Земельный участок передан в постоянное бессрочное пользование

Содержание

Передача земельного участка государственной или муниципальной собственности в постоянное пользование

7214

Основания передачи земельного участка в постоянное пользование

Право постоянного (бессрочного) пользования возникает у граждан по отношению к землям, не являющимся их частной собственностью. Полномочия по предоставлению участков в такой вид эксплуатации имеются у муниципалитета и государства. Иными словами, в бессрочное распоряжение можно передать государственную и муниципальную собственность.

Получателями надела вправе стать лишь административные и государственные ведомства. Иногда территории оформляются в бессрочную эксплуатацию юридическим лицам.

Иными словами, передача права бессрочного пользования земельным участком это предоставление пользователям наделов, принадлежащих муниципалитету или государству в распоряжение на постоянной основе без срока давности.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В статье 39.9 ЗК РФ описаны условия, при которых площадь может быть оформлена по договору постоянного пользования. К таковым можно отнести:

  • предоставление земель религиозным учреждениям, для дальнейшей застройки;
  • нахождение на территории строений, являющихся государственной собственностью, владением администрации или юридических лиц;
  • предоставление сельскохозяйственных угодий для предприятий данного направления;
  • предоставление земель компаниям, занимающимся особо значимой деятельностью.

Гражданам наделы в постоянную эксплуатацию не передаются, а те земли, которые были переданы до введения в действия ЗК РФ остаются у них. Более того, такие пользователи получают право переоформить участки в собственность

Предприятия и организации, пользующиеся землями в порядке бессрочной эксплуатации, могут распоряжаться ими по своему желанию, за исключением использования участков в качестве объектов юридически-значимых сделок. Право бессрочного пользования земель заканчивается в том же порядке, как и пожизненное владение.

Решение о передаче земли

Передача земельного участка в постоянное бессрочное пользование осуществляется на основании официального решения. Данный документ принимается распорядителем земельного массива и доводится до сведения заявителя.

Акт оформляется в письменной форме. В документе обязательно должны быть указаны следующие пункты:

  • сведения об участке, включая технические параметры и полное описание земельной зоны;
  • реквизиты владельца территории и пользователя площадью;
  • основания для передачи надела;
  • сроки передачи земли.

Если принято отрицательное решение, в бумаге указываются причины отказа со ссылками на законодательные документы

Порядок передачи земли государственной или муниципальной собственности в постоянное пользование

Передача земель в бессрочную эксплуатацию выполняется в соответствии с установленным порядком:

  1. Подготавливается схема местонахождения участка, если его необходимо образовать, и границы не утверждены.
  2. В уполномоченный орган направляется заявка со стороны претендента о передаче участка в бессрочное пользование.
  3. Администрация выносит решение о начальном согласовании земель.
  4. Участок ставится на учет в Госкадастре.
  5. После вынесения окончательного решения, оформляется договор передачи земли в постоянное пользование и проводится регистрация в Росреестре.

Список документов

Для оформления соглашения о постоянной эксплуатации могут потребоваться следующие необходимые документы:

  • документы участников правоотношения;
  • кадастровый паспорт на землю;
  • межевая схема или проект участка;
  • выписка из БТИ о наличии на территории земель построек;
  • правоустанавливающие бумаги на площадь.

В некоторых ситуациях могут потребоваться дополнительные бумаги по требованию сотрудника исполнительного ведомства. Однако, перечень таких документов строго ограничен законом

Пример по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное пользование

Антон Владимирович являлся представителем религиозного течения, которое было официально зарегистрировано и имело полное право действовать на территории Российской Федерации.

После того как их течение приобрело очень много последователей, руководство задумалось о постройке нового здания для проведения религиозных служений.

Антон Владимирович обратился в администрацию для того, чтобы получить земельный участок в черте города в порядке бессрочного пользования для дальнейшей застройки. На территории планировалось соорудить специальное религиозное помещение.

Через некоторое время мужчина получил отказ, аргументированный тем, что в государстве имеется только одно религиозное направление – православие и земли выделяются только для строений такого типа. Для сторонних религий земли не предоставляются.

Антон Владимирович попытался оспорить принятое решение у руководства административного органа и попросил сделать разъяснение в рамках земельного права, однако данное обращение никаких результатов не принесло, и после получения очередной отписки мужчина обратился уже в судебные инстанции с исковым заявлением. Антон Владимирович просил отозвать принятое решение и предоставить землю в бессрочное пользование для дальнейшей застройки. В результате судебного заседания, с учетом конституционных норм о свободе совести и вероисповедания, суд принял сторону истца и земля была выделена для постройки религиозного сооружения.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Бессрочное пользование территорией дает возможность эксплуатировать земельный надел длительное время.
  2. Получателями территорий являются муниципальные ведомства, госпредприятия, организации, религиозные образования. Земли в бессрочное пользование не выделяются только гражданам.
  3. Если территории были получены до введения в действие земельного кодекса, то граждане имеют право оформить участки в собственность.
  4. Данное право оформляется путем подачи заявки в уполномоченное ведомство и на основании принятого решения.
  5. Такие правоотношения заключаются в виде стандартного договора. Данный документ должен содержать в себе полную информацию об объекте договора — земельном участке и пройти обязательную регистрацию в Росреестре.
  6. Решение принимается собственником земли и представляет собой документ, в котором указаны условия предоставления территории в бессрочную эксплуатацию.
  7. Порядок передачи земельного надела также регламентирован земельным законодательством и включает в себя принятие начального решения и постановку территории на учет в Госкадастре.
  8. Для передачи участка может потребоваться стандартный список документов. В перечень включаются технические бумаги на участок, документы сторон.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное пользование

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Олеся Владимировна, и я являюсь генеральным директором сельскохозяйственного предприятия. Недавно я обратилась в администрацию и подала заявку на получение надела, чтобы построить на территории комплекс по производству мясной продукции.

На мое заявление было вынесено отрицательное решение и причиной отказа стало то, что отсутствует бизнес-план для дальнейшей работы моего предприятия.

Подскажите, является ли данная деталь обязательной и как мне получить территории в постоянное пользование?

Ответ: Здравствуйте, Олеся Владимировна. В статье 39.9 ЗК РФ описаны основания, при которых территории передаются претендентам в порядке постоянного использования. Сельскохозяйственные предприятия являются такими организациями, они вправе претендовать на территорию.

Для этого достаточно подать заявку, получить решение о согласовании границ земельного массива и заключить соответствующее соглашение. Финальным этапом станет регистрация права в Росреестре.

Что касается причины отказа, то она абсолютно не правомерна, поскольку никакого бизнес-плана для оформления соглашения не требуется. Сейчас вы можете повторно подать заявление и обратиться с жалобой к руководству администрации.

Если такие действия не дадут нужного результата, то вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании действий сотрудника администрации неправомерными и аннулировании вынесенного решения.

Список законов

КАЗЁННЫЕ ЗЕМЛИ — в Российской империи категория земель, принадлежавших государству; форма землевладения в Российской империи.

Воз­ник­ли в свя­зи с от­де­ле­ни­ем государственной соб­ст­вен­но­сти от соб­ст­вен­но­сти мо­нар­ха. Во­прос о вре­ме­ни их фор­ми­ро­ва­ния ос­та­ёт­ся дис­кус­си­он­ным: ис­сле­до­ва­те­ли на­зы­ва­ют раз­ные пе­рио­ды — от XV — до начала XVIII веков. Название «казённые земли» впер­вые поя­ви­лось в начале XVIII века при пе­ре­име­но­ва­нии чёр­ных зе­мель, на­се­лён­ных лич­но сво­бод­ны­ми людь­ми, пла­тив­ши­ми государственные по­да­ти.

Окон­чательное юри­дическое оформ­ле­ние казеные земли по­лу­чи­ли с из­да­ни­ем «Сво­да ус­та­вов ка­зён­но­го управ­ле­ния» (1832 год). По ме­ре тер­ри­то­ри­аль­но­го рас­ши­ре­ния Российской им­пе­рии фонд казённых земель уве­ли­чи­вал­ся за счёт вновь при­об­ре­тён­ных зе­мель в При­бал­ти­ке, Поль­ше, на Кав­ка­зе и в Средней Азии, не при­над­ле­жав­ших ча­ст­ным вла­дель­цам. К государству ото­шли зем­ли, кон­фи­ско­ван­ные у РПЦ в хо­де се­ку­ля­ри­за­ции 1764 году. В со­став казённых земель вклю­ча­лись вы­мо­роч­ные вла­де­ния при от­сут­ст­вии на­след­ни­ков.

На­хо­ди­лись в ве­де­нии Департамента государственных иму­ществ Министерства фи­нан­сов (с 1811 года), за­тем Министерства государственных иму­ществ (с 1837 года; с 1894 года Министерство зем­ле­де­лия и государственных иму­ществ, с 1905 года Главное управ­ле­ние зем­ле­уст­рой­ст­ва и зем­ле­де­лия, с 1915 года Министерство зем­ле­де­лия).

Све­де­ния о казённых землях бы­ли не­пол­ны­ми и не­точ­ны­ми; мас­штаб­ное ме­же­ва­ние казённых земель на­ча­лось в 1837 году, за­вер­ше­но не бы­ло (например, к 1856 году осу­ще­ст­в­ле­но ме­же­ва­ние свыше 3/4 казённых земель в Ев­ропейской час­ти Рос­сии). В начале XX века на Ура­ле, в Си­би­ри и на Даль­нем Вос­то­ке бы­ло уч­те­но около 548 млн. га (из них 71 млн. га — сельскохозяйственный фонд), в Ев­ропейской час­ти Рос­сии — около 164 млн. га (из них 69,3% — ле­са, 28,1% — не­удоб­ные зем­ли и 2,6% — удоб­ные зем­ли). Казённые земли со­став­ля­ли 32,6% всех зе­мель в Российской им­пе­рии, 15,4% зе­мель в Ев­ропейской час­ти Рос­сии (1905 год). Де­ли­лись на на­се­лён­ные и не­на­се­лён­ные. Осо­бый пра­во­вой ре­жим име­ли зо­ло­то­со­дер­жа­щие (смотрите Золото) и неф­те­нос­ные уча­ст­ки ка­зён­ных зе­мель.

Казённые земли ис­поль­зо­ва­лись при фор­ми­ро­ва­нии ка­би­нет­ских зе­мель и ка­зачь­их зе­мель. Жа­ло­ва­лись мо­нар­ха­ми дво­ря­нам в по­ме­стья. В XIX — начале XX веков не­на­се­лён­ные казённые земли от­во­ди­лись ма­ло­зе­мель­ным и без­зе­мель­ным кре­сть­я­нам, пе­ре­се­лен­цам, цер­ков­ным при­чтам, учеб­ным за­ве­де­ни­ям, опыт­ным и по­ка­за­тель­ным сельскохозяйственным уч­ре­ж­де­ни­ям, под промышленные за­ве­де­ния и т. д., а так­же про­да­ва­лись, сда­ва­лись в арен­ду; на них строи­лись и экс­плуа­ти­ро­ва­лись государственные пред­при­ятия. Зна­чительная часть не­на­се­лён­ных казённых земель в хо­зяйственном от­но­ше­нии не ис­поль­зо­ва­лась. Не­ред­ко казённые земли за­хва­ты­ва­лись ча­ст­ны­ми ли­ца­ми и кре­сть­ян­ски­ми об­щи­на­ми (осо­бен­но до середины XIX века).

Дек­ре­том о зем­ле 1917 года казённые земли на­ря­ду с про­чи­ми ка­те­го­рия­ми зе­мель объ­яв­ле­ны «все­на­род­ным дос­тоя­ни­ем».

Кроме права собственности на землю существует возможность аренды. Для полноценного ведения какой-либо деятельности достаточно такого вида пользования. Участок может быть передан в аренду на определенный срок либо на бессрочной основе. Во втором случае это могут сделать лишь органы власти определенному кругу лиц с условием целевого использования надела.

Что такое право постоянного использования земли?

Бессрочное использование земли – один из видов вещных прав. Возникает оно на участке земли, который был предоставлен в распоряжение казенных предприятий, органов местного самоуправления, муниципальную и государственную собственность, органам государственный власти. Имеют право на такое пользование и физические лица. Но распоряжаться этой землей они не могут.

Правовые нюансы (Земельный Кодекс)

Земельный кодекс РФ содержит полный перечень субъектов, имеющих право на использование земли (ст. 5):

  • собственники;
  • землепользователи;
  • землевладельцы;
  • арендаторы;
  • обладатели сервитута;
  • правообладатели.

Все эти категории лиц обладают одним из видов прав на владение и использование земельных участков.

Что же касается именно постоянного использования, то определение круга лиц указано в ст. 39.9 ЗК РФ:

  • органы местного самоуправления;
  • органы государственной власти;
  • казенные предприятия;
  • центры исторического наследия президентов РФ.

Разрешение на такое использование производится исключительно с разрешения органов местной власти. Только они вправе передать землю в бессрочное пользование.

Право безвозмездного содержания и использования земли

Еще одной разновидностью использования земли является безвозмездное использование. Его могут предоставить те, кто пользуется земельным наделом бессрочно. В этом случае есть существенное отличие: такое право предоставляется на определенный срок. Также должно быть заключено соглашение, чего не делается при бессрочном пользовании участком.

В этом документе может быть указано, что можно, а что нельзя делать на этой земле. Если такой пункт отсутствует, то это означает, что распоряжение осуществляется в соответствии с техническим и хозяйственным назначением надела.

Правила безвозмездного использования содержатся в Гражданском кодексе (гл. 36). А Земельный кодекс устанавливает правила передачи земли (ст. 24), перечень лиц и сроки (ст. 39.10), обязанности по использованию земли (ст. 42).

Кому предоставляется право?

Физические и юридические лица наделены таким правом в разной степени.

Физическим лицам

Граждане не могут получить в постоянное использование землю. Они могут только купить или взять в аренду участок на платной основе.

Но те, кто получил ее до 2001 года, продолжают ею пользоваться без права распоряжения.

Этот надел они могут приватизировать, причем сроки не ограничены. Но есть существенное ограничение: использовать такую возможность позволяется только единожды.

Юридическим лицам

Юрлица могут получить землю в постоянное пользование от органов власти. Они получают право вести деятельность на определенном земельном участке, не оформляя право собственности на него. При этом существует ряд ограничений, не позволяющих передавать в постоянное использование:

  • территории, относящиеся к лесному и водному фондам;
  • заповедные зоны;
  • зараженные земли (после радиационных аварий);
  • стратегически важные объекты.

Могут быть исключение, например, чрезвычайные ситуации или военные действия.

Как оформить общедолевую землю в собственность?

С 2005 года появилось новое для России понятие: общедолевая собственность.

Порядок переоформления

То, что земельный участок находится в общедолевой собственности, означает, что у него несколько хозяев, каждому из которых принадлежит некая доля от общей собственности.

Отсюда вытекают особенности условий его пользования, продажи, межевания. Но может сложиться ситуация, когда один или несколько владельцев хотят выделить свою часть надела. Поэтому возникает необходимость переоформления участка.

В случае, когда остальные собственники согласны, раздел происходит на добровольной основе. Для этого необходимо провести межевание, определить новые границы. Полученные после этой процедуры документы передаются в местную администрацию для их подписания. Далее нужно получить разрешение от комитета по управлению собственностью на деление участка.

Если же стороны не согласны выделить участок, то придется решать вопрос в судебном порядке. Нужно будет подать исковое заявление с просьбой выделить долю в натуральном виде. К иску прилагаются те же документы, что и в первом случае.

Может сложиться так, что участок, находящийся в общей долевой собственности является неделимым. Это значит, что на нем возведено строение и обозначить границы или разделить землю невозможно без нарушения целостности здания. Тогда возможны два варианта:

  • для всех собственников устанавливаются равные доли;
  • один собственник выкупает у остальных принадлежащие им доли земли и строение, расположенное на ней.

После этого можно проводить государственную регистрацию.

Заявление

Для того, чтобы провести разделение общего участка, кроме документов потребуется еще заявление.

В нем должны быть указаны ФИО, паспортные и контактные данные гражданина, желающего выделить свою долю, полные данные на общую собственность, описание выделяемого участка. Документ должен быть подписан заявителем, на нем обязательно указывается дата его составления.

Государственная регистрация договора

Заявление, полученные на первом этапе документы, а также договор о приобретении земли и кадастровые паспорта необходимо сдать в регистрирующий орган, который в течение 14 календарных дней выдаст документ на право использования выделенного участка.

Если переоформление происходило через суд, то госрегистрация договора производится на основании судебного решения.

Стоимость

Для проведения процедуры переоформления земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, каждый владелец должен уплатить госпошлину от 200 руб. При регистрации в Росреестре также взимается пошлина, размер которой зависит от стоимости доли участка.

Земля в аренду без срока

Получить земельный участок в бессрочную аренду можно путем участия в аукционе. Для этого местная администрация публикует объявление о торгах. Победителю передается земля в аренду без срока. В результате он получает право на ведение хозяйственной деятельности не только непосредственно на участке, но и в зданиях, расположенных на ней, а также на возведение новых строений.

Если надел имеет сельскохозяйственное назначение, то впоследствии арендатор может выкупить его по рыночной цене и оформить право собственности.

Лицо, желающее получить землю в бессрочную аренду, может самостоятельно выбрать свободный участок, обратиться в местную администрацию в просьбой о его выделении. Если это надел не проходил межевание, то его надо произвести. В ином случае достаточно будет заказать кадастровые документы, где нужный участок будет выделен на общей карте. Далее подается заявление в орган местного самоуправления и в течение 30 дней администрация даст ответ.

Временная передача земли

Если земельный участок передается в пользование на определенное время, то срок зависит от субъекта права и от цели использования:

  • на срок до 5 лет земля может быть предоставлена физическим лицам с целью сельхоздеятельности для собственных нужд, физическим и юридическим лицам для лесохозяйственного, охотхозяйственного и сельскохозяйственного использования, предполагающего строение зданий, некоммерческим организациям для садоводства или огородничества;
  • на срок до 6 лет земельные участки предоставляются физическим лицам для ведения подсобного личного хозяйства, ИЖС, фермерским хозяйствам;
  • до 10 лет право пользования может предоставляться религиозным организациям;
  • контрактникам – на срок действия их договоров;
  • физическим лицам, пользующимся служебным жильем – на срок права проживания;
  • отдельным категориям лиц право временной передачи земли может быть предоставлено на срок до 1 года.

Подробно все условия прописаны в ст. 39.10 Земельного кодекса.

В любом случае использование участка должно быть исключительно по целевому назначению. Земледержатели также обязаны не производить действий, которые могут привести к ухудшению окружающей среды, не допускать снижения плодородия, не передавать участок в аренду.

Возможные проблемы при переходе

Для того, чтобы не возникало проблем при бессрочной аренде земельного участка, его использование должно быть целевым. В противном случае органы власти в одностороннем порядке могут расторгнуть договор.

Постоянное пользование землей подразумевает, что этот участок нельзя передавать в аренду. Даже в том случае, если собственник дает такое согласие, это противозаконно.

Также нужно помнить, что, несмотря на то, что земля передана в бессрочное пользование, собственником остается другое лицо. А это означает, что владелец может использовать ее по собственному усмотрению (конечно, только в пределах допустимых видов). Так что здесь могут возникнуть разногласия.

После внесения значительных изменений в Земельный кодекс в 2008 году собственник земельного участка может в судебном порядке расторгнуть договор вне зависимости от того, что бессрочная аренда уже оформлена. Статья 13 Гражданского кодекса содержит указание на то, что нормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным на основании решения суда.

Поскольку законодательство в данной сфере меняется достаточно динамично, при нарушении какого-либо положения при оформлении договора процедура передачи земли может быть оспорена.

В 2013 года введена в действие поправка в Кодекс об административных правонарушениях, которая гласит, что переоформление земли, находящейся в бессрочном пользовании, должно быть осуществлено в определенные сроки. В противном случае пользователь несет ответственность за их несоблюдение.

Прекращение действия договора

Расторгнуть договор можно по желанию любой из сторон.

В каких случаях происходит?

Как правило, бессрочное пользование землей прекращается в таких случаях:

  • по распоряжению органов власти, которые передавали надел;
  • по желанию самого владельца.

По каким причинам?

Причины прекращения действия договора могут быть разными. Например, гражданин может сменить место жительства и земля ему просто больше не нужна.

А может быть, он больше не желает работать на ней и планирует заняться другой деятельностью.

Органы власти могут расторгнуть договор в основном ввиду нецелевого использования участка. Это происходит, когда поступает жалоба на неправомерные действия владельца. В этом случае создается специальная комиссия, которая исследует надел. При подтверждении фактов, содержащихся в жалобе, подаются документы в суд, который выносит окончательное решение о дальнейшей судьбе участка.

Также органы власти могут прекратить договор в одностороннем порядке, если пользователь фактически забросил землю, не занимается ее улучшением, не ухаживает за ней.

Для осуществления своей хозяйственной деятельности юридическому лицу требуется земля или расположенные на ней здания. Для определенных категорий существует возможность не покупать участок, а получить его в бессрочную аренду. Законодательство четко определяет порядок заключения такого договора, который надо соблюдать неукоснительно, иначе сделка может быть признана недействительной.

Инвентаризационные мероприятия по принадлежащим предприятию земельным наделам необходимо осуществлять для уточнения границ их территории, установления периметра соприкосновения со смежными участками. Государственные органы инициируют такие проверки для выявления площадей, которые используются не по прямому назначению или с низким уровнем эффективности.

Порядок инвентаризации земельных участков на предприятии

Инвентаризация земельных наделов используется государством в качестве основного инструмента контроля целевого характера эксплуатации земель, рациональности ведения деятельности на них и соблюдения пользователями обозначенных в документах территориальных границ. Эта процедура может быть начата для оформления правоустанавливающей документации на соответствующий участок, внесения изменений в уже имеющиеся документы или кадастровые данные.

К случаям обязательной инвентаризации земельных наделов предприятий относятся:

  1. Смена собственника территории.
  2. Документальное оформление прав на владение участком.
  3. Выявление расхождений между сведениями и границами надела по документам и в реальности.
  4. Реорганизация субъекта предпринимательской деятельности с составлением разделительного балансового отчета.
  5. Составление соглашения о слиянии или присоединении, которое затрагивает объекты недвижимости в виде земельных участков.

Инвентаризация позволяет оценить состояние почв, дать развернутую характеристику участка (по количественным и качественным показателям). Эта процедура дает возможность решить задачи по уточнению актуального списка владельцев земель, фактических их пользователей, выявлению пустующих и заброшенных наделов, территорий, которые используются с нарушением законодательных норм и целевого предназначения. Благодаря инвентаризационным мероприятиям повышается результативность природоохранных программ, нарабатывается база для составления картографических схем, планов объектов.

ВАЖНО! Инвентаризация может проводиться только в пределах государственных границ Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, связанных с проверкой земель в населенных пунктах, осуществляется бюджетом. Источником средств для бюджетного финансирования являются поступления от земельного типа налога и арендных платежей за участки. Оплата всех этапов может быть произведена землепользователями, если они являются заказчиками инвентаризационных мероприятий.

В рамках инвентаризации проводятся такие виды работ:

  • ознакомление специалистов с имеющейся у землепользователей правоустанавливающей документацией;
  • реализации аэрофотосъемки;
  • работы по топографо-геодезическому направлению, картографические мероприятия;
  • обследование границ, их согласование и установление;
  • подготовка отчетных документов.

В рамках одного предприятия проверке подлежит не только принадлежащая ему на правах собственности недвижимость, но и арендованные активы, имущество, принятое на ответственное хранение. При внутренней инвентаризации компании в отношении земельных ресурсов могут ограничиться проверкой документации. В описях результаты отражаются в разрезе собственников участков. В случае аренды недвижимости один из экземпляров итогового документа направляется арендодателю.

НА ЗАМЕТКУ! Обязательств по самостоятельной сверке площади надела (фактической и задокументированной) во время плановой инвентаризации у субъектов предпринимательства нет.

Инвентаризация проводится комиссией, которая утверждается главой администрации. В ее состав включают председательствующее лицо в комитете по земресурсам, делегированных специалистов от служб природоохранного, архитектурного и санитарного направления деятельности. Обязательно в комиссионном органе должны присутствовать представители структур, контролирующих сферу лесного и сельского хозяйства.

ДЛЯ СПРАВКИ! Инвентаризация земель может носить характер первичной или текущей проверки. Первичная проверка требуется для оформления правоустанавливающих документов, текущая проводится для уточнения границ или подтверждения целевого характера использования надела.

При первичном типе юридические лица должны подготовить распоряжение на право владения земельным наделом, ситуационный план с актом приемки участка. Если территория находится в аренде, то от предприятия потребуется представить проверяющим договор аренды.

Этапы инвентаризации

Земельные наделы проверяются в три этапа:

  1. Подготовительная работа. Она предполагает сбор информации об обследуемом участке, его владельцах и лицах, фактически осуществляющих эксплуатацию. Изучается содержание правоустанавливающих документов. На данном этапе анализируется состояние кадастрового плана, начинается составление техпроекта инвентаризационных мероприятий.
  2. Комплекс полевых работ. В них задействуются специалисты по проведению геодезических измерений. Перед ними ставится задача по уточнению границ участка и его местоположения. На данном этапе осуществляются картографические мероприятия с учетом результатов аэрофотосъемки.
  3. Камерные операции, объединяющие набор действий по обработке собранного материала и оформлению на его базе землеустроительной документации (ей присущи свойства отчетных форм).

Оформление материалов инвентаризации, подведение итогов

При разработке проекта инвентаризационных действий необходимо учитывать:

  • площадь исследуемой территории;
  • предполагаемую область эксплуатации земли;
  • расположение объекта недвижимости по отношению к другим территориям;
  • существующие границы надела.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Готовый проект инвентаризации должен пройти процедуру согласования. Утверждение его возможно только при наличии согласия всех заинтересованных сторон, в том числе владельцев смежных участков.

Для реализации инвентаризационных мероприятий составляется техническое задание. Оно формируется на основании сведений, собранных на подготовительном этапе. В этом документе необходимо отразить основания и причины проведения инвентаризации, цели проверки. В тексте выделяется нормативная база, которой руководствуются участвующие в инвентаризационных действиях лица.

В техзадании обязательно прописывается лицо, которому предоставлены полномочия по контролю и координации действий членов комиссии. Если инвентаризация не относится к категории первичной проверки, то в задании должны быть указания на результаты предыдущих инвентаризационных отчетов. Документом идентифицируется объем предстоящих работ, их полный список, приводится система координат, обозначаются дополнительные параметры проверки, условия ее осуществления. В конце документа обязательно прописывается временной интервал, на протяжении которого проверка должны быть начата и закончена, сроки подготовки отчетной документации.

На камеральном этапе комиссионным органом проводится проверка полевой документации. На ее базе разрабатывается кадастровый план. Для его оформления подбирается уровень масштабирования, достаточный для соблюдения полного набора требований к точности и полноте отображения данных. Дальнейшими шагами будет составление чертежа инвентаризации и заполнение ведомости по кадастровым сведениям. Далее осуществляется оформление технической отчетной документации и заполнение базы данных.

Материалы проведенных инвентаризационных действия отображаются в таком наборе документов:

  • пояснительной записке;
  • каталоге координат;
  • экспликации по составу земельного участка.

Комиссия при составлении акта инвентаризации земельных участков приводит пофамильный список проверяющих специалистов, координаты обследованного объекта недвижимости и список изученных правоустанавливающих документов. В акте необходимо отразить реквизиты полного набора справок, бланков и договоров, имеющих отношение к установлению прав собственности и пользования участком. При наличии сведений о предыдущих проверках они также должны быть упомянуты.

В завершающем блоке акта члены комиссии могут зафиксировать свое особое мнение о результатах проверки.

Все систематизированные результаты произведенных манипуляций и итоги аналитической работы заносятся в единый отчет. В нем должна присутствовать карта обследованного участка или его плановая схема. В землеустроительную документацию включают информацию о размерах территории, граничащих с нею объектах, уточненных границах надела. Если по проверенному объекту недвижимости имеются ограничения в отношении направлений его эксплуатации, все они находят отражение в землеустроительных документах.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *