется размерам платежей и тарифам.

Федеральный закон о страховых взносах 212-ФЗ

Федеральный закон 212-ФЗ о страховых взносах в Пенсионный фонд был принят в июле 2009 года. Вплоть до конца 2016 года он постоянно дорабатывался, вносились поправки и изменения. С начала 2017 года данное законоположение утратило свою силу.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

По своей структуре документ разделен на восемь глав. Каждый такой раздел заключает в себе несколько статей, объединенных определенным тематическим аспектом. В итоге документ разделен по следующим категориям:

  • общие положения устанавливают предмет, который регулируется данным законодательным актом, основные понятия, используемые в документе;
  • отдельно оговаривается уплата платежей, устанавливаются плательщики, тарифы и размеры;
  • меры, которые могут быть применены для внесения платежей со стороны плательщиков;
  • права и обязанности последних;
  • контроль и осуществление проверки со стороны уполномоченных органов;
  • случаи нарушения законодательства и полагающаяся ответственность за данное правонарушение;
  • порядок обжалования актов контролирующих органов и право на него;
  • заключительные положения документа — расчет и установка тарифов.

Данное законоположение по Пенсионному и другим фондам призвано ввести регулирование всех моментов, касающихся страхования граждан и соответствующего внесения ими платежей. Несмотря на сложность осуществления, законоположение в полной мере охватывает все поставленные вопросы.

Скачать Федеральный закон о страховых взносах 212-ФЗ в последней редакции

Страховые взносы — что это и порядок их уплаты по закону

Платежи по страхованию в Пенсионный фонд по текущему законодательству — это оплата, которая взимается с граждан во внебюджетные фонды. Далее эти средства перераспределяются и согласно уплаченным средствам предоставляются компенсации в случае наступления страховых ситуаций.

Закон об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд устанавливает определенный порядок начисления и взимания данных платежей. Последний момент регулируется статьями 15 и 16 данного законоположения.

Статья 38 закона о страховых взносах

Статья 38 212-ФЗ разъясняет процедуру оформления результатов проверки плательщиков. Состоит она из пяти пунктов, каждый из которых освещает отдельный момент данного вопроса:

  • порядок действия в случае обнаружения нарушений;
  • оформление результатов по итогам выездной проверки;
  • процедура подписания акта о проведенной проверки и уполномоченные лица;
  • с момента подписания акт в течение пяти дней должен быть предоставлен лицам, по отношению к которым проводилась проверка;
  • право в случае несогласия обжаловать результаты в течение 15 дней.

Статья 38 является частью главы по контролю за внесение платежей по страхованию граждан. Ее регулирующая функция призвана внести порядок действий в процедуру проверки и закрепить за ней правовую основу.

Закон 56-ФЗ о дополнительных страховых взносах

Федеральный закон о дополнительных страховых взносах 56-ФЗ на накопительную часть пенсии регулирует возможность вносить платежи в Пенсионный фонд. Законоположение было принято на несколько месяцев ранее законодательного акта 212-ФЗ.

По своей структуре документ не разделен на главы и представляет собой лишь 17 статей. Именно их содержание отвечает на все поставленные вопросы, начиная с предмета регулирования данным актом и заканчивая всеми возможными вариантами инвестирования в накопительную часть пенсий.

Скачать документ 56-ФЗ в последней редакции

Новый закон о страховых взносах в 2018 году

С первого января 2018 года закон о страховых взносах 212-ФЗ утратил свою силу. Был издан соответствующий указ, согласно которому все страхования по новой системе осуществляются через Федеральную налоговую службу.
С прекращением действия данного законоположения в силу вступает Глава 34 Налогового кодекса. Теперь она регулирует все процессы, связанные с взысканием данного вида платежей. Все тарифы и размеры оплаты по страхованию также устанавливаются положениями данного раздела.
14 статей данной главы показывают, что плательщиками остаются те же лица. Также неизменной остается база, по которой рассчитываются тарифы, а также не меняются сами тарифы, как основные, так и дополнительные.

Закон о передаче администрирования страховых взносов в ФНС

Передача администрирования по вопросам взимания страховых взносов в Федеральную налоговою службу была осуществлена по соответствующему Федеральному закону 243-ФЗ. Данный законодательный акт содержит лишь пять статей, в которых заключается процесс перевода всех прав на взимание и контроль по данным платежам в ФНС.

Сделано это было для упрощения процедуры оплаты. Теперь платежи оформляются вместе с налогами в одну службу. Соответственно эффективность новой системы будет контролироваться и проверяться, по необходимости будут внесены поправки.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *